Малороссийство - это не политика и даже не тактика, только априорная и тотальная капитуляция.
Леся Украинка, украинская поэтесса, писательница, переводчица, культурная деятельница

Возвращение святого Луки

Об уникальности коллекции и работы Франса Гальса рассказывает и.о. директора Одесского музея западного и восточного искусства Игорь Пороник
13 октября, 2020 - 17:32
ИГОРЬ ПОРОНИК С ВОЗВРАЩЕННЫМ ШЕДЕВРОМ — ФРАНС ГАЛЬС. ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА. СРЕДИНА 1620-Х / ФОТО ИЗ АРХИВА МУЗЕЯ

После длительного пребывания на международной выставке в Италии в Одессу вернулись «Евангелист Лука» и «Евангелист Матвей» — произведения выдающегося голландского живописца XVII  века Франса Гальса из Одесского музея западного и восточного искусства. Этот большой выставочный проект проходил в Милане, в Палаццо Реале, с 7 февраля с продолжением до конца сентября этого года и назывался «Жорж де Латур. Европа света» (GEORGES LA TOUR. L`EUROPA DELLA LUCE).

По-видимому, люди старшего поколения хорошо помнят не первый ли советский триллер «Возвращенин святого Луки» о похищении одной из картин Франса Гальса во время выставки в Государственном музее изобразительных искусств имени А.Пушкина в Москве. Это случилось в 1965 году, а детектив — художественная версия этой неприглядной истории, снятый в 1971-ом режиссером А.     Бобровским. Картина Гальса таким образом стала известна массовому зрителю. Шла речь именно о раритете из собрания Одесского музея западного и восточного искусства, который в настоящее время осуществил благополучное путешествие в Европу.

— Прежде всего, хотел бы отметить, что наш музей владеет редкой коллекцией западноевропейской живописи, в которой есть произведения таких мастеров, как Караваджо, Гверчино, Граначчи, Строцци, Гварди, Маньяско,  работы из мастерских Рембрандта, Рубенса, Рибери и других мэтров, — напомнил Игорь ПОРОНИК. — Гордость нашей коллекции         — два ранних произведения Франса Гальса «Евангелист Лука» и «Евангелист Матвей» (середина 1620-х). Участие во всеукраинских и международных проектах не только популяризует культурное достояние прошлых поколений, но и повышает престиж отечественных музеев, их привлекательность для специалистов и широкой публики.

— Биография каждой картины начинается после того, как художник в последний раз коснулся кистью ее поверхности. «Евангелистам» Франса Гальса повезло, скажем, больше, чем «Поцелую Иуды» Караваджо — их авторство не оспаривается, и биография достаточно четко прослеживается.

— Не вникая в подробности, отмечу, что «Евангелисты» Гальса зафиксированы во время проведения аукционов в Гааге и Амстердаме в 1760 и 1771 году. На последнем эти четыре произведения были закуплены для Эрмитажа, в запасниках которого они впервые вспоминаются в 1773 году, получив соответствующие номера, которые можно увидеть на полотнах (позже их даже считали датой написания). Во времена Александра I цикл «Евангелистов» Франса Гальса был передан в Таврическую губернию для католических храмов, а в период, возможно, Крымской войны он был распылен. «Евангелист Лука» и «Евангелист Матвей» попали в наш музей через Музейный фонд в 1920 году. До определенного времени авторство этих произведений приписывали неизвестным мастерам, к тому же русской школы XIX в., и только в 1958 году благодаря основательным исследованиям искусствоведа, сотрудника Эрмитажа и специалиста по голландскому искусству Ирины Линник, мы получили имя автора и полностью отчетливую картину их происхождения. Еще два изображения евангелистов этой серии находятся в Москве («Святой Марк») и в Калифорнии в Музее Пола Гетти («Святой Иоанн»).

— Кроме злосчастной выставки в Москве в 1965 году, где еще побывали «Евангелисты»?

— Первая известная нам выставка с их участием была в Голландии в 1962 году, потом в 1964 — в Эрмитаже, в 1965 — в Москве. В 1989-1990 состоялась большая международная выставка произведений Гальса в трех городах — Вашингтоне, Лондоне и Гарлеме. В 2005 и 2012 годах картины снова были в Москве; в 2013 — в Киеве, в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. Так что наши евангелисты много путешествовали. В августе-сентябре прошлого года они были во Дворце Потоцких  — Львовской Национальной галерее искусств имени Б.Г. Возницкого. Это был общий проект: в нашем музее одновременно была представлена коллекция польского художника-символиста Яцека Мальчевского из собрания Львовской галереи. И буквально на днях мы получили наших евангелистов из Милана, где они экспонировались с февраля месяца в престижном Королевском дворце — «PalazzoReale».

— Что собой представляла эта импреза?

— Это масштабный международный проект под названием «Жорж де Латур. Европа света», организованный компанией Mondo Monsrte Skira. Выставка престижная, ее экспозицию составляли как произведения знаменитого французского художника Жоржа де Латура — последователя Караваджо и мастера светотени, так и многих художников эпохи барокко из музеев Франции, Италии, Испании, Англии, Австрии, Нидерландов, Венгрии, Польши, нескольких музеев США — всего 28 международных музеев. Конечно, доминировали полотна де Латура, но были также произведения Гальса, Яна Вермера, Рибери, Караваджо и других живописцев, для которых передача света стала доминирующим образным средством. Из восточных поприщ Европы была представлена только Украина двумя музеями. Своего де Латура — картину «Платеж» («У процентщика») предоставила Национальная галерея имени Возницкого, кстати, единственная картина этого художника в музеях Украины и одна из девяти известных, что датирована самим автором. При случае отмечу, что и в российских музеях картин этого художника нет. Поэтому мы опять напомнили, какими шедеврами владеем. В кругу ведущих искусствоведов и специалистов музейного дела Европы подобное общение является чрезвычайно полезным и перспективным, тем более, с таким престижным учреждением, как PalazzoReale. Наши зарубежные коллеги теперь имеют большее представление о нашем музее. Это заявка на высокий уровень. Выставка действовала больше полугода и имела огромный успех. Организаторы издали  высокого качества полиграфический каталог, в который включены работы Гальса с библиографическим перечнем научных трудов, посвященных исследованию этих двух картин. Для нас это важно, ведь далеко не все произведения выставки включены в это уникальное издание.

— Как теперь происходит процедура возвращения картины?

— В соответствии с существующей в настоящее время международной практикой, связанной с карантином, экспонаты, которые были предоставлены для выставки за границу, транспортируются после онлайн-передачи, согласно проведенной видеозаписи, то есть без непосредственного присутствия представителя музея. Все участники сталкиваются с этим впервые, и, понятно, мы очень волновались. Надеемся, это временная мера.

— Были ли какие-то конкретные предложения с итальянской стороны?

— Пока есть только намерения сделать какой-то общий проект, осуществление которого, как вы понимаете, будет требовать большой подготовительной работы. Кстати, куратор упомянутого проекта уже известная нам по Караваджо профессор, директор Galleria Borghese Франческа Каппеллетти. Организация общего проекта нуждается в подготовке и оформлении определенного пакета документов. Например, «стандартный отчет об объекте» на 28 страницах, который нужно по каждому пункту заполнить. В нем описаны условия, при которых одна из сторон готова предоставить свои музейные предметы на период проведения выставки другой. Кроме того, об этом я уже говорил  в интервью («День», 30.09.2020), в Италии готовится масштабная выставка к 450-летию Караваджо, и наши итальянские коллеги намереваются не только подготовить выступление об одесском «Христе», но и выражают заинтересованность при благоприятных условиях видеть эту картину в юбилейной экспозиции. Готовится к выпуску каталог всех произведений Караваджо! Таким образом, участие в вышеупомянутом проекте — это и заявка на будущее.

— Обмен выставками: насколько украинские музеи готовы к этому?

— Наши условия хранения в основном отвечают западным стандартам, за исключением нескольких пунктов, в частности, относительно наличия климатического контроля помещений. Но, если организовывать выставку в определенный сезон, то этой проблемы можем избежать. Например, львовяне, которые чаще нас принимают участие в подобных проектах, достаточно успешно с этим справляются. Главное, чтобы была заинтересованность. Мы также надеемся на то, что  наконец будет завершен реставрационный ремонт музейного здания, что предусматривает не только реставрацию памятника архитектуры, но, также, модернизацию инженерного и музейного оборудования в соответствии с современными стандартами.

Владимир КУДЛАЧ, Одесса
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ