Власть опирается на всех, кто живет во лжи.
Вацлав Гавел, чешский политик и общественный деятель, диссидент, критик коммунистического режима, драматург и эссеист, девятый и последний президент Чехословакии и первый президент Чехии

Анатолий ЕРЕМА: Как зритель пойдет на культуру, если мы не даем ему шанс?

14 января, 1996 - 19:11

Публикуем фрагменты интервью ведущего программы «Документ» Анатолия Еремы, которое было опубликовано в журнале «Телекритика». Напомним, что «Документ», одна из очень немногих «серьезных» программ на нашем телевидении, в эфире «1+1» выходит уже в течение шести лет. В последнее время «Документ» можно увидеть на экране около трёх часов ночи, что, по нашему мнению, красноречиво свидетельствует о том, какими же в действительности являются отношения между украинским телевидением и культурой.

«Телевидение в 1990-х имело другую функцию — оно было скорее собеседником, и зрители хотели общения с какими-то нерядовыми личностями. Нынешнее же телевидение прежде всего должно развлекать. Конечно, мне бы хотелось оставаться собеседником для зрителя, но я понимаю, что это уже вчерашний день. Сегодня в таком собеседнике зритель нуждается все меньше и меньше. Я общаюсь со многими людьми, и достаточно часто в последние годы мне приходится слышать фразу: «У меня дома нет телевизора». Это значит, что у многих уже нет потребности в этом источнике информации и таком общении.

Раньше на телевидении больше была заинтересованность и потребности говорить о культуре, чем сегодня. Были чуть ли не на каждом канале какие-то телепроекты, которые интересовались культурой. Времена изменились. Я не считаю, что это хорошо, но это является результатом развития нашего телевидения.

Я считаю, что культурная тематика должна выживать на ТВ за счёт технологий. Плюс инвестиции и правильные форматы. Канал Discovery, немецко-французский канал Arte — это большие деньги, технологии, красивые съёмки. Как по мне, Украина сегодня не может себе позволить канал уровня Arte. Хотя бы потому, что нет денег. Франция одна не потянула этот канал. Французы не захотели делать плохо и потому объединились с немцами.

Мы немного увлеклись развлекательной функцией телевидения. Нам нравится развлекать, но этим мы сами себе создаем замкнутый круг. Говорим, что зрителя не интересует культура, что эта тематика не дает рейтинга. А как же зритель пойдет на культуру, если мы не даем ему шанс? Но я против того, чтобы делать что-то подобное плохо. На этот момент я не вижу возможности делать в Украине что-то грандиозное, такое как канал культуры.

В 1990-х телеменеджеры были большими романтиками, вот и все. Руководство телепроизводством раньше в большей степени воспринималось как миссионерство и предусматривало также определенные просветительские цели. Но, постепенно, на первый план вышла бизнесовая составляющая телевидения. Романтиками я считаю Александра Роднянского, Владимира Оселедчика, которые, несмотря на то, что они с самого начала занимались телевидением как бизнесом, всё же оставляли место на канале для той романтики, которую имели в своей душе. В течение десятилетия они эволюционировали, уже буквально через несколько лет от старта «1+1» эти самые люди уже изменили стратегию развития канала. Изменилась среда, условия конкуренции, они вынуждены были в той среде выживать, и эти условия сделали их прагматичнее, более жесткими менеджерами.

Целостного разговора о культурных процессах в украинском обществе, как по мне, нет, есть какие-то фрагменты этого дискурса. Для меня лично — это, в частности, дискуссии, которые время от времени происходят на презентациях чего-либо нового, — книги, выставки, кинофильма. Телевидение, за исключением каких-то спорадических попыток, сегодня вряд ли может сформировать подобный дискурс.

Истина, как всегда, где-то посередине: телевидение не может игнорировать интересы общественности, но и не должно всегда и во всем просто отдаваться этому течению и нестись за интересами большинства. Все-таки нужно держать какой-то свой курс, делать продукт, который может заинтересовать многих, но при этом находить возможность наполнять этот продукт содержанием, интересной и полезной информацией. И это возможно!

Проект, посвященный культуре, должен быть, в первую очередь, динамичным. Авторам такого проекта нужно учиться высказываться более лаконично, быть менее однообразными. Любая программа, в частности и «о культуре», должна иметь свою драматургию».

Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments