Или думай сам — или тот, кому приходится думать за тебя, отнимет твою силу, переделает все твои вкусы и привычки, по-своему вышколит и выхолостит тебя.
Фрэнсис Фицджеральд, американский писатель, крупнейший представитель так называемого «потерянного поколения» в литературе

Трагикомическое начало

Вчера вечером на Почтовой площади состоялась торжественная церемония открытия 47-го Киевского международного кинофестиваля «Молодость»
28 мая, 2018 - 17:47

Для "Молодости" это был своего рода дебют как во времени, так и в пространстве: впервые она началась в теплый сезон, так же впервые фестивальная церемония проходила под открытым небом.

Локацией служил построенный слева от Речного вокзала белый павильон с красной дорожкой, креслами на 600 гостей, большим экраном и фотовыставкой к 100-летию со дня рождения Ингмара Бергмана; его "Осенью сонату" покажут на фестивале завтра.

Ведущими вечера выступили режиссеры Виктория Трофименко и Антонина Ноябрева, актеры Вячеслав Довженко («Золота Дзига-2018» за лучшую мужскую роль в "Киборгах") и Роман Луцкий (в прошлом году сыграл Олешка в "Сторожевой Заставе»).

Фильмом открытия фестиваля стала трагикомедия под провокационным названием "Лицо" (Twarz), отмеченная "Серебряным медведем" - Гран-при жюри Берлинского фестиваля.

Twarz - новая работа польского режиссера Малгожаты Шумовской. Сама она не смогла приехать в Киев, однако поздравила "Молодость" через прямое включение в "Скайпе".

Шумовская - любимица Берлинале: в 2013 году получила приз «Тедди» от ЛГБТ-жюри за фильм «Во имя...», а в 2015-м - «Серебряного медведя» как лучший режиссер за «Тело». Twarz - о сельском красавце Яцеке, который в буквальном смысле потерял лицо: стал уродом после падения во время строительства рекордно высокой статуи Христа. От него отворачивается невеста, родная мать считает одержимым дьяволом, детвора дразнит на улице.

Шумовская придерживается либеральных, секулярных убеждений, и ее намерения быстро становятся очевидными: высмеять догматическую католическую мораль, патриархальные местечковые обычаи, неудержимое потребительство. Она показывает простой народ во всей неприглядности его простоты - от пролога с «голым» распродажей в супермаркете до ксенофобских анекдотов за обедом; не щадит и клир - чего стоит сцена исповеди, в которой священник в деталях расспрашивает молодую грешницу подробности греха. И хотя здесь немало боли, «Лицо» - все-таки смешной фильм. Смешной и злой.

Малгожата Шумовская - о своем фильме:

- То, как мы сняли Twarz, связано с польским ландшафтом, с польской живописью эпохи романтизма. А еще мы хотели сделать фильм, который чем-то был бы похож на сказку, не просто крайне реалистичный, а фильм-метафору современной Польши, и не только ее, ведь, кажется, подобная ситуация царит сейчас во многих странах. Но мы не хотели делать публицистическое кино, с уклоном в журналистику. Мы стремились создать что-то, я бы сказала, более символичное и одновременно с иронической ноткой, не тяжелое. Именно поэтому выбрали специфический способ съемки.

- Матеуш Костюкевич (исполнитель главной роли. - ДД) переигрывал, чего я, как режиссер, не люблю. Но маска это остановила, благодаря ей все сосредоточено в глазах, а это очень интересно. Ежедневно часа четыре тратилось только на грим. Это было крайне утомительно. А еще с этим связана одна смешная история, потому что человек, который сделал эту маску в Лондоне, сказал, что носить ее актеру можно семь часов в день. А мы в Польше снимали по пятнадцать часов в сутки, и, соответственно, Матеуш по пятнадцать часов ходил в ней. Они не могли в это поверить. Что-то наподобие «только поляк способен на такое».

- Мне нравятся мои герои. Я не осуждаю их, не насмехаюсь над ними. Я показываю, как оно есть в Польше, особенно в провинции, где люди живут именно так. Парадокс в том, что они счастливы и гордятся тем, что так живут. Католическая церковь до сих пор имеет очень большое влияние у нас. Думаю, это может быть проблематичным, но, по-моему, поляки в основном такие - они иногда слишком нервно реагируют на критику своего общества. Мы же видим, что происходит сейчас в политике. Все указывает на проблему: мы не терпим критики. А я поднимаю эти вопросы. Я считаю, что это моя обязанность.

- Наш герой в начале был одним, и совсем другим - во второй части фильма. Суть именно в этой разнице, в иначести, в том, что общество иногда боится «иных». Это то, что я хотела показать.

Мы провели исследование, и количество обрядов экзорцизма, проводимых в Польше ежегодно, нас шокировало. Я сейчас не назову эти цифры, но вы можете погуглить, думаю, найдете немало примеров. Это очень популярно, количество священников-экзорцистов в Польше растет. Немного смешно, но это так - люди верят в экзорцизм, в такого рода ритуалы, это какое-то безумие. Вы можете поискать на YouTube - там выкладывают видео, снятые на айфоны. Пользуются айфонами, чтобы снимать обряды экзорцизма, понимаете? Поэтому здесь я не преувеличила. Второй вопрос: женщина боится, что дети родятся с таким же лицом - да, такое иногда случается. У некоторых людей нет образования, и на самом деле они верят в такие странные комбинации.

- Большие изменения происходят в польской киноиндустрии, но они происходят только теперь, и трудно сказать, что именно они принесут. Я думаю, фильм создаст определенное напряжение в Польше, и консервативному крылу он не понравится. Но я рассчитываю на то, что еще останется место для свободного и откровенного кинематографа.

Сегодня начались конкурсные просмотры: в кинотеатре "Киев" демонстрируется студенческая программа. Фильмы самого значительного, полнометражного конкурса, начнут показывать в среду, 30 мая.

Наша газета и в дальнейшем будет информировать своих читателей о ходе событий нынешней "Молодости".

     

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, "День"
Рубрика: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments