Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ваш городок

В Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра «встретились» американский драматург Уайльдер и литовский режиссер Зайкаускас
16 июня, 00:00

Современный театр, кажется, уже набегался, напрыгался, накричался вдоволь. Устал. И вспомнил, наконец, что древние мудрецы говорили: если хочешь, чтобы тебя услышали, — не кричи. И что не только забавной картинкой можно удивить зрителя. И что не ради одного развлечения публика ходит в театр. И что главный интерес в театре не только интригующие ситуации, а чаще — поведение человека в обстоятельствах судьбы, жизнь человеческого духа. А для этого нужно заглянуть ему в душу, услышать тонкий писк нервов, метрономный перестук сердца, плеск взволнованной крови. Именно это и попытались сделать в театре Драмы и комедии на левом берегу Днепра в новом спектакле «Наш городок».

Собственно, почему «наш»? Он и ваш тоже. Этот нью-гемпширский городишко Гроверз-Коннерс на границе со штатом Массачусетс, в котором живут 2640 жителей и только что родилась двойня в одной польской семье, очень похож на любой маленький город Львовщины на стыке с Донетчиной, где точно так же поют по утрам петухи, проносятся мимо скорые поезда, где мамы так же встают раньше всех, готовят завтрак, дети ходят в школу, вырастают, любят, женятся, рожают новых детей, умирают и только там, за окончательной чертой, узнают великую ценность земных будней.

Литовский режиссер Линас Мариюс Зайкаускас, еще недавно возглавлявший русский театр в Вильнюсе, а позже работавший в Польше, вобрал в свою творческую потенцию наиболее тонкие и современные вибрации театральных культур Прибалтики, России, Австрии, Восточной Европы. Он умеет разглядеть в буднях — вечность, в обыденности — драматизм, в обыкновенности — поэтичность. В тихой неспешности жизни героев Торнтона Уайльдера, которые так убедительно существуют в личностях актеров киевского левобережного театра, с пронзительной достоверностью узнается наша с вами… нет, не жизнь — бытие, наши и ваши городки и мегаполисы, даже наши села, поселки и хутора, то есть мы с вами.

Л.Зайкаускас объединил киевских артистов в удивительный ансамбль, где каждая человеческая нотка звучит в унисон с другими, но сама по себе выразительна и слышна. Так, Андрей Саминин (Джордж Гиббс) и Татьяна Комарова (Эмили Уэбб) необыкновенно трогательны и очаровательны в ролях влюбленных школьников. При этом они отнюдь не стараются внешне изобразить детей. Акселератного роста Татьяна и молодой мужчина Андрей, недавно сыгравший Павку Корчагина в китайском фильме, нашли внутреннее состояние ребячьего возраста. Их погруженность в характер героев столь естественна, что когда Ведущий возвращает их на сцену и просит вспомнить и сыграть ту сцену, когда родилось между ними понимание их предназначенности друг другу, артисты делают это так убедительно, что кажется, будто только сейчас, на наших глазах все это — главное! — и произошло.

Сам Ведущий в исполнении Льва Сомова разговаривает с публикой так просто и доверительно, будто мы все в зале его добрые старые знакомые и даже приятели. Такие же точно, как и герои его рассказа. Просто нас надо познакомить друг с другом. Что Ведущий и делает с удовольствием. Пожалуй, только, актеру еще чуть-чуть недостает в интонациях легкого юмора, доброй иронии, которые явно просвечивают в тексте. Но это обязательно появится, когда спадет премьерное напряжение. Обратим внимание, что Л.Сомов давно не играл столь серьезных и тонких ролей. И тут он очень напомнил своего Костю Треплева, сыгранного еще в Русской драме в спектакле Э.Митницкого «Пять пудов любви» («Чайка») А.Чехова. Будто нынче мы смотрим недоигранный тогда спектакль по треплевской пьесе, только без «львов и куропаток», но с мировой душой и новыми формами. Просто Треплев повзрослел и встретился с режиссером Линасом Зайкаускасом.

Да и все остальные актеры театра создали маленькие изящные зарисовки своих персонажей. Чуть уставшая, нежно любящая чета Гиббсов (Николай Боклан и Ирина Мельник). Неудивительно, что в атмосфере их супружеского счастья вырос парнишка с такой готовностью любить, с таким чистым сердцем.

Дмитрия Лукьянова и Ксению Николаеву (их соседи Уэббы) мы раньше такими не видели. Николаева перешла в новую возрастную категорию и мягко сыграла неформального лидера семейства, мудрую маму взрослой дочери, сохранившую живой юмор — признак вечной молодости души. А грозного с виду отца, мистера Уэбба, Лукьянов рисует внутренне мягким-мягким, почти пушистым.

Петр Миронов играет постоянное опьянение Саймона Стимсона, регента церковного хора, почти незаметно. Да и текста у него крайне мало. Однако в нем чувствуется скрытый трагизм рухнувшей личности. И не важны причины этой душевной катастрофы — человека жалко. А вот в адрес ученой дамы профессора миссис Сомс (Неонила Белецкая) хочется мило улыбнуться — ее сокрушительная информированность и уникальная память в купе с умопомрачительной шляпкой и папироской-пахитоской собьет с ног любого.

Артистам, наверное, очень помогают хорошо продуманные стильные костюмы — дебют студентки Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Дарьи Николаевой. Пастельные по гамме (кроме последнего слишком яркого халата миссис Гиббс), они как бы сошли со старых фотографий. А сценограф Олег Лунев создал очень простую, но выразительную среду из «поезда» старой мебели и легко трансформирующихся деревянных некрашенных лестниц, столов и стульев, чьи спинки в сцене на кладбище тактично напомнят могильные кресты. При этом быта как такового в этом спектакле о повседневности практически нет. Многое в нем построено на воображаемых предметах — условны чашки и тарелки, иголка с ниткой, на которую якобы нанизываются якобы бобы, строптивая лошадь молочника, его бидоны и кувшины хозяек, пение церковного хора и сама личность констебля. Только опытным артистам иногда не мешает вспомнить этюды первого курса на воображение, ибо точности исполнения временами не хватает. Но в целом такой режиссерский прием очень оправдан — весь спектакль как бы воспоминание, рассказ, а помнится ведь только значимое: связка книг в ремешке, которую мальчик помог нести девочке, веревочный телефон из консервных банок, чемодан с подарками.

Тихий, неспешный и вроде бы не динамичный спектакль всерьез волнует, задевает сердце и будоражит душу — а мы-то как живем? Ценим ли влагу дождя, громыхание поезда, утренний кофе, папин приезд и луну — огромную, таинственную, волнующую. Ведь жизнь соткана из мелочей, милых, обыденных, привычных и — уникальных, неповторимых, дорогих. Любите эти подробности, любите жизнь, любите друг друга как любит все это спектакль «Наш городок». А больше всего этот спектакль, этот режиссер, эти артисты любят человека — самого обыкновенного, непростого в своей простоте, нас с вами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать