А самое большое наказание - это быть под властью худшего человека, чем ты, когда ты сам не согласился руководить.
Платон, древнегреческий философ, епиграматист, поэт, один из родоначальников европейской философии

Трагикомическое начало

Вчера вечером на Почтовой площади состоялась торжественная церемония открытия 47-го Киевского международного кинофестиваля «Молодость»
28 мая, 2018 - 17:47

Для "Молодости" это был своего рода дебют как во времени, так и в пространстве: впервые она началась в теплый сезон, так же впервые фестивальная церемония проходила под открытым небом.

Локацией служил построенный слева от Речного вокзала белый павильон с красной дорожкой, креслами на 600 гостей, большим экраном и фотовыставкой к 100-летию со дня рождения Ингмара Бергмана; его "Осенью сонату" покажут на фестивале завтра.

Ведущими вечера выступили режиссеры Виктория Трофименко и Антонина Ноябрева, актеры Вячеслав Довженко («Золота Дзига-2018» за лучшую мужскую роль в "Киборгах") и Роман Луцкий (в прошлом году сыграл Олешка в "Сторожевой Заставе»).

Фильмом открытия фестиваля стала трагикомедия под провокационным названием "Лицо" (Twarz), отмеченная "Серебряным медведем" - Гран-при жюри Берлинского фестиваля.

Twarz - новая работа польского режиссера Малгожаты Шумовской. Сама она не смогла приехать в Киев, однако поздравила "Молодость" через прямое включение в "Скайпе".

Шумовская - любимица Берлинале: в 2013 году получила приз «Тедди» от ЛГБТ-жюри за фильм «Во имя...», а в 2015-м - «Серебряного медведя» как лучший режиссер за «Тело». Twarz - о сельском красавце Яцеке, который в буквальном смысле потерял лицо: стал уродом после падения во время строительства рекордно высокой статуи Христа. От него отворачивается невеста, родная мать считает одержимым дьяволом, детвора дразнит на улице.

Шумовская придерживается либеральных, секулярных убеждений, и ее намерения быстро становятся очевидными: высмеять догматическую католическую мораль, патриархальные местечковые обычаи, неудержимое потребительство. Она показывает простой народ во всей неприглядности его простоты - от пролога с «голым» распродажей в супермаркете до ксенофобских анекдотов за обедом; не щадит и клир - чего стоит сцена исповеди, в которой священник в деталях расспрашивает молодую грешницу подробности греха. И хотя здесь немало боли, «Лицо» - все-таки смешной фильм. Смешной и злой.

Малгожата Шумовская - о своем фильме:

- То, как мы сняли Twarz, связано с польским ландшафтом, с польской живописью эпохи романтизма. А еще мы хотели сделать фильм, который чем-то был бы похож на сказку, не просто крайне реалистичный, а фильм-метафору современной Польши, и не только ее, ведь, кажется, подобная ситуация царит сейчас во многих странах. Но мы не хотели делать публицистическое кино, с уклоном в журналистику. Мы стремились создать что-то, я бы сказала, более символичное и одновременно с иронической ноткой, не тяжелое. Именно поэтому выбрали специфический способ съемки.

- Матеуш Костюкевич (исполнитель главной роли. - ДД) переигрывал, чего я, как режиссер, не люблю. Но маска это остановила, благодаря ей все сосредоточено в глазах, а это очень интересно. Ежедневно часа четыре тратилось только на грим. Это было крайне утомительно. А еще с этим связана одна смешная история, потому что человек, который сделал эту маску в Лондоне, сказал, что носить ее актеру можно семь часов в день. А мы в Польше снимали по пятнадцать часов в сутки, и, соответственно, Матеуш по пятнадцать часов ходил в ней. Они не могли в это поверить. Что-то наподобие «только поляк способен на такое».

- Мне нравятся мои герои. Я не осуждаю их, не насмехаюсь над ними. Я показываю, как оно есть в Польше, особенно в провинции, где люди живут именно так. Парадокс в том, что они счастливы и гордятся тем, что так живут. Католическая церковь до сих пор имеет очень большое влияние у нас. Думаю, это может быть проблематичным, но, по-моему, поляки в основном такие - они иногда слишком нервно реагируют на критику своего общества. Мы же видим, что происходит сейчас в политике. Все указывает на проблему: мы не терпим критики. А я поднимаю эти вопросы. Я считаю, что это моя обязанность.

- Наш герой в начале был одним, и совсем другим - во второй части фильма. Суть именно в этой разнице, в иначести, в том, что общество иногда боится «иных». Это то, что я хотела показать.

Мы провели исследование, и количество обрядов экзорцизма, проводимых в Польше ежегодно, нас шокировало. Я сейчас не назову эти цифры, но вы можете погуглить, думаю, найдете немало примеров. Это очень популярно, количество священников-экзорцистов в Польше растет. Немного смешно, но это так - люди верят в экзорцизм, в такого рода ритуалы, это какое-то безумие. Вы можете поискать на YouTube - там выкладывают видео, снятые на айфоны. Пользуются айфонами, чтобы снимать обряды экзорцизма, понимаете? Поэтому здесь я не преувеличила. Второй вопрос: женщина боится, что дети родятся с таким же лицом - да, такое иногда случается. У некоторых людей нет образования, и на самом деле они верят в такие странные комбинации.

- Большие изменения происходят в польской киноиндустрии, но они происходят только теперь, и трудно сказать, что именно они принесут. Я думаю, фильм создаст определенное напряжение в Польше, и консервативному крылу он не понравится. Но я рассчитываю на то, что еще останется место для свободного и откровенного кинематографа.

Сегодня начались конкурсные просмотры: в кинотеатре "Киев" демонстрируется студенческая программа. Фильмы самого значительного, полнометражного конкурса, начнут показывать в среду, 30 мая.

Наша газета и в дальнейшем будет информировать своих читателей о ходе событий нынешней "Молодости".

     

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, "День"
Рубрика: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments