Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Я – ТОНЯ!»

Молодой украинский режиссер Тоня Ноябрева — о «гастрольном» детстве, работе на телевидении, кино как вирусе, страсти к кулинарии и многом другом
21 сентября, 10:17

20 сентября в национальный прокат вышел полнометражный дебютный фильм режиссера Тони Ноябревой «Герой мого часу». Картина, которую все, кто следит за новинками украинского кино, ожидали,  о которой много говорили еще до ее появления на экранах кинотеатров. По разным причинам.

Во-первых, потому что  несколько лет назад (тогда только начинающая кинокарьеру) Тоня Ноябрева буквально «растолкала плечами» более опытных конкурентов — ее первая короткометражная работа «День Незалежності»  стала лауреатом  Киевского международного  кинофестиваля «Молодість» и  получила специальный диплом на Одесском МКФ.  Вторая  картина «Все буде добре» закрепила успех — спецприз жури «Молодості».

Во-вторых,  некоторые счастливцы, уже посмотревшие  фильм   «Герой мого часу»  в Одессе (он  участвовал к Национальной конкурсной программе и получил  приз за лучшую режиссуру),  сделали ему блестящий пиар в прессе и социальных сетях. И сама Тоня, с присущим ей юмором и находчивостью, регулярно подбрасывала дровишки в огонь  фейсбука перед стартом картины в   прокате.

«Герой мого часу» начинается прологом «Щодня до столиці у пошуках щастя приїжджає 284 000 чоловік». Жорик (актер Евгений Бушмакин) — один из них. Хотя, конечно, все смешные, наивные, простоватые, гламурные, скандальные персонажи  фильма  — герои времени Тони Ноябревой. Эту картину бессмысленно пересказывать, потому что она почти документальна (режиссер любит работать с непрофессиональными актерами), в ней не происходит ничего особенного.  Жорик просто приходит на рынок, где работает, ссорится с жековским начальником из-за мусора в подъезде, устраивается охранником в арт-центр, пьет пиво с другом, влюбляется в девушку из «другого мира»  и так далее. За его жизнью наблюдает камера, неспешно, даже несколько старомодно —  после клипового калейдоскопа, который  нам  настойчиво  «продают»  сегодня как единственно верный современный  киноязык. Тоня Ноябрева любит своих героев, внимательна к мельчайшим деталям в кадре и за кадром — «Герой мого часу» напомнил мне старое  грузинское или французское кино, и, как позднее выяснилось, я оказалась недалека от истины. В финале картины Жорик поднимает очередной рекламный флаер, где за покупку бытовой техники еще и предлагают лотерейный розыгрыш, перекидывается несколькими фразами с другом на иную тему, опять смотрит на рекламу и говорит: «Може щось і виграю...» Становится немного  смешно и очень грустно...

Перед началом проката фильма мы поговорили с Тоней Ноябревой о ее кино и ее жизни.

«В 15 ЛЕТ Я УЖЕ РАБОТАЛА ВЕДУЩЕЙ В НОЧНЫХ КЛУБАХ»

— Тоня, я знаю тебя с детства, но когда ты дебютировала как кинорежиссер, была немного удивлена — твой образ мало ассоциировался у меня со столь жесткой профессией. Это был осознанный выбор, или на  решение заняться режиссурой повлияли родители (известный актер, телеведущий, режиссер Илья Ноябрев и актриса Светлана Ноябрева)?

— Все произошло иначе. Конечно, я  «гастрольный» ребенок, у меня не было классического советского  детства — детский сад, дворовая компания... Я объездила с папой и мамой всю нашу бывшую страну, и это незабываемые впечатления...

— Какие самые яркие?

— Я себя помню с очень-очень раннего детства. Одно из самых ярких воспоминаний — мне, наверное, года два, сижу на плечах у папы, Батуми, рынок... Я была очень хорошенькая. (Кокетливо.) Я и сейчас хорошенькая!, но тогда была просто прелесть — очень пухлый ребенок, с соломенными волосами.  И все хотели меня  чем-то  угостить. Помню, что  держу чурчхелу в одной руке, ем ее, а в другой — еще одна на очереди...

— Но  в артистки ты  все-таки не пошла, хотя для девочки такое желание, мне кажется, было бы более логичным? Ведь в твоем детстве женщин — режиссеров можно было на пальцах пересчитать — Кира Муратова, Лариса Шепитько,  Светлана Дружинина, Татьяна Лиознова...  Мужская профессия.

— Это действительно мужская профессия. Она изнурительна и в психологическом, и в физическом смысле. Ты должен командовать армией, скажем так. И твое поведение в группе не может зависить ни от твоего самочувствия, ни от твоих слабостей, ни от твоих капризов...

— А ты капризный человек?

— Сложно сказать.  Наверное, об этом нужно спросить  у других.  Нет, вообще-то, я — боец, солдат. Если необходимо, могу собраться. Я очень работоспособна, со мной не забалуешь! (Смеется.) А также весьма   взыскательна на работе, в первую очередь, к себе. И от других требую полной самоотдачи, если нужно, и 24 часа в сутки работать...

— Это ты рассуждаешь уже как режиссер-практик, но я не поверю, что ты с детства мечтала посвятить себя именно такой профессии...

— Нет, конечно! Я вообще никем не хотела быть. Мечтала ничем не заниматься — лежать на диване! Честно говоря, и сейчас  хочу! (Смеется.) А на режиссуру  попала по банальной причине. Клянусь! Просто тогда на режиссерский факультет был самый маленький конкурс. Я поступала на платное отделение — пришла, прочитала стишок, и меня взяли. Учиться совсем не хотела. И нужно сказать, до третьего курса болталась в институте по этажам, как инфузория-туфелька. Это была катастрофа. И на третьем курсе встал вопрос о моем отчислении...

— Неужели?!

— Да. Я жила своей жизнью. Работала, потому что мне были нужны карманные деньги.

— Родители  строго воспитывали?

— Не могу этого сказать. В принципе, мне все разрешали, но карманные деньги давали под расчет: булочка, чай, сок... А мне хотелось  и жвачку, и сникерс! Поэтому я и начала работать  с 15 лет, еще когда училась в школе.

— Кем?

— Была ведущей в ночных клубах. Причем, работала допоздна. Например, в пятницу освобождалась в три часа ночи, а в семь утра мне нужно было вставать в школу. Родители разрешали работать с  условием, что учеба не пострадает. Как сейчас помню: суббота, утро, укрлит  (украинская литература. — Авт.), а я сплю на уроке  после ночной смены... Но зато я зарабатывала дикое бабло.  Могла позволить себе в том возрасте и рестораны, и магазины, и на такси в школу ездила. На свои заработанные деньги.

Когда встал вопрос о моем исключении из института, потому что  прогуливала пары, я поняла — если это случится, родители просто выгонят меня из дома. Так бы и было на самом деле. Вопрос об учебе в нашей семье  всегда стоял очень жестко. Если у меня не было высокой температуры, школу никогда не разрешали пропускать, ни один урок. «Пожалуйста, пожалуйста, можно я не пойду?!» не проходило. То же касалось и института, но там сложнее было проверить (смеется).

Я  поняла —  нужно что-то решать, чтобы не подвести папу (он тогда был в зените славы),  чтобы потом  не говорили: « И это дочь Ильи Ноябрева!»  Взялась за ум, за учебу, вошла во вкус...  Просто  счастливое совпадение, что я пошла на ту профессию, которая в итоге стала, что называется, моим призванием.

— Чем ты защищалась?

— После третьего курса я перевелась за зочный, работала на «Интере». Защищалась телевизионной программой  «Кумиры и кумирчики». Кстати, я тогда вообще на трех проектах работала. Потом перешла на другой канал, где была задействована уже   в четырех программах. Очень много работала,  очень хорошо зарабатывала.

«ДЕНЬ НЕЗАЛЕЖНОСТІ» Я СНЯЛА НА СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ»

— И мыслей о своем кино еще не было?

— Нет, конечно. Кино тогда не снималось вообще. Первый раз я попала на съемочную площадку, когда папа делал картину «13 месяцев» по  мотивам романа Льва Толстого «Живой труп». Но у него был частный инвестор, который просто  любил кино, потому  дал деньги на производство фильма. Там играли настоящие артисты — Гоша Куценко, Мария Миронова, Владимир Шевельков, Евгений Гришковец! Мы снимали на пленку «Кодак», ездили в Чехию ее  проявлять...

— Ты  работала с папой?

— Да, и по сути,  стала абсолютным сорежиссером фильма.  Кино оказалось  вирусом, наркотиком! Я начала понимать людей, которые в сложное для национального кинематографа время, после распада СССР, все равно сидели на «научпопе», на киностудии имени Довженко, где в пустых павильонах летали старые газеты, иногда работали  вообще без зарплаты, нищенствовали...  Из кино уйти очень сложно.

— Сорежиссер — все равно, ответственность на двоих. «День Незалежності» — первая проба сольной режиссуры?

— Нет, до него я снимала музыкальные клипы. Со Скрябиным (Кузьмой) много работала, с Pianoboy. А когда уже просто не могла молчать, на собственные деньги сделала «День Незалежності». Все работали бесплатно. Даже Сережа Михальчук, лучший, по моему мнению, оператор Украины.

—  И каким же образом дебютантке,  да еще на короткий метр, удалось уговорить Сергея Михальчука? Личная дружба?

— Личная. Благодаря моей наглости. Я  снимала свой первый клип со Скрябиным, и  в последний момент осталась без оператора, он не смог работать по семейным обстоятельствам. Я же, как ты понимаешь, кроме телевизионщиков, никого тогда не знала. Набрала в Яндексе «Лучшие операторы Украины». Первая фамилия — Сергей Михальчук. Читаю фильмографию: а! фильм «Любовник» Вале рия Тодоровского. Знаю, видела, он мне очень нравится!  Тут же нахожу в интернете (это фантастика!) домашний телефон Михальчука, звоню, он снимает трубку, а я даже не могу представиться, мол, это  режиссер Тоня Ноябрева, поскольку еще ничего не сделала в профессии! Говорю: «Собираюсь снимать клип со Скрябиным, хочу с вами работать». Сергей: «Я через несколько часов уезжаю на неделю (а у меня съемки через неделю начинаются!) к родителям на Западную Украину, но могу подъехать к вам прямо сейчас». Буквально через двадцать минут он позвонил в мою квартиру, и с тех пор мы  вместе работаем. Я счастлива такому везению,  обожаю Михальчука как профессионала, это огромная удача!  На первую мою  короткометражку Сережа вообще взял всю свою технику из дома, я оплатила только ассистента Илюшу Захарова. (Кстати, посмотри, как причудливо тусуется колода — на картине «Герой мого часу» он уже работал на плейбеке).  С тех пор и началось мое серьезное погружение в режиссуру.

— И весьма впечатляще  началось. Можешь определить, какие качества  кроме способностей и везения, еще входят в формулировку «успешный режиссер»?

— Лично я снимаю, ориентируясь не на условного зрителя, а на себя. Чтобы мне самой  было интересно такое кино смотреть. Всеми своими работами горжусь.  Безусловно, у меня есть претензии к себе, я  вижу  шероховатости, но ни за один кадр мне никогда не было стыдно. Мой принцип работы —  бескомпромиссность, безжалостность, прежде всего, к себе.

«В ЛИЧНЫХ ПРИСТРАСТИЯХ  ПРЕФЕРЕНЦИЮ ОТДАЮ ГРУЗИНСКОМУ КИНО»

— Приоритеты, кумиры в кинематографе  есть?

— (Мгновенно.) Гру-зинс-кое кино! Данелия. Обожаю, обожаю! Это такой смех сквозь слезы. Вообще люблю фильмы (думаю, такие и снимаю), которые легко смотрятся, с улыбкой, и ты не замечаешь, как нож вонзается в твое сердце, и там остается зазубринка. Прекрасная.

Вообще, я люблю очень разное кино. На последнем Одесском кинофестивале меня потрясла польская картина «Холодная война» Павла  Павликовского. Шедевр, по моему мнению!  Даже не знаю, какими словами описать  фильм...  Это — драма, ослепительно красивая, черно-белая, снятая выдающимся оператором Лукашом Залом ... Но преференцию отдаю грузинскому кино!


«ГЕРОЙ МОЕГО ВРЕМЕНИ» — САТИРИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ, ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ДЕБЮТ ТОНИ НОЯБРЕВОЙ. ОБРАЗ НАИВНОГО ИДЕАЛИСТА ЖОРИКА В ЛЕНТЕ  ИСПОЛНИЛ ЕВГЕНИЙ БУШМАКИН (ЭТА РОЛЬ СТАЛА ЗНАКОВОЙ В СУДЬБЕ АКТЕРА) / ФОТО С САЙТА KINOAFISHA.UA



— Именно поэтому ты монтировала «Героя мого часу» в Грузии?

— О, это опять же  прекрасная  случайность! Сергей Михальчук не смог работать на  картине по срокам, и я снимала ее с потрясающим грузинским оператором Тато Котетишвили, а монтировала с замечательным режиссером монтажа Тамуной Карумидзе, которая потом стала моей подругой.  И цветокоррекцию мы также делали в Грузии. Скажу больше. Председателем жури Национального конкурса  на ОМКФ был один из моих любимых современных грузинских режиссеров Леван Когуашвили, у которого Тато работал оператором на фильме «Слепые свидания». Круг замкнулся. И вообще, я считаю Тато Котетишвили своим полноценным соавтором, потому что  без него картина была бы совершенно иной.

— Слышала, что ты  уже готовишься к работе над новым фильмом? Не секрет, что это будет?

— Драма. Развод родителей глазами ребенка. Новый для меня жанр. Безусловно, там будут и смешные моменты. Куда же я без «хохотушек»! (Смеется) Но визуально новая работа должна сильно отличаться от всего того, я уже делала.  Новая я!

—  После каждой твоей победы  в фейсбуке появляются агрессивные вбросы  о том, что Ноябрева ничего из себя не представляет,  и все ее награды — результат блата и протекционизма. Не обижает?

— Мне бы так хотелось  хоть  что-то получить по блату! Клянусь тебе!  Пока не предлагали. Однако я открыта  для предложений! Жду! (Смеется.)

— Самый обидный отзыв о своих фильмах помнишь?

— Ни-ка-ко-го! Никогда не слышала негатива. Но я искренне люблю конструктивную критику. Она меня не ранит. Дружу со многими  украинскими кинокритиками. И искренне жду...

— Когда поругают?

— Правда. Это правда.

—  А самый приятный комплимент?

— «Хвалу и клевету приемли равнодушно...» Я и комплименты воспринимаю без звездной болезни, потому что  сама себе настолько строгий судья и кинокритик, что не зацикливаюсь на хвалебных словах, иду дальше.  Конечно, мне невероятно приятно, когда хорошо говорят о фильме, в частности, о картине «Герой мого часу», потому что она действительно хорошая, я это знаю. Мне кажется, что благодаря  моему  фильму зрители смогут уверовать, что украинское кино возрождается,  и порадоваться этому.

«ЛЮБЛЮ ЛЮДЕЙ С ХОРОШИМ ЧУВСТВОМ ЮМОРА»

— А как с личной жизнью у режиссера-перфекциониста?

— У меня с личной жизнью все прекрасно, место повелителя моего сердца вакантно. (Смеется.)

— Какие требования к претендентам?

— Я люблю людей с хорошим, большим  чувством юмора. Без него очень сложно прожить на  свете, как бы это банально не звучало. Жлобов не люблю. Даже не в плане жадности. Не знаю, как расшифровать, что я вкладываю в это понятие.  Наверное,  душевное жлобство...

— А возрастные параметры?

— Люблю молодых. Мне кажется,  жизнь нужно проживать со своими ровесниками. Богатый папик, на деньги которого можно было бы снимать свое кино, теоретически неплохой вариант, конечно. (Смеется.) Но, к сожалению, нет.

— Благодаря социальным сетям известно, что ты не только горишь на работе, но и умеешь азартно отдыхать...

— Праздники и гостей обожаю! У меня дома всегда куча народа, шумно,  открыты двери для посиделок. Я — хлебосольная хозяйка. Будешь смеяться,  в этом году праздновала свой день рожденья четыре раза! Вначале в Грузии, потому что в тот момент была там в командировке. Фантастический был  праздник! С друзьями,  с песнями, с танцами. С грузинским застольем и роскошным жареным поросенком благодаря моей подруге Миранде. Потом трижды в Киеве — мне  было важно, чтобы на  моем дне  рожденья побывали  все мои друзья. Папа уже смеялся, говорил: «У меня ощущение, что если есть кто-то, кто тебя  не поздравил, ты его догонить, и отразднуешь с ним еще раз — насильно!» (Смеется.)

«ОТЧАЯННОЙ КУЛИНАРКОЙ  Я СТАЛА БЛАГОДАРЯ НИКЕ БЕЛОЦЕРКОВСКОЙ»

— Ходят слухи о том, что ты еще и прекрасная кулинарка. Кто тебя научил готовить?

— Я не умела готовить вообще. И не любила. Мне казалось это никчемным занятием.  Уже жила с молодым человеком, но  мы покупали еду в «Пузатой хате». Моя мама прекрасно готовит, иногда забивала нам холодильник на неделю. Однажды на просторах интернета набрела на жж Ники Белоцерковской, и ее посты произвели на меня большое впечатление. Так что, официально заявляю, что готовить меня научила Ника Белоцерковская. Другой вопрос, что интерес  перерос в страсть, в хобби. Я делаю и изыски, и очень много блюд из локальных, дешевых продуктов, которые всех поражают, скажу без ложной скромности.

Например, стрелки чеснока (они  в сезон,  очень короткий,  стоят, по-моему, 5 гривен за  килограмм. Не знаю, что бывает дешевле).  Их нужно просто помыть и поджарить на сковородке до золотистого цвета. Жарить можно с разными специями — с соевым соусом, в азиатском стиле, устричным, кунжутом, чесноком, чебрецом. Либо в сметане. В общем, существует 1001 рецепт приготовления стрелок чеснока. Это одно из потрясающих, но недооцененных блюд.

— А гости-завсегдатаи что обычно требуют? Коронное блюдо есть?

— Гости требуют все!  Коронного блюда у меня нет. Я стараюсь готовить по сезону. Если это зима, как правило, какое-то мясо, которое я долго тушу с разными приправами. Например, бычьи хвосты — также потрясающее блюдо и очень доступное по цене. Их нужно порубить на рынке, обжарить на очень сильном огне, затем положить в чугунный казан с овощами и специями. Я добавляю и кофе, и какао без сахара, несколько палочек корицы — вкус мяса получается фантастически насыщенным. Глубоким, с послевкусием. Все это тушится целую  ночь на рассекателе, чем дольше, тем вкуснее. Пальчики оближешь!

— Очень аппетитно рассказала, попробую сделать обязательно!

«МОЙ ДЕВИЗ: «ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО, В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ — ПЛОХО»

— Главные персонажи  всех твоих фильмов — не героические герои нашего времени. Но мы живем в 2018-м, уже четыре года идет война. И от данного  факта невозможно отмахнуться. Сюжеты на эту острую тему тебя не интересовали?

— Понимаешь, я за теорию малых дел. К огромному сожалению, я лично не могу навести порядок в стране, не могу остановить войну, но есть вещи, на которые  умею повлиять лично — навести порядок в моем дворе, в моем доме, в моем подъезде.  Чем я и занимаюсь.  Я не помню фамилии многих украинских  политиков, зато поименно знаю всех работников нашего районного ЖЕКа (показывает десятки контактов в телефоне). Дружу с ними  и взаимодействую.  Установила замки на двери, правда, для этого мне пришлось обойти всех жильцов моего подъезда, чтобы собрать на них деньги. Я так  убедительно уговарила их сброситься, что было ощущение, будто  вымаливаю лично себе на шубу! (Смеется) Но у меня все получилось! И я считаю, так должно быть. Потому что  оплачиваю коммунальные счета, и уверена, что работники ЖЕКа мне также много должны.

— Какой фразой ты могла бы охарактеризовать режиссера Тоню Ноябреву, если бы  была с ней не  знакома?

— Недавно в прокате прошел замечательный фильм об американской фигуристке Тоне Хардинг.  Назывался он «Я, Тоня». Это и обо мне тоже. Больше о себе я ничего сказать не могу. Буду ли  я завтра режиссером  или кулинаром, может быть, картины стану писать, потому что  умею рисовать, или рожу пятерых детей,  и стану заниматься исключительно ими, не знаю... Режиссер — это всего лишь профессия, благодаря которой я самовыражаюсь, контактируя с миром, ничего больше. У меня есть девиз, которому меня научил папа,  очень близкий  мне  по духу человек, мы с ним,  как сиамские близнецы: «Все будет хорошо, в крайнем случае — плохо». С этим девизом  я и живу.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать