Свобода не может быть частичной.
Нельсон Мандела, южноафриканский государственный и политический деятель

TOP-10

Чем запомнился нынешний Харьковский музыкальный форум?
9 апреля, 2019 - 10:44
ОЛЕКСАНДР ЛАПИН (БАРИТОН, ХАРЬКОВ) И ОЛЬГА ДЯДОВ (СОПРАНО, КИЕВ) ВИКОНАЛИ ДУЕТ ПАПАГЕНО И ПАПА ИЗ ОПЕРЫ-ЗИНГШПИЛЬ «ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА» МОЦАРТА / ФОТО СЕРГЕЯ ЛЮБЕТСКОГО

СОБЫТИЕ 1

Фестивальный оркестр. Концерт-открытие «VIVA MOZART!». Инициатива, которая реализовалась в Украине впервые, — европейская фестивальная традиция. Коллаборация лучших музыкантов из всей страны с ведущими музыкантами Австрии, Германии, Польши, Чехии, Грузии, которые собрались уникальным составом для того, чтобы сыграть концерт, посвященный Гению Моцарта. Фестивальный оркестр KharkivMusicFest впервые выступил в рамках прошлогоднего феста. Оркестр состоял из 25 музыкантов, которые играли исключительно на струнных инструментах. В этом году оркестр расширился до 45 музыкантов: кроме струнных, добавились ударная и духовая группы. Традиция Фестивального оркестра — это не только возможность услышать уникальное высокопрофессиональное оркестровое исполнение, но и, в первую очередь — диалог музыкальных культур и школ, возможность наладить коммуникацию, несмотря на языковой барьер или специфику культур. Такой шаг способен стать визитной карточкой международной открытости страны и стремления к коммуникации и сотрудничеству.

СОБЫТИЕ 2

Профессиональный Форум классической музыки — Kharkiv Music Forum, целью которого стало объединение ведущих игроков украинской музыкальной индустрии  в сфере классики.

На сегодняшний день это уникальный формат для всего фестивального движения в Украине, который сразу вызвал незаурядный резонанс, и в Харьков съехались ведущие игроки этого рынка. Для рядового же человека это значит, что  классика — интересна и популярна сейчас в Украине, в оперных театрах при условии умелого менеджмента могут быть сплошные аншлаги, расцветает культурный туризм, на классической музыке можно и в нашей стране зарабатывать деньги и делать рейтинги. Нужно только кое-что подправить в законах, сменить управленцев на  креативных менеджеров нового поколения, вертикальный стиль управления — на горизонтальный, лоббировать закон о меценатстве, выбить себе нишу в украинском информпространстве, научиться работать с большим бизнесом, понять потребности современного зрителя и постепенно воспитывать новое поколение потребителя культурного продукта. Шаг за шагом, как это и пытается делать KharkivMusicFest.

СОБЫТИЕ 3

Концерт всемирно известного пианиста Джорджа Ли на специально доставленном из Киева новом рояле. Впервые в Украине Джордж Ли, которому было предоставлено право первому обыграть самый крутой рояль Украины Steinway D, ведь он оснащен новой уникальной технологией. Для Украины — это беспрецедентный случай, хотя в мире это нормальная международная практика: арендовать классные инструменты для серьезных и статусных пианистов. Арт-директор KharkivMusicFest Станислав Христенко, который договорился о доставке рояля всего лишь на один день и на один концерт в Харьков, надеется, что «гастроли» инструмента побудят тех, от кого это зависит, приобрести новый рояль для Харькова. Это очень важно, ведь KharkivMusicFest приглашает музыкантов только первого эшелона. Концертный дебют нового рояля состоялся именно в Харькове, дебют Джорджа Ли в Украине закончился пятью выходами на бис.

«В этом году фестиваль  невероятно расширился с точки зрения важных смысловых элементов. Так, например, Kharkiv Music Forum заложил основы для встреч игроков отрасли именно в Харькове. И если в этом году его еще можно назвать камерным, разумеется, что в следующем он станет всеукраинским доминантным событием, — говорит Станислав ХРИСТЕНКО, артистический директор KharkivMusicFest.— Еще одна победа и новая ступень феста — расширение аудитории за счет маркетинговой стратегии: крафтовое моцартовское пиво и кофе с  игривым профилем Моцарта на стаканчиках в кофейнях города — просто блестящий ход, который достиг своего результата: все концерты прошли с полностью распроданными билетами.  С точки зрения уровня концертов и состава исполнителей — тоже невероятный прыжок:  в каждом концерте принимали участие солисты и коллективы, которые в этом сезоне выступают на самых престижных и топовых сценах мира перед приездом в Харьков или сразу после него».

СОБЫТИЕ 4

Проект ART Piano. Целый месяц в Харькове звучала классическая музыка из... раскрашенных пианино. Невозможно даже подсчитать, сколько людей были охвачены моцартоманией, благодаря этим инструментам сколько людей вообще впервые прикоснулись к музыке. В прямом и переносном смысле этого слова. Ведь на 11 локациях города — от Сумского рынка до университетской библиотеки — время от времени возникали замечательные импровизированные концерты или наоборот — хорошо подготовленные концерты учеников  музыкальных школ Харькова, всех 22-х. Для особо внимательных сообщаем: во время фестиваля ни один инструмент не пострадал, все цветные пианино сохранили свою музыкальную функцию и были настроены. Они и в дальнейшем будут служить, а у  большинства началась новая жизнь, как у  бывших цирковых животных — среди детей, среди тех, кто  по-настоящему любит музыку.

СОБЫТИЕ 5

Оперные флешмобы. Выход классики — в люди. Музыканты и певцы  «Схід OPERA», одного из соучредителей фестиваля, устраивали флешмобі в ресторациях, на площадях города, торговых центрах. Свидетельство правильной маркетинговой стратегии фестиваля, которая не замыкается на сугубо академических форматах и пытается расширить аудиторию и сделать Харьков полностью европейским городом.

СОБЫТИЕ 6

Концерт французского секстета одного из самых именитых в мире оркестров Les Musiciens du Louvre, который открыл «Французскую весну в Украине».

Французы играли пять концертов Ж.-Ф. Рамо. Это было аутентичное исполнение музыки французского барокко на старинных струнных инструментах. Слушатели ее услышали именно такой, какой ее слышали современники композитора. Но главная фишка и вывод из этого концерта совсем другие. Концерт посетила Первая леди. Если бы первые лица государства хотя бы раз в 2 недели (а не только в предвыборный период) посещали концерты/спектакли/выставки, это было бы самой радикальной пропагандой украинской культуры внутри самой Украины. Некий антикризисный PR. Абсолютно бюджетный ресурс, который бы навсегда решил проблему присутствия культурных событий в масс-медиа и головах электората. Возможно, тогда бы вопросы с голосованием и выборами не стояли в плоскости цирка и медлабараторий.

СОБЫТИЕ 7

Просветительская составляющая KharkivMusicFest — не менее важна, чем концертная. Главный постулат арт-директора фестиваля Станислава Христенко.

Музыкальный детский  лагерь Amadeus Camp во время весенних каникул. Дети разного возраста изучали старинные танцы эпохи Моцарта, овладевали игрой на музыкальных инструментах и вместе с тем учились слушать классику. Педагоги говорят, что после этих занятий дети не хотели идти домой. Нужно было видеть  шестилеток, которые совершенно со взрослым выражением лица танцуют в парах менуэт, старательно пытаясь воспроизвести все присущие этому танцу галантные движения, затем так же вдохновенно выстукивают ритм в шумовом оркестре под музыку Моцарта, поют  потрясающе ангельскими голосами моцартовскую колыбельную и даже занимаются  брейк-дансом и стоят на головах под музыку Моцарта. В результате семидневного  Amadeus Campу дети презентовали премьеру своего музыкального спектакля «А кто из вас Моцарт?».

Цикл лекций в рамках образовательной программы для школьников  в разных общеобразовательных школах Харькова (куратор Елена Алмазина). Дети узнавали об интересных фактах из жизни Моцарта, знакомились с разными музыкальными инструментами, слушали музыку в живом исполнении струнного квартета, флейты, вокала. Приятнее всего в таких встречах было то, когда дети после лекции подходили и продолжали задавать вопросы, интересоваться музыкальными инструментами, пробовали сыграть, например, на скрипке, а в одной из школ даже подарили всем музыкантам цветы.

Цикл бесплатных лекций Amadeus Talk для всех желающих целой молодежной командой лекторов. Успех этого подпроекта заключается в том, что  каждый раз на лекциях Amadeus Talk было все больше слушателей. Именно так воспитывается абсолютно новое поколение людей мыслящих и культурных. И  именно такой  подход фестиваля к просветительству и образованию вызывает восхищение и вдохновляет следовать примеру.

СОБЫТИЕ 8

Международные мастер-классы, которые провели музыканты из 6 стран Европы. Например, солисты Фестивального оркестра, которые выступали на лучших европейских и мировых сценах, занимались с учениками и студентами разных музыкальных учебных заведений Харькова в замечательной по своим интерьерам и оснащению ДМШ №5 имени Римского-Корсакова. А «Музыканты Лувра» поработали с музыкантами OPEN OPERA UKRAINE, которые специально приехали на мастер-класс из Киева и Днипра. Так, из рук в руки, из ушей в уши происходил обмен школами, эстетикой, опытом, современными трендами европейских исполнительских практик. Эту традицию KharkivMusicFestу тоже трудно переоценить, ведь именно такие практики в результате дают чрезвычайно мощный толчок к развитию, перспективу, придают смысла всем действиям  и усилиям фестиваля. Детям и молодежи не нужно тратить деньги на мастер-классы за рубежом: лучшие из лучших пришли к ним сами. И если в прошлом году это были мастер-классы лучших украинских инструменталистов, в этом году фестиваль расширил границы обмена до международного состава.

СОБЫТИЕ 9

Крафтовое пиво «Волшебная флейта». Это именно то ТОП-событие KharkivMusicFestу, которое невозможно описать. Ее можно только попробовать. Все киевляне, которые в качестве подарка получили специально сваренное под фестиваль пиво, — были в восторге. Они смаковали уже после  посещений фестиваля и на себе испытали словосочетание «послевкусие». Пиво настолько натуральное, насколько «натуральная» и актуальная классика. Тем более, моцартовская. Не самый дешевый маркетинговый ход, но, во-первых, это красиво, во-вторых — концептуально, в-третьих, это тоже коллаборация массового и элитарного  фестиваля и города.

СОБЫТИЕ 10

Концерт-закрытие Моцарт-GALA. Оперные шедевры Моцарта под руководством Маэстро Андрея Юркевича, дирижерский жест которого, по словам музыкантов, уже олицетворяет в себе саму Музыку. Юркевич двигал всеми линиями концерта, вплоть до поклонов, понимая, что такое фестиваль и фестивальный гала-концерт. А он, кстати, констатировал, что и  финал, и сам фест  получились ярче, чем в прошло году. Несколько причин. Музыканты в оркестре были заряжены сначала. Явно отразился прошлогодний опыт, и это чувствовалось даже слушателями в зале. Приезд Юркевича подтвердил, что он входит в десятку самых топовых дирижеров мира. Чувствовалось во всем: в деталях работы с оркестром, филигранном чутье оркестра и публики, и даже в тщательно продуманном составе солистов, которые подходили друг другу по голосам, темпераменту и даже по возрасту. Все были одного поколения,  и в каждом чувствовалось желание сотворчества. Открытие — Александр Лапин, солист «Схід OPERA», которого встречали, как Паваротти, чего заслуживало его блестящее исполнение.

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments