Не могут вести кого-то за собой те, которые не имеют никаких внутренних данных на то, чтобы самих себя повести.
Вячеслав Липинский, украинский политический деятель, историк, историософ, социолог, публицист

В тени золотых медведей

Вчера в Берлине начался 70-й международный кинофестиваль
21 февраля, 2020 - 10:02

Это — первый Берлинале, организованный новой командой, которая пришла на смену Дитеру КОССЛИКУ, — неизменному руководителю форума с 2001. В последние годы Косслика активно критиковали; осенью 2017-го в журнале Spiegel даже появилось открытое письмо 79 немецких режиссеров с требованием обновить фестиваль и «вывести из него шлаки».

Министерство культуры Германии решило разделить руководство. За художественное наполнение Берлинале теперь отвечает итальянец Карло ШАТРИАН (рожд. 1971), а исполнительным директором назначена нидерландку Мариэтт РИССЕНБИК (нар. 1956). Первый раньше работал кинокритиком и возглавлял фестиваль в Локарно, вторая занимала должность управляющего директора центра международной дистрибуции немецких фильмов German Films.

Новая команда в первую очередь убрала морально устаревшие программы, наподобие «Кулинарного кино» и ввела новый конкурс Encounters («Встречи» или «Столкновения»). Его цель — поддержать новые голоса в кино и дать больше возможностей для экспериментов. Жюри будет выбирать победителей в номинации «лучший фильм» и «лучший режиссер», а также будет присуждать специальный приз.

Еще одно, вынужденное и неприятное нововведение — отмена Приза Альфреда БАУЭРА, названного так в честь первого директора Берлинале. 29 января в газете Die Zeit вышла статья, из которой следовало, что Бауэр занимал высокую должность в нацистской киноиндустрии и после завершения Второй мировой войны приложил максимум усилий, чтобы скрыть этот факт. Призом его имени отмечали художественный поиск; в определенном смысле конкурс Encounters призван заполнить эту нишу.

УКРАИНА

Совпадение это или нет, но на приход нового руководства пришлось наибольшее за все 70 лет участие Украины в фестивале: 5 фильмов в разных программах.

Так, одним из центральных стартовых событий является премьера «Номеров» (Украина-Польша) — экранизации одноименной пьесы-антиутопии Олега СЕНЦОВА во внеконкурсной секции Berlinale Special. Сорежиссерами здесь указаны Сенцов и Ахтем СЕИТАБЛАЕВ. Съемки проходили в 2018-2019 гг., поэтому Олег работал дистанционно — присылал режиссерские рекомендации из российской колонии «Белый Медведь» в якутском городе Лабытнанги. Главные роли сыграли Александр ЯРЕМА, Ирина МАК, Виктор ЖДАНОВ, Елена УЗЛЮК, Евгений ЧЕРНИКОВ, Александр БЕГМА, Виктор АНДРИЕНКО.

Также в Berlinale Special, а еще в основном конкурсе покажут два фильма российского режиссера Ильи ХРЖАНОВСКОГО из его скандального проекта «Дау», одним из производителей которого является украинская компания «Phenomen Ukraine» (вообще это копродукция России, Украины, Германии, Великобритании, Франции, Швеции). «Дау. Наташа» продолжительностью 2,5 часа — в конкурсе, а шестичасовой «Дау. Дегенерация» — в Berlinale Special. Хржановский снимал фильм о выдающемся советском физике Льве Ландау в непрерывном режиме в течение трех лет. Для съемок был построен наибольший на территории прежнего СССР съемочный павильон площадью 6 тысяч квадратных метров — полноразмерная, хотя и весьма свободная в деталях версия института, где работал Ландау. Актеры, среди которых были знаменитые ученые, художники, порноактрисы и даже банда неонацистов печально известного Максима «Тесака»  Марцинкевича, буквально жили в этих громадных декорациях, носили одежду 1930-60-х, рассчитывались за еду и услуги советскими рублями. Результатом стало 700 часов отснятого материала, из которого режиссер смонтировал 13 полнометражных фильмов и 3 сериала. «Наташа» и «Дегенерация» — это завершающие части сквозного сюжета «Дау». В обоих фильмах есть сцены экстремального насилия, одна из них совершена реально перед камерой по отношению к одной из актрис сотрудником КГБ, который играл самого себя.  Как это воспримут зрители и жюри Берлинале — можно только догадываться.

В конкурсную программу Generation 14plus Международного форума молодого кино — автономной части Берлинале, ориентированной на молодежь — включен документальный фильм «Земля голубая, будто апельсин» киевлянки Ирины ЦИЛИК. Мировая премьера этой работы состоялась в конкурсе World Documentary Competition наибольшего фестиваля независимого кино в США «Санденс», где фильм получил награду за лучшую режиссуру. Ирина родилась в 1982, закончила Национальный университет театра, кинематографа и телевидения имени Карпенко-Карого, пишет стихотворения и прозу. «Земля голубая, будто апельсин» — ее полнометражный дебют. Картина рассказывает о многодетной семье в донбассовском городе Красногорьевка, который постоянно находится под обстрелом. Главные героини — Анна ГЛАДКАЯ, мать четырех детей, и ее старшая дочь Мирослава, которая готовится к поступлению в Университет культуры и снимает фильм о жизни своей семьи в этих невозможных условиях.

Кстати, Generation 14plus — счастливая секция для Украины: в 2017 там получила Гран-при неигровая картина Елизаветы СМИТ и Георга ЖЕНО «Школа № 3» (Украина-Германия), также посвящена войне на Донбассе.

В параллельной программе Forum Expanded покажут короткометражку совместного производства США, Японии и Украины «Граждане космоса» («Citizens of the Cosmos», продюсер с украинской стороны — Любовь КНОРОЗОК). Ее автор — американский режиссер московского происхождения Антон ВИДОКЛЬ — одержимый философией российского космизма, которая предусматривает бессмертие, воскресенье мертвых и межпланетное сообщение. «Граждане космоса» основаны на манифесте «биокосмизма», написанном Александром СВЯТОГОРОМ в 1922-ом и сняты в Токио и Киеве. Оригинальная звуковая дорожка создана Альвой НОТО.

МИР

Конечно, объем того, что покажут на Берлинале — колоссален. Это 7 лишь основных программ, десятки фильмов. Поэтому ниже — лишь несколько картин, которые гарантированно станут событиями фестиваля.

Наиболее прославленное имя в основном конкурсе — Цай МИНЛЯН. В карьере 63-летнего тайванского режиссера — «Золотой лев» Венеции за «Пусть живет любовь» (1994) и Гран-при жюри там же за «Бродячих собак» (2014), «Серебряный медведь» Берлина за «Реку» (1997). Его новая история «Дни» выполненная в свойственной Минляну бессловесной, медитативно-медленной манере. Двое одиноких мужчин, одного из которых играет постоянный актер Цая — Ли КАН ШЕН — встречаются в гостинице посреди шумного и жаркого Бангкока, и то, то происходят между ними, невзирая на отсутствие диалогов, имеет напряжение высокой драмы.

Еще один кандидат на «Золотого медведя» — «Ундина» Кристиана ПЕТЦОЛЬДА, который имеет в Германии почти культовый статус. В 2000 его «Внутренняя безопасность» получила наивысшую национальную кинонаграду Deutscher Filmpreis, а драма «Барбара» с блестящей Ниной ХОСС в 2012 г. — «Серебряного медведя» за режиссуру в Берлине и так же Deutscher Filmpreis. В этот раз 60-летний автор привез современную переработку мифа о духе воды в подобии прекрасной девушки, которая заводит путешественников под воду. Ундина (Паула БИР) в версии Петцольда имеет профессию историка и работает музейным гидом. До определенного момента она выступает скорее объектом, а не субъектом собственных страстей, испытывая любовные неудачи. Но постепенно древний архетип начинает брать верх.

Безусловно, звездой нового конкурса Encounters является режиссер Кристи ПУЮ (Румыния). В его наработке, в частности — базовая для румынской «новой волны» картина «Смерть господина Лазареску» (главный приз программы «Особый взгляд» в Каннах, 2004). В новом фильме «Малмкрог» Пую отходит от привычного для себя актуального материала в интересах камерной психологической драмы в декорациях начала прошлого века. К подворью зажиточного аристократа, космополита по убеждениям, на ужин приезжают молодая графиня, политик, генерал с женой. Между ними завязывается все более пылкая дискуссия на тему политической беспомощности власти, философии, смерти и Антихриста. Сценарий опирается на один из текстов русского философа Владимира СОЛОВЬЕВА. И, конечно, именно талант Пую превращает на первый взгляд статическую историю в увлекательное и чрезвычайно эстетическое зрелище.

Сказка о Пиноккио обречена на постоянные экранизации. В Берлине новую версию покажут в сопровождаемой наибольшей шумихой внеконкурсной секции Berlinale Special Gala. В этот раз своего Pinocсhio сделал двукратный обладатель Гран-при Канского кинофестивалю («Гоморра», «Реальность») итальянец Маттео ГАРРОНЕ. Режиссер уже обращался к теме сказок в фильме, так и названном «Страшные сказки» (2015). Интересно, что плотника Джепетто — невольного отца деревянного мальчика — сыграет знаменитый комик Роберто БЕНИНЬИ, который в 2002 г. в фильме собственной режиссуры сыграл как раз Пиноккио.

50-летнего Цзя ДЖАНКЕ не без основания считают одним из ведущих режиссеров «шестого поколения» китайской кинематографии. В 2006 г. на Венецианском фестивале он получил «Золотого льва» за драму «Натюрморт», в 2013 г. признанный наилучшим сценаристом в Каннах за «Прикосновение греха», однако любой его фильм, все равно, награжденный или нет, становится событием.

Работая в коммунистическом Китае, он умудряется показывать тамошнюю жизнь, не оглядываясь на цензуру. Любимая локация Джанке — родная провинция Шаньси. Благодаря экономическому росту и культурным традициям этот регион завоевал славу своего рода китайской Аркадии. Цзя учредил здесь в 2019-ом литературный фестиваль, в рамках подготовки к которому и сделал неигровой фильм «Плыви, пока море не станет синим», отобранный в Berlinale Special. Главные герои, признанные писатели разных поколений Цзя ПИНВА, Юй ХУА и Лян ХОНГ описывают перед камерой свой литературный и жизненный опыт. Как это свойственно документальным лентам Джанке, «Плыви, пока море не станет синим» насыщенный роскошными натурными съемками — и тем более поражают исповеди писателей, которые вспоминают о совсем неидиллических страницах из истории КНР.

Фестиваль продлится до 1 марта. Центральная локация — Дворец Берлинале на Потсдамский площади. Главное жюри возглавляет британский актер, лауреат «Оскара» Джереми АЙРОНС. Награждение победителей состоится в субботу, 29 февраля.

Все это время я буду работать на Берлинале в качестве собственного корреспондента «Дня», чтобы информировать наших читателей о ходе событий.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День», Берлин-Киев
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ