Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Смотрели украинское

В Киеве завершился XV Международный фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA
03 апреля, 10:21
ГЛАВНЫЙ ПРИЗ ФЕСТА ПОЛУЧИЛА ЛЕНТА « КИНО ДЛЯ КАРЛОСА» (РЕЖИССЕР — РЕНАТО БОРРАЙО СЕРРАНО)

Приз конкурса Docu/Світ в номинации Docu/Життя получил фильм «Песок и кровь» австрийских режиссеров Маттиаса Креппа и Ангелики Шпангель. По мнению жюри, «сила найденных кадров наглядно показывает безумие войны и необходимость взращивать ненависть, чтобы создать врага. Вдумчивая конструкция вынуждает зрителей заполнять пробелы, формировать трогательный и глубокий портрет сложного мира, что в конечном итоге становится универсальным опытом». В фильме «Кино для Карлоса» (режиссер — Ренато Боррайо Серрано, Россия) «с теплотой и с уважительной иронией, которая, впрочем, делает явным смехотворный, возмутительный фон ура-патриотизма и русофильского шовинизма, молодой отец документирует состояние мира, в котором рождается его ребенок: семейные связи объединяют то, что разъединяют идеологии». Именно так оценило «Кино для Карлоса» жюри конкурса Docu/Коротко, присудив главную награду.

Специальную награду конкурса Docu/Коротко и премию Андрея Матросова от организаторов фестиваля получил фильм «Горчица в садах» Петра Армяновского.

Безусловно, главным событием кинофорума стало наше кино.

Каждый фестиваль так или иначе отражает ситуацию в кинематографе страны проведения. Docudays-2018 подтвердил то, что наблюдается в последние годы: подъем отечественной документалистики. Например, впервые в истории Docudays состоялся национальный конкурс Docu/Україна, представленный полнометражными лентами. Украинский фильм был даже представлен в отборной секции Docu/Хіти, где обычно показывают только лучшие зарубежные картины. «Дельта» (Украина — Германия) — новая работа днипрянина Александра Течинского — профессионального фотографа, который стал известным в 2014-м, когда с двумя соавторами снял фильм о Майдане «Все пылает». Замысел «Дельты» он доводил до завершения несколько лет. Все съемки проходили в дельте Дуная, в Вилково Одесской области. Герои живут, работают и умирают на воде. Повествование идет сразу на трех уровнях: яркие, колоритные в своей грубоватости характеры; живописная пластика изображения — местами это настоящий кинематографический Брейгель; и еще — постоянные упоминания о религии, видимая набожность героев, которая добавляет всему метафизический оттенок. Есть гипнотическая убедительность в том, как камера Течинского парит над рекой или сквозь туман, как следует за вилковскими мужчинами в их ежедневных хлопотах. Как следствие «Дельта» получила специальное упоминание жюри на 60-ом фестивале документального и анимационного кино «DOK Leipzig».

Сразу несколько отличий Docudays собрала лента украинского режиссера Алины Горловой «Явных проявлений нет»: приз конкурса Docu/Світ в номинации Docu/Права (правозащитное кино), призы от дистрибьюторской компании «Letter to Fest», (позволяет бесплатно подавать фильм на 50 международных фестивалей) и премию $5000 от Current Time TV. Отдельная награда (от Украинского хельсинского союза по правам человека, участников проекта «Думайдан-2017. Гуртуймося біля шатра порозуміння» и фестиваля) присуждена героине фильма — Оксане Якубовой. Фильм Горловой снят в традиционной репортажно-исповедальной манере, и наиболее интересна здесь — собственно сама Оксана, которая прослужила 4 года на фронте заместителем командира батальона по работе с личным составом. Она видела бесчисленное количество смертей и увечий, и фильм Горловой посвящен чрезвычайно болезненному процессу ее возвращения к нормальной жизни. «Явных проявлений нет» — это формула игнорирования психологических проблем, которые могут быть никоим образом не легче, чем физические ранения. Фильм — это исповедь Оксаны, это история ее возвращения к жизни, которую, несмотря на очень традиционную режиссуру, забыть невозможно.

Специальная награда конкурса Docu/Україна и специальная награда студенческого жюри достались проекту  Татьяны Ходакивской и Александра Стеколенко «Влекущий, сладкий, без пределов, или Песни и танцы о смерти». Это —  практически бессюжетный фильм-путешествие (параллельно — Нью-Йорк, Италия, Киев, Грузия, Карпаты), в течение которого авторы задают вопрос абсолютно разным людям о смерти. Выходит такой себе инфернальный туризм, иногда достаточно эффектно снятый.

Приз зрительских симпатий достался «Первой сотне». Сорежиссерами картины выступили активные участники майдановской киногруппы «Вавилон 13» Ярослав Пилунский, Юлия Шашкова, Юрий Грузинов.

В фильме речь идет о Первой сотне Майдана — той же, которая защищала легендарную «Львівську браму» — баррикаду под обзорным мостиком в начале Институтской, своего рода ворота Майдана во время революции. Авторы отслеживают историю нескольких участников Сотни, начиная с вечера 30 ноября 2013 года и до боев на Донбассе.

Хотя эта история посвящена целому майдановскому отряду, постепенно в ней очерчивается главный герой — командир Сотни Андрей Янченко. Следим за его эволюцией в качестве лидера, его болью, сомнениями, надеждами. В целом фильм построен мозаично — условное настоящее время (пребывание героев в АТО) перерывается многочисленными флешбеками с Майдана  — и предсказуемо завершается рождением ребенка командира. «Первая сотня» — чуть ли не первый фильм, в котором зафиксирован момент перехода от войны за свободу в Киеве к войне с агрессором на Востоке Украины. Еще один, пусть и несовершенный, но важный документ эпохи.

Главную награду студенческое жюри отдало копродукции Дании, Финляндии и Швеции «Отдаленный лай собак» (Симон Леренг Вильмонт). Это фильм не украинский, но сделан на нашем материале.  Датский режиссер наблюдает за жизнью 10-летнего Олега, который живет с братом Яриком и бабушкой Олександрой в небольшом доме в прифронтовом Гнутово. Большинство людей уже покинули их село, но Александре нравится жить там вместе с внуками.

Отдаленный лай собак — двусмысленный образ; обязательный признак вечернего сельского уюта — и в то же время сигнал переполоха после ночного обстрела. Вильмонт вроде бы ограничивается позицией наблюдателя, однако постепенно, наблюдая за невероятной красоты картинами природы, сценами детских шалостей, жуткими эпизодами обстрелов, выстраивает драматический рассказ о семье, оказавшейся в непрерывном кошмаре войны. Пока украинское кино еще не предъявляло настолько убедительных художественных исследований о жизни гражданских на линии разграничения.


ДМИТРИЙ ЛАВРИНЕНКО

Наконец, главную награду конкурса Docu/Україна получил фильм Дмитрия Лавриненко с достаточно закрученным названием «Веаюфром» (искажено английское Where are you from? — «Откуда вы?») Главного героя зовут Женя. Ему  45 лет, он живет в Харькове и работает дворником. Его мать живет в США и сделала для него «Зеленую карту». Чтобы не утратить ее, он должен ежегодно ездить в Америку. Женя ищет себе женщину и хочет жениться. Он записывает свою жизнь на видео. В свою очередь,  Лавриненко снимает приключения Жени. Две реальности объединяются в одном фильме.

«Веаюфром» — в полном смысле документальная комедия. Женя снимает буквально все: как убирает мусор, как пристает к девушкам на улице в Америке со своим «веаюфром?», как выпивает с коллегами, даже как совокупляется, когда повезет со знакомством. В свою очередь, Лавриненко фиксирует будни этого чудака, который забивает квартиру  советскими вещами (от тушенки до люстр) и мечтает об идеально воспитанной девушке.  Кадры Жени — цветные, съемки Дмитрия — черно-белые. Женя смешной, хотя местами похож на городского сумасшедшего; вся история складывается, как цепочка эскапад и приобретает трагикомический горько-сладкий привкус. Вот живет такой маленький человек, и все мыкается, и свое место найти не может. Среди остальных фильмов национального конкурса этот — самый яркий и награду получил заслуженно.

В целом — могло быть и лучше. Но то, что мы на нынешнем Docudays UA получили маленький триумф украинского кино, — вне всякого сомнения.

В ближайших номерах нашей газеты смотрите интервью с Дмитрием Течинским — режиссером фильма «Дельта».

СПРАВКА «Дня»

Docudays UA — единственный в Украине международный фестиваль документального кино о правах человека. Входит в Международную сеть правозащитных кинофестивалей Human Rights Film Network. Проходит ежегодно в Киеве в течение последней недели марта. После завершения Docudays UA презентует лучшие фильмы в регионах Украины во время Странствующего фестиваля. Показы и обсуждения фильмов при участии экспертов по правам человека длятся с октября по декабрь включительно. В течение года Docudays UA будет популяризировать авторскую документалистику в кинотеатрах в рамках проекта Docu/Хіт, ведет киноклубы медиапросветительства по правам человека, представляет проект культурной дипломатии See Ukraine в Европе, помогает молодым украинским документалистам с производством фильмов на платформе Docu/Pro, ежегодно выпускает каталог новых украинских фильмов для промоции за границей. ХV Docudays UA проходил с 23 по 30 марта 2018 года в Киеве.

Фото предоставлены организаторами фестиваля

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать