Выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно находится в курсе происходящего.
Томас Джефферсон, выдающийся политический деятель, дипломат и философ эпохи Просвещения, один из авторов Декларации независимости США, 3-й президент США в 1801—1809 годах

«...Весь час як не писав, то малював»

Ученые подтвердили версию пребывания Тараса Шевченко в Вишневце
21 февраля, 2014 - 10:08
ШЕВЧЕНКО В ВИШНЕВЦЕ. ХУДОЖНИК Ю. СИМОНОВИЧ. 1964 г / ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА НАЦИОНАЛЬНЫМ ЗАПОВЕДНИКОМ «ЗАМКИ ТЕРНОПОЛЬЩИНЫ».

В рамках празднования 200-летия Тараса Шевченко 6-го марта во дворцовом комплексе Вишневецких Национального заповедника «Замки Тернопольщины» представят туристический маршрут дорогами Кобзаря по территории современной Тернопольской области и новое исследование ученого заповедника Николая Кибалюка, которое развеяло сомнения шевченковедов о том, что, находясь на Волыни по заданию Киевской Археографической комиссии осенью 1846 года, Кобзарь заезжал в Вишневец. «До недавнего времени они имели место в научной среде, несмотря на переводы и свидетельства, записанные в начале ХХ-го века», — отмечает в интервью «Дню» Николай КИБАЛЮК.

— Пан Николай, как известно, в 1905 году литературовед, поэт и педагог Василий Щурат записал свидетельство 80-летнего Федора Кружилки, и все же сомнения были. Что удалось найти Вам, чтобы их развеять?

— До сих пор диалог с Кружилкой был практически единственным свидетельством пребывания Шевченко в Вишневце. Его неоднократно цитировали, но подробного анализа никто не делал. Теперь удалось пролить свет на многие нюансы. Одним из интересных моментов является то, что Федор Кружилка во время разговора вспоминает о желании Шевченко побывать в Подкамне. Кружилка подумал, что поэт хочет пойти туда в Доминиканский монастырь на отпущение грехов. Как удалось выяснить, в середине ХIХ-го века в Подкамне отпущений грехов было четыре в год, и эта святыня славилась в околицах Вишневца. Согласно архивным данным, польским письмам, переписям, особенно массовое паломничество наблюдалось 4-го октября, который приходится на период путешествия Шевченко по Волыни. Долгое время как раз эта дата ставила под сомнение пребывание Шевченко в Вишневце, потому что 3-го октября датированы собранные им народные песни, которые он записал в Каменец-Подольском, а 20-го — в Почаеве. То есть дата никак не вписывалась в эту поездку Шевченко. Но пролил свет тот факт, что Подкамень находился на то время в составе Австро-Венгрии, которая еще с XVI-го века жила по Григорианскому календарю. И тогда, как в Подкамне было 4 октября, то в Вишневце — 17-ое октября. А это уже развеивает все сомнения относительно пребывания Шевченко в нашем городе.

Как свидетельствовал Федор Кружилка, в Вишневце Шевченко был несколько дней и постоянно, если ни писал, то рисовал. Кстати, около дворца Вишневецких есть каменная скамья, датированная серединой-концом XVIII-го века, которую называют Шевченковой. Говорят, именно на ней и творил Кобзарь. Хочу сказать, во дворце была огромная библиотека, ценные коллекции. А в то время именно такие частные собрания, как в Мнишеков (они тогда владели Вишневцом) были богатейшим источником материалов. Очевидно, Шевченко работал в библиотеке Вишневецкого дворца с документами. И, безусловно, делал зарисовки, потому что именно тогда создавал свой альбом «Живописная Украина». Кроме всего прочего, собирал песни, легенды, народные переводы, а поскольку не был историком, то, наверное, этим занимался даже больше.

— Но зарисовки Вишневца не сохранились, в отличие от Почаева...

— И не только Вишневца. Мы знаем об увлечении Шевченко Кременцом, Корцом, Острогом, Меджибожем, другими городами и селами, которые были на его пути. Не сохранился ни один рисунок.

— Какое значение имеет Ваше исследование?

— Подтвердив факт пребывания Шевченко в Вишневце, мы можем конкретизировать путь, по которому он ехал в Почаев, потому что именно этот населенный пункт был последней точкой его путешествия. Если прочитать приказ, данный Тарасу Шевченко генерал-губернатором Киевской, Волынской и Подольской губерний Дмитрием Бибиковым, то основным пунктом там как раз значилось «изобразить Свято-Успенскую Почаевскую Лавру». Есть версии, что Тарас Шевченко туда и обратно ехал через Кременец, Дубно, Острог, но все же из Каменец-Подольского, где он останавливался, до Почаева добираться было ближе, несмотря на Австро-Венгерскую границу через Лановцы, Белозерку, Вишневец. Здесь шел старый торговый путь, который для путешествия и мог выбрать Шевченко.

И еще один нюанс. В письме Австро-Венгерского правительства говорится о том, что в то время ехали из Российской империи в Австро-Венгрию инициаторы революционных движений. Возможно, и Шевченко был одним из них. На первый взгляд кажется, что уже изучены едва ли не все материалы, но в действительности их еще достаточно много. Конечно, сложно найти что-то новое, напрямую связанное с Шевченко, однако исследование именно деятельности Археографической комиссии того же Кирилло-Мефодиевского общества может дать нам новые материалы, которые прольют свет на разные этапы жизни гения. А именно Волынский этап на сегодняшний является самым загадочным, потому что документов сохранилось очень мало.

Лариса ОСАДЧУК, Тернополь
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments