Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны. Невозможно достичь какой-то из них, пренебрегая другими.
Андрей Сахаров, физик, правозащитник, диссидент, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии мира

С Мавкой — на всю жизнь

17 февраля известная актриса Раиса Недашковская отпразднует свой день рождения
14 февраля, 2013 - 18:09
РАИСА НЕДАШКОВСКАЯ : «КАК ПИСАЛА МОЯ ЛЮБИМАЯ ПОЭТЕССА ЛЕСЯ УКРАИНКА, « ЛЮДИ ШУКАЮТЬ ЩАСТЯ В ЛЮБОВІ, В СЛАВІ І ГРОШАХ. ЦЕ Ж ВСЕ МИТТЄВЕ...» / ФОТО ОКСАНЫ ДЕНЯКОВОЙ

Раиса Степановна — из славной когорты актеров «шестидесятнического» поколения (в Киевском театральном институте училась вместе с Иваном Миколайчуком и Бориславом Брондуковым). Почти каждый год появляются ее авторские моноспектакли. Она с радостью приступает к драматичному перечитыванию литературной классики; в течение продолжительного времени сотрудничает с композитором Владимиром Губой, создавая музыкально-драматические номера, является членом жюри фестивалей и конкурсов.

Вхождением в кинематограф Раиса Недашковская обязана Виктору Ивченко — режиссеру, которого она называет своим главным Учителем. Ведь именно он выбрал ее, еще 17-летнюю школьницу, на то время всего лишь участницу нескольких творческих кружков киевского Дворца пионеров, на роль Мавки в «Лесной песне» (1961). Потом было разнообразие ролей и амплуа: от Марфы в фильме-опере по Н. Римскому-Корсакову «Царская невеста» до соблазнительной и корыстной секретарши Лялечки Варенцовой в «Гадюке» Виктора Ивченко; от сельской художницы-самородка Катерины Билокур (фильм «Буйная» Виктора Василенко) до бедной еврейки из Бердичева, многодетной матери Марии (фильм «Комиссар» Александра Аскольдова)... Но Мавка все же стала знаковой в судьбе актрисы.

«РОСТИ, РОСТИ, ТОПОЛЕНЬКО, ВСЕ ВГОРУ ТА ВГОРУ...»

— Мне кажется, что к Мавке я готовилась с пеленок, из моего родного села Старые Воробьи, что на Житомирщине, ведь это именно те места воспела Леся Украинка. Помню, у меня в детстве был коврик, на котором были изображены русалки. И я в детстве спала на нем, росла вместе с этими русалками, — признается Р. НЕДАШКОВСКАЯ. — Из рассказов мамы знаю, как она меня маленькую искала, бегая по селу, а я, устав, высыпалась в камышах, любила блуждать в ивняках и только под вечер приходила домой.

О назначении на роль Мавки и о зачислении в Киевский государственный институт им. Карпенко-Карого узнала в один день. Страх и ответственность ложились на мои плечи. Ведь до меня Мавку играли ведущие актрисы украинской сцены, а мне, 17-летней, нужно было перенести на экран этот сложный и философский образ Леси Украинки. Ведь любовь Мавки — очень сильное чувство. Помните, когда Лесовик Лукаша превратил в волка, и волк заплакал над сопилкой, и его слеза, пройдя сквозь все слои земли, обожгла чело Мавки, она проснулась и вернулась с того света к любимому. Какая удивительная энергия любви, жизни! И как это передать? Ивченко гениально показал это в фильме. Я интуитивно шла к Лесе Украинке, к ключевым моментам образа.

Помните премьеру этого фильма, где она состоялась?

— Да, вспоминаю. Была московская премьера. И была украинская. Во Львове в Театре им. М.Заньковецкой... И Данченко Владимир, отец знаменитого режиссера Сергея Владимировича, подписал мне тогда открытку: «Рости, рости, тополенько, все вгору та вгору...»

В этой первой роли перед вами, вчерашней школьницей, так же, как и перед юной Мавкой, встал вопрос: «Что же мне суждено?..» Не так ли?

— К сожалению, да. Ведь суждено мне в кино переиграть героинь всех национальностей на всех киностудиях тогдашнего СССР: Мехрибан в фильме «Телефонистка»; Мариуца — «Путешествие в апрель»; Марфа — «Царская невеста»; Марина Мнишек — «Ошибка Оноре де Бальзака»; Сонечка — «Гадюка», Нахама — «Биндюжник и король», Мария — «Комиссар». Получить в 1979 году на международном кинофестивале стран Азии и Африки Гран-при за лучшую женскую роль таджички Рано в фильме «А счастье рядом».

«ДЛЯ РАБОТНИКА ИСКУССТВА СТРАШНЕЕ ВСЕГО, КОГДА В ПРОФЕССИИ НАСТУПАЮТ ПЕРИОДЫ МОЛЧАНИЯ»

Несмотря на успех и популярность, Мавка была первой и последней вашей значимой работой в украинском национальном кинематографе советской эпохи?

— Да. Картина Аскольдова «Комиссар», в которой я сыграла Марию, стала последней точкой в моей творческой карьере и пролежала 20 лет «на полке». После «Комиссара» меня перестали снимать. Если и снимали, то главные роли не давали. К тому же, я тогда дружила с опальным писателем Виктором Герасимовым, Иваном Дзюбой, Виктором Некрасовым, супругами-художниками Виктором Зарецким и Аллой Горской, убитой КГБ, поэтессой Линой Костенко, отсидевшей в лагерях. Это было сложное для меня время. Ведь для работника искусства страшнее всего, когда в профессии наступают периоды молчания. В 1989 году, когда фильм «Комиссар» наконец увидели зрители не только бывшего СССР, но и мира, то труд творческой группы был оценен достойно. За роль Марии я получила «Золотую Нику» от Союза кинематографистов СССР. Это была одна из последних престижных наград, которой были удостоены украинские кинохудожники. Только через 30 лет украинской режиссурой мне была предложена адекватная по значимости работа — роль Катерины Билокур в фильме В.Василенко «Буйная», которая в 1993 г. была признана лучшей женской ролью на международном кинофестивале «Белый аист».

В своем творчестве вы неоднократно обращались к произведениям Леси Украинки...

— Леся Украинка для меня — как родная душа. Я ее настолько слышу, чувствую, что она для меня жива. Когда мы были еще студентами института, нашей курсовой работой с Иваном Миколайчуком стал «Каменный хозяин». Иван играл Дон Жуана, а я — Донну Анну. По окончанию института молодой режиссер В. Криштофович предложил мне новую встречу с творчеством Леси Украинки в фильме «Прощание», и я с радостью работала уже с прекрасной прозой писательницы. Позже пробовалась на роль Леси Украинки в фильме «Иду к тебе», но сыграла ее русская актриса Алла Демидова...

Через много лет вы опять вернулись к «Лесной песне». Теперь уже на сцене...

— «Лесная песня» — шедевр! Это эталон не только национальной драматургии, но и мировой литературы. Помните, у Леси: «Я маю в серці те, що не вмирає...» Мавку Леся Украинка создала в конце жизни из невидимого мира. Этот образ прошел через всю мою жизнь, я все время возвращаюсь к нему. Поэтому к 130-летию со дня рождения Леси Украинки, которое совпало с 40-летием выхода на экраны фильма В. Ивченко, решила воплотить «Лесную песню» на сцене. Готовясь к этим юбилеям, осознавала, что по возрасту играть Мавку уже не могу, но душу бередила мысль: «Как это сделать?»

И что дало толчок в поисках?

— Костюм Мавки, который для меня сделали художницы: Л. Семыкина и Л. Нагорная. Он бронзового цвета с вуалью, лентами, цветами, на голове — огромный венок с яблоками, калиной. Ожерелье мне подарила подруга из Америки. И когда этот наряд увидел режиссер Мерзликин, то сказал: «Делаем «Лесную песню»!» В произведении есть такие слова: «То дай мені святкові шати, діду! Я буду знов, як лісова царівна, І щастя упаде мені до ніг...» Но когда начала работать над воплощением этой идеи, взяла за основу сценарий своего учителя В. Ивченко и поняла, какой колоссальный труд он вложил в свой, так и не реализованный, сценарий. Его сокращения текста не отразились негативно на произведении Леси Украинки. И то, что этот потрясающий, грандиозный сценарий лег в основу спектакля режиссера Мерзликина, не случайно. Ведь в свое время, еще до экранизации, В. Ивченко ставил «Лесную песню» на сцене Львовского театра им. М. Заньковецкой, где сам играл Перелесника и глубоко знал и чувствовал творчество Леси. Он говорил: «В кино я пришел ради того, чтобы снять «Лесную песню». В память об этой его киноработе мы с Мерзликиным и Симфоническим оркестром под руководством Алексея Баклана сделали по его сценарию «Лесную песню». И как раз я опять вернулась к творчеству Леси Украинки, сыграв в спектакле роли всех персонажей «Лесной песни». От режиссера Мерзликина услышала такое признание: «Среди нас 40 лет жила Мавка, а мы об этом не знали...» Я благодарна людям, которые помогали мне восходить на эту Голгофу, где, как говорит Мавка, «і щастя, і мука».

Можете сказать, что сегодня вы счастливы?

— У меня есть моноспектакль по легенде в прозе «Счастье», в которой Леся Украинка писала: «Боже мой, что люди ищут счастье? На одного оно глянуло любящими глазами, другого засеяло золотом, иному светом славы. Всех очаровало оно навеки. Люди ищут счастье в любви, в славе и деньгах. Это же все кратковременно...».

Мария ВИШНЕВСКАЯ
Рубрика: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments