Родина - это не кто-то и где-то, Я - тоже родина.
Иван Светличный, украинский литературовед, языковед, литературный критик, поэт, переводчик, деятель украинского движения сопротивления 1960-1970-х годов, репрессирован

Все начинается с «Малого»!

Режиссер Дмитрий Весельский — самый молодой художественный руководитель театра в столице — об амбициозных планах
15 августа, 2018 - 11:03
СТАНИСЛАВ ВЕСЕЛЬСКИЙ (ДРАКОН) И КРИСТИНА ДЕЙЛИК (КНЯЖНА) — В СПЕКТАКЛЕ «МЕСТО ДЛЯ ДРАКОНА» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АДМИНИСТРАЦИЕЙ ТЕАТРА

В 23 года он возглавил Украинский Малый драматический театр, который нужно было «перезагрузить». Что удалось изменить за полтора сезона (поскольку первый сезон под руководством Дмитрия Весельского открылся в мае 2016 года)? Чего ожидать от юбилейного 30-го сезона, какие перспективы — об этом наш разговор.

«СЕЗОН ПРЫЖКОВ ОТ ОДНОГО К ДРУГОМУ»

— Когда шел на должность руководителя, не думал, что будет так сложно совмещать административную с режиссерской деятельностью, — сознается Дмитрий Весельский. Планировал осуществить две постановки, а едва выпустил одну, и то для детей — «Место для дракона» по Ю. Винничуку. Репетиции постоянно перебивали другие вопросы. К сожалению, через малые зарплаты нам очень трудно найти квалифицированных работников.

Никакого творческого наследия не было. Было наследие, прописанное в положении, ориентированное на постановки и первопрочтения украинской драматургии. Там действительно были написаны хорошие вещи. Я всегда за украинскую драматургию и ее развитие, за поиск новых имен и так далее. Впрочем, по факту, все было иначе. Когда я сюда пришел в репертуаре было три спектакля — «Сто тысяч», «Мартын Боруля», «Мати-наймичка», но и их на самом деле не играли.

Это был сезон прыжков от одного к другому. Наибольшая ошибка в том, что не было четкого плана, все происходило хаотически и спонтанно. Но мы молодцы, потому что сделали минимальный ремонт, ведь прошлым летом без электричества при свечах писали документы. Запустили с нуля помещение, в театре теперь есть компьютеры. И главное, поставили восемь новых спектаклей. Ни за одну мне не стыдно, а некоторыми работами я просто горжусь.

— Дмитрий, почему не получилось сотрудничество с Музеем шестидесятничества, который находится в одном с театром помещении?

— Это длинная история. Я хотел, чтобы наш зритель заходил через их центральный вход, и это было бы намного удобнее. В настоящий момент зритель заходит через служебный вход и видит гримерные. Я даже предлагал Музею общий билет. В наш билет на спектакль должен был входить и их входной билет. Наш зритель имел бы возможность в свое свободное время посетить экспозицию, и даже если не посетил бы, мы все равно отчисляли бы Музею эти деньги. На мой взгляд, это очень выгодно для Музея. И еще я предлагал делать совместные проекты. Нас все поддержали — и Музей истории Киева, филиалом которого является этот музей. Но руководство филиала не захотело сотрудничества. Впрочем, в определенное время как будто все согласились. А затем представители Музея шестидесятничества написали открытое письмо Президенту Украины, что Малый театр рейдерским путем захватывает «последнюю святыню шестидесятничества». Нас это очень удивило...

«ОТДЕЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ — ОТДЕЛЬНЫЙ БРЕНД»

— Что сегодня представляет собой Малый театр? В чем его особенность?

— Малый театр — это мультикультурное пространство Киева, в котором проходят представления, питчинги, образовательные проекты и могут происходить любые события. Мы работаем не на количество посетителей, поскольку зал на... 43 зрителя этого и не позволит, а на отдельные проекты.

Каждый спектакль или проект — должен иметь свое лицо, рекламный бренд и целевую аудиторию. Это должны быть не просто 15 названий в афише, а действительно спектакли, с разной режиссерской эстетикой и приемами, тематикой, драматургией, жанром, разные по способу существования актеров на сцене, по художественному оформлению. Так, обычно каждый театр имеет свой стиль, направление, один почерк. С одной стороны это хорошо. Впрочем, мне хотелось бы пойти другим путем. Наша концепция — отдельный спектакль — отдельный бренд. Наш театр — это не один стиль, а платформа для многих абсолютно разных стилей. А за всеми этими яркими событиями почти незаметно стоит бренд Малого театра.

— Формат Малого театра — отдельные события под одной крышей. Что уже состоялось за это время?

— Спектакль «Волшебное красное сияние» — первая премьера в обновленном коллективе. Нам действительно было сложно почти из ничего сделать полноценный спектакль. Не было еще постоянной труппы, денег, подходящего освещения и обеспечения сценической площадки. Режиссер Илья Пелюк сделал практически невозможное. При таких условиях он создал оригинальную вещь — камерный мюзикл. Кажется, в Киеве такой формат — действительно единичный случай. Илья в этой работе и режиссер, и композитор. В спектакле прекрасный музыкальный ряд и песни, которые он написал. Драматургия там очень простая, и мы сейчас ее усложняем, хотим подтянуть и визуальное оформление, и хореографию. Да, он определенное время не шел в репертуаре, но мы открываем ею следующий сезон. И я очень этому рад.

Спектакль «Блуд» по роману «Священная книга оборотня» В. Пелевина совсем другой. Так же «Холодная мята» по Г. Тютюннику или проект «POETICA», который имеет уже два отдельных спектакля. «Валентинов день» и т.д.

Мне нравится простое, не в литературоведческом или искусствоведческом понимании, определение эпохи постмодерна — смешивание стилей, сосуществования разного, когда все немного отстраненно и все немного с иронией.

— То есть в вашем театре нет концепции «Театр одного режиссера?»

— Абсолютно нет. Лично я люблю классический театр, исповедую те нормы, которым меня учил мой мастер — Эдуард Митницкий. Один из моих самых любимых спектаклей — «Три сестры» в его режиссуре в Театре на Левом берегу Днепра.

Но Малый театр — это театр разных миров и миропониманий! — нужно об этом всегда помнить. И я ни в коем случае не хочу, чтобы этот театр под моим руководством стал классическим театром. Это не должен быть мой театр.

Именно поэтому мы делаем питчинг идей, куда все желающие могут подать свою заявку. Сначала происходит зрительский отбор в соцсетях с помощью лайков, а затем финалистов выбирает приглашенное жюри. В этом году отбирали Андрей Билоус (директор-художественный руководитель Молодого театра), Юлия Федив (исполнительный директор Украинского культурного фонда) и я. Идея питчинга возникла у Ильи Пелюка, и мы уже дважды его провели, как результат первого — абсолютно реализованный проект «POETICA», на следующий сезон планируем социальный проект о жизни слепых «Сквозь мглу».

— Чего ожидать еще от нового юбилейного 30-го сезона Малого театра?

— Мы откроем сезон обновленным спектаклем «Волшебное красное сияние». Возможно, даже изменим название постановки. Дальше будет премьера по пьесе «Мост» Марио Фратти на террасе театра, которую ставит молодая режиссер Мария Степанюк. Анна Огий, которая так успешно дебютировала «Холодной мятой», получила «Киевскую Пектораль» (и этот спектакль попал в лонг-лист Фестиваля-премии «Игра»), в октябре планирует выпускать спектакль по роману Э.-М. Ремарка «Триумфальная арка». Да, она еще в Одессе задумывала эти постановки, но долгое время вынашивала их идеи. Я рад, что именно здесь ей удалось реализовать себя как режиссера. Потом будет большая копродукция с Молодым театром, я буду ставить «Тараса Бульбу» Н. Гоголя.

«Я НЕ ХОЧУ СПЕКУЛИРОВАТЬ НА ВОЙНЕ»

— Почему именно «Тарас Бульба»?

— Этой работой хочу открыть для себя новые возможности. Все мои предыдущие спектакли — это чисто бытовые истории, включая сказки. Я задумал «Тараса Бульбу» не бытовой, там будет много пластики, визуального решения. Я впервые буду работать со сценографом Богданом Полищуком и очень рассчитываю на интересное сотрудничество.

Плюс еще в том, что спектакль будет копродукцией с Молодым театром и ставить его будут на большой сцене. Андрей Билоус давно предлагал сотрудничество. Конечно, Молодой театр академический, популярный, там намного больше площадка. Я долго думал, что взять для такого сотрудничества. В определенный момент в моей голове сошлось, что именно «Тарас Бульба» должен быть выигрышным материалом.

Остановился на нем еще и потому, что главные роли здесь могут сыграть братья Бокланы. Тараса будет играть Николай Боклан, авантюрный, зажигательный, «хулиганистый» актер. А собственно с авантюры начинается все в повести. Станислав Боклан будет играть роль польского полковника, то есть главного противника Тараса Бульбы. И здесь есть свое определенное любопытство с точки зрения пиара, соединить двух известных актеров-братьев в одном спектакле. Еще будет несколько актеров из Молодого театра, а из Малого театра будут задействованы все. Женских ролей там, конечно, мало, но наши актеры смогут играть на большой сцене, и это будет определенно новый опыт...

Для меня очень важна идейная точка отсчета будущей постановки, когда Тарас, используя ложь, подстрекает своих ребят нападать на поляков. Это в основе моей концепции. Я понимаю, что у Гоголя война, и в Украине сейчас война, но я не хочу на этом концентрировать внимание, и проводить параллели с современностью. Я не хочу спекулировать на этом, это лишь фон событий как данность. Не нужно, чтобы война двух стран, двух социумов была в основе постановки, я стремлюсь рассказать индивидуальную историю о переживании Тараса Бульбы, а все любовные истории сыновей — это будет не главным. Спектакль больше о личности с ее проблемами, ошибками, о человеке изнутри. Конечно, это опять психологический вектор, но стиль изложения истории будет не бытовым. Мне хочется заглянуть в сторону Някрошюса...

Лилия БЕВЗЮК-ВОЛОШИНА
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments