Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Заложница времени...

О Наталии Ужвий, которой исполнилось бы 120 лет вспоминали ее коллеги-франковцы, театроведы и почитатели творчества легендарной актрисы
13 сентября, 15:50

В Музее театрального, музыкального и киноискусства Украины состоялся вечер «10 тайн Наталии Ужвий» (в рамках проекта «Memory project») по случаю юбилея звезды театра и кино.

Жизнь Наталии Михайловны пришлась на трудные сталинские времена, была наполнена невероятными поворотами судьбы, взлетами, триумфами и тяжелыми потерями... Что мы сегодня знаем о примадонне украинской сцены? Пленка зафиксировала лишь крупинки из ее 213 театральных ролей и 24 фильмов. Наталии Ужвий посвящали стихотворения, для нее драматурги специально писали пьесы, а художники рисовали ее портреты... Ее манеру игры изучают будущие театроведы и кинокритики. Благодаря своему врожденному таланту и мастерству Ужвий могла блестяще сыграть разноплановые роли — от трагедии до комедии. Наиболее убедительной актриса была в роли страдающих женщин. Горе, отчаяние, боль матери она передавала с удивительной эмоциональной силой.

Листая пожелтевшие страницы ее дневника, ловишь себя на мысли, что слышишь ее голос. Напряженная жизнь за фасадом благополучия и общего обожания, душевная мука, недосказанность. С годами имя Наталии Михайловны обрастало легендами.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Невероятно, но Ужвий не мечтала стать профессиональной актрисой.

— В семье я была самой старшей из детей, рано начала помогать... Дать всем детям образование отец не мог. Нужно было учиться какому-то ремеслу... Меня отдали к портнихе... я умею шить, вышивать, — написала в воспоминаниях Наталия Михайловна. — Это только потом пригодилось. Однако я мечтала учительствовать. Готовилась к экзаменам сама. Днем — в мастерской, а по ночам при свече перечитывала десятки книжек. Экзамена экстерном очень боялась. Однако выдержала его и в 16 лет стала сельской учительницей. Преподавала в селе Милятин, в 3-х классах: географию, арифметику, родной язык... Одна учительница на всю школу. Потом была школа в селе Вилия, позже в Золотоноше. Именно в Золотоноше впервые увидела театр, выступление любительского коллектива. И потеряла покой... Однако ни в коем случае я не пыталась изменить профессию, четыре года театр и школа были для меня всем. В Золотоноше начался мой «артистический университет». За шесть лет я сыграла 65 ролей».

ОБРАЗ АННЫ В СПЕКТАКЛЕ «УКРАДЕННОЕ СЧАСТЬЕ» ПО И. ФРАНКО (РЕЖИССЕР Г. ЮРА, 1940 Г.), СОЗДАННЫЙ НАТАЛЬЕЙ УЖВИЙ ВОШЕЛ В ХРЕСТОМАТИИ УКРАИНСКОГО ТЕАТРА

Руководитель Золотоношского отдела наробраза Иван Леонтьевич Мойся (позже прозаик Иван Ле) дал талантливой девушке направление на «инструкторско-режиссерские курсы» в Киев. Но никаких курсов не было, и она направилась к Первому украинскому театру им. Т. Шевченко. Там Ужвий встретила актрису Ирину Стешенко (внучку М. Старицкого), которая впоследствии познакомила Наталию с Иваном Александровичем Марьяненко. После этого импровизированного кастинга (как сказали бы мы сегодня) Ужвий стала актрисой Первого театра УССР им. Т. Шевченко. Кстати, тогда художественным руководителем коллектива был ученик Станиславского — Александр Загаров, комиссаром — Александр Довженко, а завлитом — Павел Тычина...

«С 1926 по 1936 гг. мне пришлось работать в театре «Березіль» под руководством выдающегося украинского режиссера Леся Курбаса (1887—1937 гг.) — 10 лет рядом с Антоновичем, Бучмой, Марьяненко, Крушельницким, Сердюком, — вспоминала актриса. — Курбас учил нас, актеров, владеть своим телом, подчинять его внутреннему состоянию образа. Воспитывал у нас чувство меры, то есть учил строго отбирать как внутренние, так и внешние средства выразительности. Наконец Л. Курбас учил нас искусству перевоплощения. С этой целью он бросал актеров буквально из холодного в горячее. Так, сегодня я играла юную Маклену (М. «Маклена Граса» Кулиша), завтра — Джулию («Заговор фиеско» Ф. Шиллера), а после этого       — остро характерную, почти гротесковую роль тети Моти из Курска (М. «Мина Мазайло» Кулиша)».

«С КЛЕЙМОМ ПРЕДАТЕЛЬНИЦЫ»

...Над Курбасом началось судилище — официальные органы не воспринимали его экспериментальные спектакли, обвиняя Леся Степановича в «буржуазном национализме и в отходе от магистральной линии партии». Ужвий была в Харькове ведущей актрисой его театра, поэтому разгневанная власть ожидала от нее соответствующего слова... Рычаги влияния находили на каждого. У Наталии слабым местом был сын. НКВД-шники, шантажируя, говорили, что отдадут мальчика в интернат, а ее вышлют в Сибирь. Ради Михайлика Наталия решилась на поступок, за который корила себя до конца дней, — поставила подпись под доносом на режиссера Леся Курбаса.

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ АКТЕРСКИЙ ДУЭТ В СПЕКТАКЛЕ «СУД И ПЛАМЕНЬ» ПО ПОВЕСТИ И. ФРАНКО «СТОЛПЫ ОБЩЕСТВА» — ИНСЦЕНИРОВКА В. ЛИЗОГУБА. НА ФОТО: НАТАЛЬЯ УЖВИЙ (ГРАФИНЯ ТОРСКАЯ) И ЕВГЕНИЙ ПОНОМАРЕНКО (ОТЕЦ НЕСТОР), 1978 Г.

— В харьковской газете «Комсомолець України» было опубликовано коллективное письмо, где стояли 64 подписи актеров «Березоля», в том числе и тети, — вспоминает племянница Ужвий Наталия ПОНОМАРЕНКО, в настоящее время руководитель литчасти Национального театра им. И. Франко. — Это было время репрессий. В 1937 году ее бывшего мужа, писателя, основоположника украинского футуризма Михайля Семенко (1892—1937 гг.) арестовали, а 23 октября 1937-го расстреляли. Мы долгие годы в семье этой темы не касались. И только когда у меня появилась дочка, Наталия Михайловна спросила: «А теперь ты понимаешь меня?».

В 1936 году по приглашению Игната Юры она переехала в Киев, где проработала в Театре им.    И. Франко 50 лет.

«Лесь Курбас и Игнат Юра — это основа моих знаний, моего мастерства, — писала спустя много лет после того Наталия Ужвий в анкете-биографии, словно раскаиваясь за свой поступок в театре «Березіль».

Переживания актрисы были вызваны и реакцией окружения. Тогда от Наталии Михайловны отвернулись практически все, за исключением ее многолетнего партнера А.     Бучмы.

Десять лет, прожитых Наталией Михайловной в Харькове, по насыщенности событий будто аккумулировали целую жизнь! Азарт, вера, талант, сопровождавшие Наталию Михайловну в начале творчества, обернулись в финале личным разочарованием, опустошенностью, непоправимыми потерями и жестким клеймом «предательницы», которое сопровождало ее всю жизнь...

В один черный день, в 1937 году опять пришла беда (арестовали сначала одного, а затем второго брата актрисы), вернувшись из театра, Ужвий в дверях нашла записку: «Со мной случилась большая неприятность... я задержан органами НКВД... твой Женя». Через несколько месяцев — другой кусочек бумаги: «Пишу тебе из тюрьмы... Назар». 20 лет разыскивала Наталия Михайловна следы своих братьев. Писала письма-ходатайства во множество инстанций... Но напрасно... Судьба брата Назара так и потерялась в лагерях, а о Евгении ей ответили только через два десятилетия: «Реабилитирован полностью из-за отсутствия вины»...

В 24 года ее единственный сын Михась умер от менингита. Ужвий очень трудно переживала потерю и выплеснула свое горе в спектакле «Без вины виноватые», где ее героиня тоже теряет ребенка... Театр спасал ее всегда...

АКТЕР ДОЛЖЕН ПРОПУСТИТЬ ЧЕРЕЗ СЕБЯ ВСЕ, ЧТО ИГРАЕТ

«Наталия Ужвий была яркой представительницей актерской школы переживания, — считает историк театра Ростислав КОЛОМИЕЦ. — По нормативам этой школы, актер должен пропустить через себя все, что играет, спроектировать обстоятельства чужой жизни на себя и вдохновляться при этом глубоко личными мотивами. Это умение очень пригодилось Наталии Михайловне во время выполнения «идейных» ролей. Как драматург Александр Корнейчук вдохновлялся идеей создания эталонной советской пьесы, так Ужвий вдохновенно, образ за образом, лепила на франковской сцене «галерею полнокровных и художественно убедительных образов советской женщины». Сначала — женщины-революционера, дальше — женщины-труженицы, потом — женщины-матери и, как апофеоз, — Матери-родины». Ее называли «поэтессой украинской сцены».

Одна из прославленных ужвиевских ролей — Анна в «Украденном счастье» И.Франко. Впервые, 28 марта 1940 года, постановку пьесы осуществил на франковской сцене Игнат Юра. Сегодня трудно себе представить, что пьеса считалась «несценической». И Игнат Петрович первый разглядел за «эпической» формой действенную насыщенность, практически открыл ее для украинцев. А «Украденное счастье» на долгие годы стал визитной карточкой для театра где главные роли играли: Амвросий Бучма, Виктор Добровольский и Наталия Ужвий.

Напомню, дебютом на сцене Театра им. И. Франко стала роль Елизаветы в драме Шиллера «Дон Карлос». Именно в той постановке она встретила свою любовь (партером актрисы выступил молодой, очень красивый актер Евгений Пономаренко). Младше Ужвий на десять лет, Евгений Порфирьевич все же очаровал сердце Наталии Михайловны.

— Это была очень счастливая семейная пара, вспоминает Н. Пономаренко. — К ним домой на «огонек» приходили советоваться молодые коллеги, здесь за рюмкой знаменитой «Калгановки» происходили откровенные разговоры о жизни и о театре. Наталия Михайловна многим помогала как председатель Украинского театрального общества (теперь Национальный союз театральных деятелей Украины), как известная личность и просто как мудрая женщина...

«ПРОЙТИ СОВЕТСКУЮ «МЯСОРУБКУ» И ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ»

В годы Второй мировой войны Н. Ужвий вместе с франковцами эвакуировалась, сначала в Тамбов, а впоследствии — в Семипалатинск и Ташкент. С концертными бригадами она побывала на многих фронтах, выступая и на передовых позициях, и в санчастях.

ЛЕГЕНДАРНЫЙ СПЕКТАКЛЬ «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ» ПО ПЬЕСЕ А. ОСТРОВСКОГО (РЕЖИССЕР — Б. НОРД). НА ФОТО: Н. УЖВИЙ (КРУЧИНИНА) Д. МИЛЮТЕНКО (ШМАГА) И Е. ПОНОМАРЕНКО (НЕЗНАМОВ), 1948 Г.

Летом 1943 года актриса снялась в фильме «Радуга» (по одноименной повести Ванды Василевской), который принес ей международную славу. Лента получила главный приз Ассоциации кинокритиков США и наивысшую премию газеты «Дейли Ньюс» как лучший иностранный фильм в американском прокате 1944 г., а также приз Национального совета кинообозревателей США.

— Мне выпало актерское счастье играть в тех спектаклях, что и Ужвий, — рассказывала «Дню» известная актриса Театра им. И. Франко Юлия ТКАЧЕНКО. — В спектакле «Ночь лунного затмения» Карима я была дублером Наталии Михайловны в роли Танкабике. После потери сына Михася ей было очень тяжело, и возникла потребность в дублере. А в спектакле «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского Ужвий (Москалева) играла роль моей матери. Рядом с Ужвий всегда чувствовала себя легко, естественно. Наталия Михайловна никогда не позволяла себе ни пренебрежительность, ни капризы, присущие актерам-звездам.

Известная киноактриса Франческа Гааль, которая посмотрела в Театре им. И. Франко спектакль «Много шума из ничего», сказала: «Я видела Шекспира на многих сценах мира, но в Киеве Шекспира прочитали и почувствовали лучше, глубже, многограннее, сыграли свежо, сочно, молодо... Видеть Ужвий в роли Беатриче — значит присутствовать на празднике истинного искусства».

Сама же актриса призналась: «Я вся в театре, когда у меня нет спектаклей, я сразу вяну и сама себе становлюсь ненужной... Всегда хочу знать, какой видит драматург мою героиню. В авторской характеристике, в ремарках каждое слово имеет значение. Наряд, прическа... Так получается — от внешности идешь к душе. Между ними единство. Вот Чехов был так внимателен к тому, как одеты люди. За нарядом у него — и аромат характера, и внутреннее состояние»...

Одной из последних ее ролей стала старомодная, отчужденная от будничной суеты Войницкая в спектакле Сергея Данченко «Дядя Ваня».

— Мы работать с Наталией Михайловной в спектакле «Дядя Ваня», — рассказывал «Дню» Богдан СТУПКА. — Я запомнил ее внутреннюю силу и доброту в отношении к партнерам, чрезвычайную профессиональную требовательность. Играем сцену — вдруг Ужвий подходит ко мне вплотную, берет за подбородок (в ее руке чувствовался свинец): «В очі треба дивитися, Богданчику»! После такого замечания нужно было или не нужно — смотрел на Наталию Михайловну не отрываясь.

Перед выходом на сцену Ужвий вдруг пожаловалась: «Что я здесь играю? Фитюлечку»... Потом — после спектакля, оваций зрителей — я напомнил наш разговор, на что Ужвий парировала: «Это за мои прежние заслуги...».

Наталия Михайловна была чрезвычайно требовательна к себе, владела настоящим актерским стержнем и сильным характером... Не всем удавалось пройти советскую «мясорубку» и остаться человеком.

Умерла Наталия Михайловна в жаркий день — 22 июля 1986 года (Евгений Порфирьевич пережил жену на восемь лет. Он упорядочил архив и умер, как и Наталья Михайловна, тоже от рака, завещав похоронить его около любимой, на Байковом кладбище)...

В Киеве есть улица, которая носит имя Наталии Ужвий, на доме около Театра им. И. Франко по улице Городецкого, 17/1 (где проживала актриса), установлена мемориальная доска, продолжает работать основанный актрисой Дом ветеранов сцены в Пуще-Водице... Остались записи спектаклей, фильмов, а главное — память в сердцах зрителей разных поколений об этой великой актрисе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать