Власть опирается на всех, кто живет во лжи.
Вацлав Гавел, чешский политик и общественный деятель, диссидент, критик коммунистического режима, драматург и эссеист, девятый и последний президент Чехословакии и первый президент Чехии

Украинская исполнительская школа — лучшая!

I Международный конкурс исполнителей на деревянных духовых инструментах им. В.С. Антонова собрал 41 конкурсанта (из 100 претендентов) из девяти стран
12 февраля, 2013 - 12:34
АНДРЕЙ ОПАНАЩУК, УКРАИНА (ЛАУРЕАТ ПЕРВОЙ ПРЕМИИ В НОМИНАЦИИ «КЛАРНЕТ») / Фото предоставлено оргкомитетом фестиваля

Этот турнир, словно остров вулканического происхождения, появился в конкурсном океане столицы, заставил заговорить о нем как о серьезном художественном соревновании: широкая география — 9 стран, заявки от более чем 100 претендентов на участие, представительное жюри, высокий профессиональный уровень выступающих и трансляция в on-line режиме на сайте конкурса всех трех туров (а это аудитория слушателей в 60-ти странах!). Все это обеспечило особый психологический комфорт и атмосферу праздника на протяжении шестидневного турнира как для самих конкурсантов, членов судейской команды, так и для многочисленной аудитории слушателей.

В состав жюри, возглавляемого ректором КИМ им. Г.М. Глиера, композитором Александром Злотником, вошли известные музыкальные деятели: дирижер, арт-директор Японского Нового филармонического оркестра Уэно Такаси (Япония), профессор НМАУ им. П.И. Чайковского Роман Вовк, профессор РАМ им. Гнесиных Иван Оленчик (Россия), музыкальный директор «Камерата-Академус» Анатолий Коган. В соревновании были задействованы ведущие коллективы столицы: Симфонический оркестр Национальной филармонии Украины под руководством Виталия Протасова и Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата» (дирижер Валерий Матюхин)

Конкурс, который проходил в двух номинациях (флейта и кларнет), неслучайно носит имя Владимира Антонова — прославленного исполнителя, легендарного флейтиста-виртуоза, блестящего педагога, наставника сотен в настоящее время известных в мире музыкантов. И знаменательно, что именно украинская школа исполнительства на флейте и кларнете в этом соревновании продемонстрировала блестящую победу.

Некоторыми секретами успешного «дебюта» конкурса поделился с «Днем» Генеральный директор турнира Александр КОЧЕРЖЕНКО, который отметил: «Знаете, это лишь на первый взгляд кажется, что нынешний конкурс появился внезапно. В действительности ему предшествовали конкурсы прошлых лет «Дніпровські зорі» и Всеукраинский конкурс исполнителей им. В.С. Антонова — своеобразные генеральные репетиции нынешнего. И уже тот факт, что на последнем появились неслыханное ранее количество желающих принять участие — свыше 120 исполнителей (!), а уровень их профессиональной подготовки просто поражал, это натолкнуло меня на мысль вывести наш конкурс на качественно более высокую орбиту. Мы осуществили анализ подобных европейских конкурсов и разработали соответствующие требования относительно участия и программ для исполнителей. То, что к нам уже с самого начала приехали представители 9 государств, и мы допустили к 1-му туру 41 конкурсанта, которые продемонстрировали высокий общий уровень исполнительства, убеждает, что наши расчеты в формировании конкурсных требований и программ выступлений оказались верны.

Голосование происходило тайно, никто ни с кем предварительно не советовался относительно оценок. По окончании каждого выступления секретарь собирал данные по каждому конкурсанту, после чего выставлялся средний балл. Поэтому среди членов жюри не возникало никаких недоразумений в оценке игры. И примите во внимание то обстоятельство, что жюри не имело права на ошибку, ведь все происходило буквально «на глазах» многомиллионной аудитории зрителей, которые самостоятельно могли вынести свой вердикт каждому исполнителю.

Кстати, воспитанники нашей НМАУ убедительно доказали чрезвычайно высокий уровень подготовки. Судите сами: среди всех победителей, а их всего, учитывая дипломантов — 8, украинцев — 6! Причем, высшие ступени заняла именно наша молодежь. В номинации «Флейта» первая премия не была присуждена, а второе место разделили Анастасия Ганзенко и Денис Смирнов (оба — Украина). «Золото» в номинации «Кларнет» завоевал в борьбе киевлянин Андрей Опанащук, третье место занял Тарас Гамар (Киев). Специальную премию за исполнение оригинального произведения современного украинского композитора Владимира Рунчака Homo ludens для кларнета соло получил молодой, но уже опытный конкурсант, артист Заслуженного академического симфонического оркестра НРКУ, солист Молодежного симфонического оркестра L’Culture Orchestra Василий Рябицкий. Одобрительную оценку жюри и публики получил россиянин Михаил Меринг (кларнет, 2-я премия) который, между прочим, играл на инструменте, подаренном ему В. Спиваковым. Второе место в номинации «Флейта» заслуженно заняла опытная исполнительница из Венгрии Ката Шеуринг.

Заключительный концерт и торжественную церемонию награждения победителей почтили своим присутствием представители дипкорпуса стран-участников конкурса, известные музыкально-общественные деятели.

Следующий Конкурс имени Владимира Антонова, проведение которого в 2014 году уже анонсировано на сайте (в номинациях — «Фагот», «Гобой», «Саксофон»), и в дальнейшем будет удерживать высокий рейтинг, созвучный с именем этого выдающегося музыканта, которое сегодня является эмблемой конкурса.

Наталия СЕМЕНЕНКО, музыковед
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments