...Несогласие в собственных рядах есть смертоноснее за враждебные мечи, а внутренние разногласия открывают двери иностранным захватчикам.
Карл Густав Эмиль Маннергейм, государственный и военный деятель Финляндии, президент Финляндии

Портрет художника на фоне гобелена

24 мая, 2001 - 00:00

Жоголь Л. Е. — народный художник Украины, академик Украинской академии архитектуры, кандидат искусствоведения, участник огромного количества выставок, в том числе и зарубежных, мастер, посвятивший более 40 лет жизни искусству художественного текстиля. Без сомнения, она сильная, активная, реализованная личность, при этом ноты сентиментального удивительно тонко соединены с величавостью. В ее образе есть нечто от грузинской княгини.

Статьи о художниках традиционно пишутся в связи с юбилеем или открытием выставки. У Людмилы Жоголь и то, и другое состоялось в прошлом году. Нынче — плюс один год биографии, огромный творческий багаж, отсутствие суматохи, велеречивых од.

Творчество Людмилы Евгеньевны Жоголь — это целый пласт художественной культуры ткачества. Она чародейка и кудесница гобелена, который высоко был оценен в 1970-е — 1980-е годы. Но что бы понятнее стали новаторства художницы, имеет смысл сделать несколько ретроспективных ссылок.

Украинский народный гобелен, безворсовый ковер, получил развитие еще в XVIII веке. Именно на его художественно-эстетической основе возрождался гобелен в 1960-е годы. Но исторически связывал эти два этапа период так называемого тематического ковра 1930-х — 1950-х годов, в основе которого было картинное видение гобелена. Известные живописцы Н. Рокицкий, Д. Шавыкин, М. Дерегус, А. Петрицкий и другие делали картины на социально-политическую тематику, по которым мастера ткали точные копии, тем самым нивелировались художественные особенности и живописи, и гобелена, абсолютно не учитывалась их будущая жизнь в пространстве интерьеров.

Разговор с Людмилой состоялся в ее светлой и просторной мастерской. Ощущение, что передо мной живой классик — присутствовало. Но благодаря ее личному обаянию, ощущения скованности не было.


В 1960-м году в Лозанне (Швейцария) открывается международный центр художественного текстиля, на базе которого раз в два года проходили биеннале. Направление центра было связано с разнообразными модернистскими и постмодернистскими тенденциями. Людмила Евгеньевна неоднократно участвовала в этом престижном форуме текстильщиков, но ее кредо звучало так: «достижение синтеза народного искусства с современными интерьерами». И именно на этой идеи зиждилось ее авторское новаторство. В творчестве художницы соединились образность и логика украинского народного ковра, плахты, вышивки, французского классического гобелена, современного ткачества П. Пикассо и Ж. Люрса.

Путь Жоголь в искусстве текстиля всегда был неразрывно связан с архитектурным пространством. Долгое время она заведовала отделом лаборатории монументального искусства текстиля и керамики при Киевском зональном институте типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий. Первым крупным комплексным заказом стала гостиница «Киев» (начало 1970-х), когда художник был подключен к процессу организации пространства интерьеров еще на стадии проектирования.

По тем временам, в ультрасовременной гостинице, по инициативе и при активном личном участии художницы, была заложена идея создания интерьеров, оформление которых отвечало бы национальной специфике. Единство образного решения всех текстильных элементов: веретов-покрывал, портьер, скатертей, гобеленов предполагало создание в гостиничном пространстве интерьеров уютной атмосферы, которая господствует там и ныне. По мнению Людмилы Евгеньевны, именно национально решенные интерьеры гостиничных комплексов могут быть привлекательны иностранным туристам. По такому же принципу создана сеть гостиниц «Хилтон». Но, к сожалению, в нашей стране данная практика в последние годы движется в направлении стандартизации эстетики. А усилия Людмилы Жоголь как раз шли от противного, и возможно, забвение ее опыта, будет недолгим, и мы выйдем на современный путь проектирования зданий с мировым стандартом «начинки», но с национальным образом оформления.

Необычность таланта Людмилы Евгеньевны связано с тем, что она практик и теоретик одновременно. Ее перу принадлежит несколько книг и множество статей, большинство из которых посвящено проблемам синтеза искусств и роли декоративно-прикладного искусства в организации пространства интерьеров.

Художница сама владеет всеми техниками создания художественного текстиля, это итог знаний, полученных во Львовском институте прикладного и декоративного искусства, а также профессиональный рост на протяжении всей жизни. Но по сложившейся практике художников декоративно- прикладного искусства, часто их творчество непосредственно связано с производством, когда конечный результат выполняют мастера. Гобелены Людмила Евгеньевна выполняет на Решетиловской фабрике, которая еще сохранила в названии имя Клары Цеткин. Директором фабрики, ее душой и опорой уже долгие годы является Л. С. Товстуха. То, что фабрика живет и по сей день в сложной экономической ситуации, когда многие предприятия художественной промышленности закрылись, во многом зависит от инициатив этого человека.

Сегодняшние гобелены Людмилы Евгеньевны посвящены по преимуществу темы цветов, по образному решению и по размеру тяготеют к станковым формам. Подобные гобелены могли бы стать прекрасным эстетическим акцентом частного интерьера. Но по словам художницы, элитарное искусство ручного гобелена нынче не в моде. Хотя вот парадокс, модна сама тема о модном интерьере. Но у нас в фактор формирования эстетики частного интерьера пока что практически не входят национальные произведения декоративно-прикладного искусства, их с успехом заменяет дорогой импортный ширпотреб. А ведь издревле роль изделий утилитарно-художественного свойства формировало быт, делая из среды обитания уютный дом.

Показывая свои произведения в мастерской, художница делала любопытные комментарии: «гобелен «Мой цветок — будяк» похож на меня по характеру, а в гобелене «Зима» внизу пристроилась группка птиц — это члены моей семьи». Рассматривая гобелены, выстроившиеся вдоль стены, возникло ощущение, что это реальные обитатели пространства мастерской, здесь их дом, и рядом их творец.

Елена СОМ-СЕРДЮКОВА
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ