Независимость церковная таит в себе мысль о независимости государственной.
Василий Липкивский, церковный реформатор, первый митрополит Украинской автокефальной православной церкви

Современно, талантливо, креативно

В Опошне на Полтавщине состоялась Биеннале керамистов
1 декабря, 2017 - 12:08
Ирина Марко (Львов). Композиция «Пионы» (серебряная награда)

Украинская Биеннале художественной керамики имени Василия Кричевского, основанная в 2017 году Национальным музеем-заповедником украинского гончарства в Опошне на Полтавщине — одно из самых выдающихся событий в отрасли современной культуры Украины, в частности профессионального декоративного искусства. Важным заданием Биеннале является представление и поддержка творчества талантливых художников-керамистов и, прежде всего, нового художественного поколения.

Однако настоящее духовное возрождение Опошни состоялось во время Независимости Украины, когда в ноябре 1986 года был основан Музей гончарства, который в 1989 году приобрел статус Государственного музея-заповедника украинского гончарства, а с  2001-го — статус Национального. Отдаем должное его основателю — генеральному директору, доктору исторических наук Олесю Николаевичу Пошивайло, чей вклад в становление  и последующее развитие этого культурно-художественного заведения является очень весомым. Большой заслугой О. Пошивайло является и создание им в составе Национального заповедника в Опошне в 2013 г. Музея художественной семьи Кричевских, по случаю 140-летия со дня рождения Василия Кричевского (1873—1952) — выдающегося мастера живописи, графики, декоративно-прикладного искусства,  основателя стиля украинского модерн в архитектуре в начале ХХ ст., автора дизайна национального герба Украины «Трезуб», академика, доктора искусствоведческих наук, директора Миргородского художественно промышленного (керамического) институту, профессора архитектурного и художественного институтов в Киеве, Художественного политехникума в Одессе, ректора Высшей изобразительной студии во Львове, почетного действительного члена Украинской свободной академии наук в США и тому подобное. Музей расположен в бывшем доме  Опошнянского гончарного показательного пункта Полтавского губернского земства, возведенному 1916 году по проекту  архитектора Василия Кричевского и технолога-керамиста Юрия Лебищака в непревзойденном стиле украинского модерна, здание которого нынешний коллектив Музея-заповедника поднял из руин. Отметим, что наследники Василия Кричевского из США достойно оценили  подвиг опошнянских музейщиков и с большой благодарностью передали в фонды музея достаточно большое количество экспонатов.

Ольга Безпалкив (Львов). Композиция «Шаткое равновесие» (Гран-при Биеннале)

 

Конкурсный отбор произведений-участников Украинской биеннале художественной керамики имени Василия Кричевского происходил летом в 2017 году путем закрытого голосования членов жюри. Среди заявленных 125 произведений 65 авторов для участия в Биеннале было выбрано 105 работ 59 художников Украины. Награждение победителей состоялось во время торжественного открытия  выставки произведений всех участников Биеннале в Центре развития духовной культуры Национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошне, которая продлится вплоть до марта 2018 года.

Фундаментальная экспозиция произведений Биеннале свидетельствует о том, что все художники, кому удалось приобщиться к этой выставке-конкурсу, являются чрезвычайно талантливыми мастерами, для которых керамика, которая возникла еще в начале человеческой цивилизации, превратилась в безграничное поле для технологических экспериментов, испытания новейших форм, гармоничного сочетания архаичной и современной образности, поиска приемлемых в керамике средств выразительности графики, живописи, скульптуры. То есть керамика сегодня — это территория свободного творческого поиска, где происходят такие сложные трансформации, которые можно сравнить разве что с периодом художественных новаций авангарда начала ХХ века.

Александр Мирошниченко (Кочеток, Харьковщина). Композиция без названия (золотая награда)

2000-е — время, когда в искусстве профессиональной керамики (сфера, где работают художники, имеющие академическое художественное образование в отличие от народных мастеров) преобладают сторонники концептуального творчества. И именно таким произведениям, в которых первостепенной является авторская концепция, авторская идея, где ярко выражен индивидуальный способ представления керамических материалов, жюри отдавало определенное преимущество.

Гран-при Биеннале получила чрезвычайно эстетская, минималистская по конструктивному построению композиция Ольги Безпалкив (Львов) с символической для современного состояния Украины образностью и названием — «Шаткое равновесие».

Сегодня керамист, которого по инерции еще называют художником-прикладником, является, в первую очередь, художником-философом. Его образы нередко ведут в мир драматических жизненных коллизий, где пластика бывает далекой от красивости, а временами воспринимается и как диссонансная.  Это подтверждает работа на болезненную для украинцев тему войны и ее жертв Александра Мирошниченко (Кочеток, Харьковская обл. ), который получил золотую награду Биеннале.

Анатолий Шкурпела (Опошня, Полтавщина). Подсвечник «Возрождение» (бронзовая награда)

Биеннале продемонстрировало, что украинская авторская (или артовская) керамика 2010-х гг. преимущественно является искусством абстрактных и ассоциативно-изобразительных многослойных по контексту образов, среди которых жюри Биеннале определило, как наиболее интересную, композицию «Пионы» Ирины Марко (Львов), отметив ее серебряной наградой.

Очевидно, профессиональная керамика не является выше или ниже по рангу, чем народная керамика. Они просто разные, иные по своей природе, и эти сферы не могут развиваться за единственными законами, что как раз проиллюстрировал замечательный в плане совершенства исполнения традиционный по характеру подсвечник «Возрождение» народного мастера Анатолия Шкурпелы (Опошня, Полтавская обл.), получившего на Биеннале бронзовую награду.

Украинская биеннале художественной керамики имени Василия Кричевского имеет все основания на радужные перспективы в реализации, казалось бы, «наполеоновской» идеи.

ПОБЕДИТЕЛИ

Ольга Безпалкив (Львов). Композиция «Шаткое равновесие» (Гран-при Биеннале)

Александр Мирошниченко (Кочеток, Харьковщина). Композиция без названия (золотая награда)

Ирина Марко (Львов). Композиция «Пионы» (серебряная награда)

Анатолий Шкурпела (Опошня, Полтавщина). Подсвечник «Возрождение» (бронзовая награда)

Зоя ЧЕГУСОВА, заслуженный деятель искусств Украины, фото автора
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments