Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Жизнь в стиле джаз...

или Шесть лет без Богдана Ступки
19 июля, 20:23
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Знойное 22 июля 2012 г. стало черным днем для украинского театра, кинематографа и всей нашей страны — ушел в Вечность Богдан Сильвестрович Ступка. И хотя прошло уже шесть лет, но рана и боль от этой потери до сих пор не заживает. Ушла эпоха! Хотя в Украине есть много мастеров, но последние три десятилетия, можно сказать, прошли «под знаком Богдана Ступки». Он стал символом нашей страны, высокой культуры, красоты украинской нации. Богдана Сильвестровича еще при жизни называли «первым артистом», им он и остался! Это был феноменально творческий и мудрый человек. Более полувека имя Богдана Ступки было знаковым для украинской национальной культуры. Большинство ролей, которые сыграл актер в театре и кино, вошли в летопись сценическую и киноискусства. Каким запомнился Ступка коллегам и друзьям — об этом наши воспоминания.

«ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ ПРИШЛИ ПОПРОЩАТЬСЯ С БОГДАНОМ СИЛЬВЕСТРОВИЧЕМ»

Михаил ЗАХАРЕВИЧ, генеральный директор Национального театра им. И. Франко:

— Я имел честь работать вместе с Богданом Сильвестровичем более 20-ти лет. Уважал, как чрезвычайно талантливого актера и как человека с остроумным юмором, мастера, который создал немало прекрасных образов. Его творческие достижения были отмечены высокими государственными наградами и престижными премиями. Он был прекрасным мужем и отцом, боготворил своих внуков...

Тысячи людей пришли попрощаться с Богданом Сильвестровичем. Гроб с его телом на руках несли от нашего театра к самому Байковому кладбищу! Всенародная любовь к мастеру была огромной и заслуженной им за искренний талант. В «золотой фонд» театрального и киноискусства вошло немало его работ.         

Самый первый образ Б.Ступки, которым мне запомнился, это роль Ореста Звонаря в ленте «Белая птица с черной отметиной» (режиссер Ю.       Ильенко, кинодебют Богдана Сильвестровича. — Т.П.). Потом восхитил актер в знаковой роли Николая Задорожного в спектакле «Украденное счастье» сначала на львовской (Театр им. М. Заньковецкой), а в 1978 г. на киевской сцене. Какие разные персонажи Ступка создал в таких спектаклях, как «Дядя Ваня», «Энеида», «Король Лир», «Мерлин», «Сни за Кобзарем», «Карьера Артура Уи», «Истерия», «Царь Эдип», «Тевье-Тевель» (в 2002 г. во время гастролей в США внучка Шолом-Алейхема, писательница Бел Кауфман после того, как посмотрела игру Ступки, назвала актера «лучшим Тевье-молочником всех времен» — Т.П.), и этот список можно долго продолжать! И эти спектакли забыть невозможно.

Имя Богдана Ступки уже записано среди мастеров-франковцев, рядом с нашими корифеями: Игнатом Юрой, Амвросием Бучмой, Натальей Ужвий, Владимиром Добровольским, Дмитрием Милютенко, Николаем Шутько, Ольгой Кусенко, Николаем Заднипровским и многими-многими другими.

Напомню, что Ступка успел выпустить актерский курс, его воспитанники и сегодня работают у нас. Кстати, на прошлой неделе мы провели тарификацию, и кое-кто из его учеников уже стал мастерами — «актерами высшей категории». Поэтому он оставил заметный след и как преподаватель Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого; а также как художественный руководитель нашего театра, приглашая на постановки режиссеров разных школ и стран.

В настоящее время ищем средства (50 тысяч долларов), чтобы у входа в театр поставить памятник Богдану Ступке в полный рост. Артист (в бронзе) опирается на зонтик. Проект и макет уже готов. Его создали известные скульпторы — отец и сын Чепелики.

Мы с благодарностью помним Богдана Сильвестровича и будем вспоминать его большой вклад в творческую казну украинского искусства.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«ОН МОГ ОЧЕНЬ ОСТРОУМНО ПОШУТИТЬ НА РЕПЕТИЦИИ, НО ЧЕРЕЗ МИНУТУ УЖЕ МГНОВЕННО ВКЛЮЧАЛСЯ В РАБОТУ»

Андрей ПРИХОДЬКО, режиссер Национального театра им. И. Франко:

— Спектакль «Легенда о Фаусте» стала последней театральной работой Богдана Сильвестровича, где он сыграл две роли — старого Фауста и Мефистофеля. Это была мистерия, о том, что каждый человек самовольно лишает себя своего рая, поддаваясь искушениям, а затем всю жизнь ищет пути к утраченному. В основу постановки положены не тексты Гете, а первозданные тексты — произведения известных английских и немецких авторов: кукольная комедия Гейсельбрехта (1797 г.) и Иоганна Шписа (1587 г.) и пьеса английского драматурга Кристофера Марло (1564—1593 гг.). Спектакль на философские темы о Вечности держалось на актерском дуэте Ступок (Богдана Сильвестровича и Остапа). Мефистофель здесь был не соблазнителем, а душой, которая забрела и не имеет покоя, он жалеет о своем вызове Богу и предостерегает Фауста от той же ошибки. Но тот настаивает на своем и таки подписывает кровью соглашение с дьяволом. Теперь они двойники не только по внешнему виду. Невзирая на огромную занятость и в качестве художественного руководителя театра, и съемки в кино, Богдан Сильвестрович с большим энтузиазмом репетировал. Учился играть на тубе, с юмором вспоминал свою молодость, когда в 1960-х служил в армии (Ансамбли песни и танца военного округа Прикарпатья) и говорил: «Артист должен быть всегда готов к неожиданностям». Вспоминаю, чтобы услышать импровизированный ансамбль «уличных» музыкантов: Богдан и Остап Ступки (туба и скрипка), Владимир Николаенко (флейта), Богдан Бенюк (мандолина) и 11-летний Михаил Оводов (барабан) сбегаются все франковцы, кто в этот момент находится в театре, снимает это на мобилки. Потом мы решили, что в постановке Богдан Сильвестрович будет играть не на тубе, а на барабане.

Я имел огромное счастье не только наблюдать, но и быть рядом с гением! Он мог очень остроумно пошутить на репетиции, но через минуту уже мгновенно включался в работу и это уже был не Ступка, а Мефистофель. Как актер он был очень внимательным, как губка все впитывал, никогда не надувал щеки и работать с ним такое было наслаждение!

Потрясающая сцена — последний монолог (из первой народной книги, где вспоминается реальный Фауст) актер обращался ко всем собравшимся в зале, призывая миновать его душу. Говорил без пафоса почти своими словами и это было как исповедь, что даже жутко становилось. Такого мастера, как Богдан Сильвестрович я никогда не встречал на творческом пути. Как жаль, что смерть забрала такую потрясающую личность!

«СТРЕМИЛСЯ, ЧТОБЫ В ТЕАТРЕ СТАВИЛИСЬ ЛУЧШИЕ ПЬЕСЫ МИРОВОГО РЕПЕРТУАРА»

Наталия ПОНОМАРЕНКО, руководитель литчасти Национального театра им. И. Франко:

— Богдан Сильвестрович был чрезвычайно чистосердечным и доброжелательным человеком. Часто цитировал слова своего любимого поэта-философа Григория Сковороды: «Главное для человека — это радость сердца». Ступка умел внимательно слушать людей. Богдан Сильвестрович признавал, что с годами к нему пришла мудрость. Он делал много хороших дел, но не афишировал этого. Был скромным и глубоко верующим человеком. Когда его мама была жива, то дни рождения (они родились в один день 27 августа) праздновал во Львове вместе с Марией Григорьевной. А когда она умерла, то начал отмечать дни рождения в Киеве. Для Ступки мама была самой умной женщиной в мире, которая наизусть знала Библию (!), которая до последнего воспитывала сына и была строгим критиком.

Богдан Сильвестрович был прекрасным семьянином, боготворил свою семью, сына, внуков. А еще Ступка был патриотом Украины. Даже когда стал знаменитым на весь мир, много снимался за рубежом, всегда отмечал свои украинские корни. Это не было пафосом, какой-то игрой, это было очень искренне. Когда франковцы собирались вместе, он всегда подчеркивал, что нужно любить родной театр, Украину...

То, что Ступка после смерти Сергея Владимировича Данченко стал художественным руководителем нашего театра, стало определенным знаком, потому что они были единомышленниками, творческими побратимами и друзьями. Богдан Сильвестрович продолжил театральные традиции Данченко. Он стремился, чтобы в театре относились лучшие пьесы мирового репертуара, приглашал работать с труппой разных режиссеров.

Для нас, франковцев, театр как живое существо,  и выдающиеся мастера сцены, которые прославили Театр им. И. Франко, их души с нами, они благословляют на творчество, новые свершения и открытия.

«ИМЕЛ ФАНТАСТИЧЕСКУЮ ОРГАНИКУ И ГИГАНТСКИЙ ДИАПАЗОН»

Михаил РЕЗНИКОВИЧ, генеральный директор-художественный руководитель Национального театра русской драмы им. Леси Украинки:

— Смерть Ступки — непоправимая утрата для всего современного украинского театра и кинематографа. Богдан Сильвестрович был большим артистом, которого знали и уважали не только в нашей стране, но и за рубежом. Он с большим успехом снимался у известных кинорежиссеров мира. Имел фантастическую органику и гигантский диапазон: от характерных до трагических ролей. Богдан был талантливым человеком, с которым приятно и интересно было общаться на разные темы. При всем своем огромном актерском таланте, руководя Театром им. И. Франко, он имел дар разглядеть талантливых коллег и помогать им состояться в профессии. Считаю, одним из достижений и то, что сумел раскрыться Петру Панчуку, который в настоящее время наряду с Анатолием Хостикоевым, Богданом Бенюком, Василием Мазуром стал одним из лучших актеров-франковцев.

У нас со Ступкой на протяжении многих лет были очень теплые отношения. Даже его приход в чиновники, когда стал министром культуры (1999—2001 гг.), ничего не изменил              — всегда искренний...

«МЕЧТАЛ О ГОЛИВУДЕ, НО НЕ УСПЕЛ... ДУМАЮ, ЕСЛИ БЫ НЕМНОГО ДОЛЬШЕ ПОЖИЛ, ТО «ОСКАР» ТОЧНО ПОЛУЧИЛ БЫ!»

Полина ЛАЗОВА, актриса Национального театра им. И. Франко:

— Впервые увидела Богдана Сильвестровича когда была студенткой Киевского театрального института. Он тогда работал во Львовском театре им. М. Заньковецкой, снялся у Юрия Ильенко в «Белой птице с черной отметиной». Мы все были приворожены Ступкой. Считали его звездой, потому что уже тогда он был одним из лучших актеров Украины. Даже и мечтать не могла, что будем не только коллегами, партнерами, но и даже соседями. В труппу франковцев меня взял С.К.            Смиян (где-то через месяц его увольняют) и художественным руководителем назначают С.В. Данченко. Из Львова с ним приехали два ведущих актера — Ступка и Розстальной. Дебютом этого творческого тандема в столице стало «Украденное счастье», спектакль, который впоследствии стал визиткой нашего театра, а роль Задорожного    — одна из лучших в наработке Богдана Сильвестровича.

С 1978 года мы были коллегами со Ступкой. В молодости играли в нескольких спектаклях. Моя первая работа — «Дикий ангел» по пьесе Алексея Коломийца (роль Таньки). Богдан Сильвестрович — маляр (не главная, но очень заметная), как все что делал на сцене этот мастер. Его Король Лир, Тевье, дядя Ваня и другие шедевры восхищали и возможно, не все сначала понимали, какой брильянт мы имеем не только в труппе, но и в стране...

Ступку боготворила публика не только Украины, но и ближнего и дальнего зарубежья. Он работал со знаменитыми театральными и кинорежиссерами, мечтал о Голливуде, но не успел... Думаю, если бы немного дольше прожил, то «Оскар» точно получил бы!

Как партнеры мы играли в спектакле «Мастер и Маргарита», но после того как мама Богдана Сильвестровича, женщина очень набожная, посмотрела эту постановку, он отказался от роли Мастера. Потому что она сказала, что М.Булгаков в этом произведении пошел против Бога, переписал Евангелие и обожествив дьявола Воланда. Теперь я понимаю, что это правда и потому все, кто играл в театре и кино персонажей из романа, потом несут свой крест — потери, болезни, беды, напасти, смерти...

На протяжении работы у нас были разные периоды, но самыми теплыми они стали во время рождения спектакля «Истерия», а затем «Лев и Львица». Напомню, пьесу «Поганські святі» написала Ирина Коваль (украинская эмигрантка). Она — о непростых взаимоотношениях классика Льва Толстого и его жены Софии Андреевны (мы со Ступкой играли главные роли). Сначала спектакль шел в Молодом театре, а затем С. Моисеев сделал новую версию постановки, адаптировав ее к франковской сцене. И с того времени мы относились друг к другу, как не только коллеги, но и как товарищи. Этот спектакль показывали на разных фестивалях и всегда его хорошо воспринимала публика. Знаете, меня удивляло, как Богдан Сильвестрович мог переключаться. Сидим в поезде или в самолете. Вижу, что он уставший, несколько часов поспал (даже в неудобном кресле) и уже готов выйти на сцену. Партнер — супер-замечательный, на которого всегда можно положиться и все будет классно.

Благодаря авторитету Б.Ступки, после многих лет консервирования здания, удалось открыть Камерную сцену. Мы, франковцы, часто называли его отцом, потому что он считал театр родным домом, помогал не только словом, но и делом. Иногда после спектакля мы вместе шли домой (потому что были соседями), живо обсуждая постановку. Меня удивляло, что после изнурительной работы на сцене, у него словно открывались новое дыхание, вырастали крылья за спиной...

О том, что Богдан Сильвестрович неизлечимо болен, он никогда не говорил, но его 70-летие и бенефис в стиле джаз фактически стали прощанием со сценой. Ему уже было трудно ходить, а потому сидел за барабанами, шутил, вспоминал яркие моменты молодости и... зрелости. Это было так трогательно, но сердце сжималось, глядя на его исхудалое лицо. Нам всем сегодня очень не хватает Ступки.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать