Первый попавшийся лжец и обманщик может развалить целое государство, тогда как упорядочения вещей даже в одном доме невозможно без благодати Божией.
Иван Мазепа, украинский военный, политический и государственный деятель, Гетман Войска Запорожского

«Вулкан» и «Три с половиной»: успех для наших

Одна из важных особенностей Одесского фестиваля — максимальная репрезентация украинского кино
17 июля, 2018 - 19:16
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ВУЛКАН» / ФОТО С САЙТА KINOAFISHA.UA
КИНОРЕЖИССЕР РОМАН БОНДАРЧУК

Так, в международном конкурсе принимают участие две копродукции, достойно представляющие нашу киношколу: «Вулкан», Украина — Германия — Монако, режиссер — Роман Бондарчук и «Три с половиной», Индия — Украина, режиссер — Дария Гайкалова.

36-летний херсонец Роман Бондарчук — один из лучших отечественных документалистов. Его полнометражные неигровые «Украинские шерифы» и «Диксиленд» получили многочисленные награды, а в целом в его багаже почти 20 работ.

Впрочем, «Вулкан», на днях награжденный Гран-при Ереванского фестиваля «Золотой абрикос», а немного раньше — отбором на конкурс в Карловых Варах — это первая проба  Романа в новом для него жанре игрового кино.

Главный герой — киевлянин Лукас — работает переводчиком в столичном офисе ОБСЕ и отправляется на границу с Крымом с небольшой делегацией мониторинговой миссии. У него еще и своя, внутренняя задача: завершить определенный жизненный период. Неожиданно для себя, он получает нужный экзистенциальный переход несколько даже экстремальным образом.

Бондарчук хорошо чувствует пространство своей исторической родины, снимает преимущественно там. В этот раз — хотя действие и не происходят в оккупированном Крыму — эти выжженные солнцем и продутые штормами прибрежные степи предстают как самый настоящий фронтир из американских вестернов: территория беззакония и анархической вольницы. Причем в определенное мгновение прекращают действовать и физические законы. Появляться двойники, привидения вещей и даже людей — в частности, целый призрачный женской хор, чему местные даже не удивляются.

Как это происходит с игровыми дебютами, сценарной основе «Вулкану» не хватает целостности, но Бондарчук компенсирует эту погрешность приобретенным в документалистике навыками работать с визуальной фактурой кадра. Иначе говоря — это снято очень красиво; настоящая, пусть не всегда целостная, поэма в честь нашего Дикого Юга.

Второй случай сам по себе похож на какую-то кинематографическую историю. Киевлянка Дария Гайкалова получает бакалаврскую и магистерскую степени по философии в Киево-Могилянской академии, потом переезжает в Мумбаи — кинематографическую столицу Индии — ведет курс сценарного мастерства. Начинает снимать рекламу и короткометражки. И наконец возвращается на родину с полнометражной картиной «Три с половиной».

Сквозной герой фильма — дом в Мумбаи. Время действия всегда — начало марта. Три с половиной — это, собственно, боги, чьими именами названы части фильма. «Бог смерти»: дом разделен на школу и небольшое убогое помещение, где сожительствуют подросток, которому не посчастливилось родиться в высокосном году 29 февраля, и его умирающий дедушка. «Бог танца»: то же здание через 20 лет стало борделем, где начинающая проститутка принимает первого клиента. «Бог любви»: теперь в тех стенах живут 70-летнее супруги, по уши взаимно влюбленные. А «Полубогом» выступают безымянные мумбайские строители, которые переоборудуют дом для новых жизненных циклов.

Очевидно, в Мумбаи понимали, кого приглашают преподавать сценарное мастерство, ведь самая сильная сторона «Трех с половиной» — это драматургия и диалоги, и, как следствие точно поставленных режиссером задач — прекрасная актерская игра. Образы и ситуации переходят из части в часть, легкое и уверенное движение камеры связывает эпизоды в единое визуальное поле; за всеми компонентами «Три с половиной» — удивительно зрелая работа. Остается только надеяться, что Дария и в дальнейшем будет раскрывать свой талант в новых проектах и что эти проекты будут глубже связаны с Украиной.

Напоследок следует прибавить, что фестивальный успех обоих фильмов еще раз доказывает предельную важность развития международного вектора нашей киноиндустрии: учиться «так, как нужно» в глобализованном мире — значит, выходить за привычные рамки национальной квартиры.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День», Одесса — Киев
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments