Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Я знаю сельскую жизнь во всей ее красоте и всей грязи»

Режиссер комедии «Припутни» Аркадий Непиталюк — о создании своего фильма и актерстве как части человеческой природы
04 октября, 11:26

Припутни — название села на Черниговщине. Туда, во время православного праздника, который в народе называется Яблочным Спасом, в гости к корпулентной и домовитой бабе Зине едут шумная торговка Людка с дочерью Светланой. Там же по соседству живет старый Станиславович с покалеченным и неконтролируемым сыном Славиком. Мать и дочь везет таксист Юрко, охваченный безответной любовью к нежинской учительнице Христе. В какой-то момент все линии пересекаются, что приводит если не к взрыву, то к пожару, телесным повреждениям средней тяжести и другим судьбоносным последствиям.

Это мог быть настоящий триллер. Непиталюк прекрасно осознает уровень разрухи, страха и злобы, которыми пропиталась наша провинция. Но находит ракурс, в котором этот непрерывный скандал выглядит смешно. С другой стороны, режиссер не воспринимает своих героев с их чудачествами и суржиком как экзотику: они четко вписаны в узнаваемую повседневность, имеют в себе и собственную погибель, и собственный фарс, и, как бы там ни было, достойны лучшего. Фильм удался по всем компонентам: робота оператора Александра Рощина, прекрасный актерский ансамбль, яркие персонажи, сочные диалоги, а самое приятное достижение — жанровое. Непиталюку удалось сделать действительно смешную комедию, причем комедию характеров — а это для современного украинского кино что-то из разряда фантастики.

Аркадий Непиталюк родился 27 сентября 1967 года в селе Лехновка, Ярмолинецкого района на Хмельнитчине. Учился на актерском отделении театрального факультета (1991), окончил отделение режиссуры кинофакультета КГИТИ им. Карпенко-Карого (1996, мастер — Виктор Кисин). После стажировки в Высшей медиа-школе в городе Гилверсум (Нидерланды,1993) и в штутгартской Академии искусств Shlosssolitude (Германия,1995) работал на телевидении.

В 2016 году Аркадий Непиталюк дебютировал как кинорежиссер сразу двумя игровыми фильмами, поставив по собственным сценариям короткометражку «Кровянка» и полнометражную комедию «Припутни». «Кровянка» победила в Национальном конкурсе 46-го кинофестиваля «Молодость», а «Припутни» отмечены дипломом Одесского фестиваля.

Но, несмотря на любые награды, выход «Припутни» — хорошая новость не только для национальной кинематографии, а, в определенном смысле, для всего поколения режиссеров, чья профессиональная молодость припала на коллапс украинской киноиндустрии в позапрошлом десятилетии.

Фильм «Припутни» со вчерашнего дня можно посмотреть в кинотеатрах Киева и большинства областных центров Украины.

ПРИБЛИЖЕНИЕ

— Аркадий, с чего ты начинал в кино?

— Ужасно хотел быть актером, в 1988 году поступил на актерское отделение. Но через год понял, что не хочу там учиться, потому что мне не нравилось навязывание преподавателями так называемой системы Станиславского — из-за этого пропадала радость творчества. Какой-то период искал себя, немножко писал стихотворения и прозу, в конечном итоге пришла мысль попробовать не сниматься, а самому снимать. В результате попал в Карпенко-Карого на телережиссуру к Кисину. Интересно, что мои первые учебные фильмы являются так же первыми операторскими работами Сергея Михальчука и Ярослава Пилунского (ведущие украинские кинооператоры. — Д.Д.).

— Но после выпуска ты длительное время ничего не снимал.

— Тогда практически никто ничего не снимал, кроме тех, кто имел связи еще в советское время. Молодые такой возможности не имели, для нас оставалось только телевидение, которое тогда как раз начало развиваться. Я туда пошел, потому что там можно было как-то развивать навыки, приобретенные в институте. 15 лет, до 2012-го, безвылазно проработал на ТВ, делал что угодно — программы, сериалы.

«ПРИПУТНИ»

— Итак, как появились «Припутни»?

— Когда я уже ушел из телевидения и преподавал режиссуру в Карпенко-Карого, государство наконец начало вкладывать деньги в украинское кино. У меня был полнометражный сценарий на основе пьесы «Буна» Веры Маковой, но мне сказали, что на дебют лучше подавать короткий метр. Я вспомнил, что на Неделе актуальной пьесы слышал очень интересную пьесу Романа Горба «Центр», и на ее основе быстро написал короткометражный сценарий. Но он не прошел конкурс. Однажды я увидел в интернете, что продюсер Юрий Минзянов ищет короткометражные сценарии для триллеров и послал эту историю ему. Он прочитал и ответил, что триллер не получится, но материал интересный. Мы встретились и договорились о создании полного метра. В целом я пять раз переделывал сценарий и с последним вариантом выиграл отбор для финансирования.

— Откуда такое название?

— Я искал покинутые села на Черниговщине и давал их названия проекту. Когда натолкнулся на село Припутни, а еще и узнал, что это разновидность диких голубей, которые живут возле людей, то у меня сразу появился объемный образ. Мои персонажи такие же, как эти голуби. Ни в селе, ни в городе, тоже как-то при людях — то в общежитиях, то в наемных квартирах, нестабильная у них жизнь, не знают, что делать, несчастные.

— Да, село у тебя показано без сантиментов и фольклорных прикрас. Это заметно выпадает из нашей кинематографической традиции.

— А у меня иначе не выходит. Я родился и вырос в маленьком селе на Хмельнитчине, поэтому знаю такую жизнь непосредственно — во всей ее красоте и всей ее грязи. Соседи, друзья, родители... У меня, конечно, сформировался отстраненный взгляд на село, потому что давно там не проживаю, но я могу и смотреть со стороны и нырять внутрь. Поэтому и не хочу врать. Я бы себя насиловал, если бы создавал псевдоромантические лубочные истории. Разве что ради игры с теми штампами поэтичности, даже издевательство из них. Именно потому, что я знаю этих людей, я их так и показываю. А они и жесткие, и жестокие, и смешные одновременно. И, между прочим, тоже являются носителями — может и несознательными — украинских традиций. Например, мой отец, когда оказывается в драматичной ситуации, шутит, вспоминает смешные пословицы. Как-то ему звоню, узнаю, что мой старший брат запил. Спрашиваю: «Как так, он же закодировался?» Отец отвечает: «Його це так тримається, як сухої сраки попіл». Для отца эта ситуация — трагедия, но он все равно употребляет шутливые фразы. Поэтому я показываю людей, какими они есть, но и комичности не лишаю, потому что она тоже в их природе. И, действительно, в «Припутни» у меня еще детский лепет, я это воспринимаю как современную сказку о том, как судьба свела Юру и Светку. На самом деле в селе творят иногда что угодно. Хотя и в городах тоже много разного. По большому счету, локация не так уж важна.

АКТЕРЫ

— У тебя своя система работы с актерами?

— Я их подбираю по типажам. Для меня важно, чтобы актер или актриса были внешне похожи на их героев по характеру, поведению, внешности. Если это есть, тогда я обсуждаю с ними предложенные обстоятельства, что привело к тому или иному поступку, анализируем жизненные ситуации персонажей и их отношение к этому, их прошлое. Когда они уже начинают пробовать что-то на репетициях, в кадре, я им не говорю, по какой системе играть или каких актерских техник придерживаться. Мне это безразлично. Они могут использовать все, что им заблагорассудится. Ведь они похожи на персонажей, поэтому их поведение, не должно навязываться мной, так будет интереснее, чем какие-то режиссерские указания. Поэтому моя основная техника — доверие. Конечно, если их несет в сторону привычной работы в театрах или сериалах, тогда прекращаю наигрывание или имитацию эмоций, прошу: «Не нужно здесь кричать или махать руками».

— Звучит просто.

— После обучения на актерском, после опыта в кино я не верю в то, что актер — это профессия, потому и не вижу разницы между тем, кто имеет диплом и работает в театре и тем, кто впервые пришел перепуганный на пробы. Например, Дмитрий Хомяк — не актер, но сыграл в «Припутни» главную роль. Актерство я воспринимаю как одну из составляющих самой природы человека. Кто-то ее развивает, вступая на актерский, но точно так же может ее и испортить.

— Даешь им импровизировать?

— Если это нужно. Но я так пишу сценарий, что у меня каждая реплика важна и должна звучать в установленном мною порядке. Если нужно что-то заменить и добавить — я это делаю. Например, я позволил актерам импровизировать в сцене драки в «Припутни», сказал, чтобы они полностью отпустили себя.

— На мой взгляд, персонажи очень хорошо «сидят» на исполнителях.

— Со стороны, по-видимому, виднее. Я замечаю, что и как они играют. А вот мой прокатчик после просмотра черновой версии «Припутни» сказал: «Такое впечатление, как будто реалити-шоу смотрю».

ДЕБЮТ И ДАЛЬШЕ

— Тебя не огорчает тот факт, что ты дебютировал только в 50 лет?

— А что делать? С другой стороны, мы не знаем, как бы могло быть. Если бы я получил возможность снять полный метр в 1990-х, он бы вышел, вероятно, намного хуже. У меня теперь есть жизненный опыт, а это очень необходимо для режиссера. Я сегодня хорошо понимаю персонажей в каждой своей истории. Плюс профессиональные навыки, которые позволяют не заниматься лишними вещами в той же работе с актерами. Навязывал бы им какие-то системы, если бы был молодым. То есть, мне кажется, что теперь имею и необходимый опыт и достаточно свежий и свободный взгляд на то, что делаю. Так что, думаю, я начал снимать именно в том возрасте, в котором в состоянии это делать.

— Что будешь снимать дальше?

— Параллельно развиваю несколько историй. Один сценарий уже близок к реализации. Импульсом для него стала запись в «Фейсбуке». Люблю, кстати, основываться не на литературные произведения, а на такие живые вещи о конкретных людях. Та запись сразу дала мне импульс. Это будет такая киевская, даже троещинская история, очень жизненная, будет основана на актуальных в настоящий момент событиях и темах, во многом трагическая, но и смешная. Не буду рассказывать подробности, скажу лишь, что как автор хочу сделать следующую картину более выразительной, чем предыдущие, сдвинуться больше в сторону игры, в сторону Аки Каурисмяки и братьев Коэнов. Эти режиссеры мне очень близки, конечно, их не буду копировать, но работать в таком духе.

СТАНДАРТНЫЙ ВОПРОС

— Есть ли у тебя увлечения за пределами кино?

— Мне почему-то кажется, что все эти увлечения и хобби — продукт городской культуры, а я все же выходец из культуры сельской, хотя давно проживаю в городе. И мне, кроме кино, достаточно смотреть, как огурцы-помидоры растут, гладить собаку, просто обнимать своего ребенка.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать