Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Информационное ТВ изменяет форму, содержание и... заказчиков

На кого в действительности СМИ будут работать после «перезагрузки»?
24 марта, 14:31
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.

На отечественном рынке сегодня существует два наиболее мощных поставщика информационных услуг: телевидение и интернет. При этом ведущая роль принадлежит телевидению. Такое соотношение сохраняется и в сфере снабжения новостийной информации. В настоящее время 9 из 10 взрослых граждан Украины регулярно получают новости с помощью телевидения, а около половины — с помощью интернет-источников. Это — данные социологического исследования, которое было проведено компанией Research&Branding Group 1—10 февраля текущего года на всей территории Украины, кроме ОРДЛО, АРК и Севастополя.

Центральные украинские телеканалы лидируют и в рейтинге доверия к поставщикам политической информации. 42% наших сограждан доверяют тому, что говорит и показывает телевизионный Киев. Для сравнения: этот показатель для интернет-СМИ, которые занимают второе место, равняется 19%.

Главный вывод из этих данных — телевидение хранит «почетное звание» наиболее мощного канала влияния на массовое сознание. Благодаря популярности и доверию телевизор, как и раньше, невзирая на прогнозы относительно снижения значения ТВ в жизни людей, существенно влияет на мнения и настроения населения Украины. А для страны, где телевидение, как правило, не является бизнесом, а рынок рекламы просто мизерный, получение возможности влиять на поведение, выбор и позицию людей, то есть власть, весит намного больше, чем прозаичная возможность зарабатывать деньги на продаже зрителям товаров и услуг.

Есть еще один тезис, который отстаивают эксперты: в условиях политического кризиса и падения уровня жизни — общие показатели телепросмотра будут только расти.

Все это объясняет, почему в нише информационных телеканалов Украины происходит настоящий «бум», почему именно в этот сектор направляются инвестиции (преимущественно теневые) и почему внимание СМИ традиционно фокусируется на событиях именно вокруг ТВ-новостей и политических ток-шоу.

За последние недели мы стали свидетелями бурных пертурбаций на информационных телеканалах «Тонис», NewsOne и ZIK. Они далеко не лидеры рейтинга по телепросмотру, но, тем не менее, изменения редакционной политики или кадровых перестановок в этих СМИ не остаются без внимания ни журналистов, ни общественности.

Из-за «теневых» особенностей нашего медиарынка, вести из мира телевидения включают в себя и значительную долю слухов. Такие сообщения, которые часто или не имеют подтверждения, или даже опровергаются, но продолжают рассматриваться как возможная версия события, о которой просто не хотят рассказывать.

Вот, например, миграция команды — в частности, генерального продюсера Алексея Семенова, ведущих Евгения Киселева и Матвея Ганапольского — с NewsOne в «Тонис». В интервью «Детектору медиа» владелец NewsOne Евгений Мураев выразил предположение о том, что изменения на «Тонисе» объясняются изменениями в структуре собственности канала: «Для меня до сих пор огромный вопрос — то ли это канал Януковича, как и раньше, то ли действительно АП (Администрация Президента) получила над ним контроль». Мураев отметил, что «большинство экспертов», «хотя это абсолютное предположение без доказательств», склоняются к тому, что новым владельцем «Тониса» может стать Макар Пасенюк — директор компании ICU и, как утверждают СМИ, финансовый советник Петра Порошенко. Но Макар Пасенюк незамедлительно отрицал слухи о своей причастности к покупке телеканала. «Ни я лично, ни группа ICU не являемся владельцами телеканала «Тонис» и не планируем такими становиться в доступном для обозрения будущем», — заявил Пасенюк изданию «Детектор медиа». Откуда взялись эти слухи, впрочем, понятно: в декабре 2016 года Макар Пасенюк сообщил, что дважды вел переговоры относительно покупки-продажи телеканала «112 Украина» — от имени Александра Онищенко и от имени владельца банка «Михайловского» Виктора Полищука.

Несколько дней назад общественности был представлен настоящий новый владелец части (9,5%) уставного фонда ООО «Телеканал «Тонис». Им оказался Владимир Макеенко — хотя он «старожил» в украинской политике, но лучше запомнилось его руководство Киевской городской  администрацией во время Майдана в начале 2014 года.

Теперь «Тонис» ждут последующие перестановки в структуре владельцев и полная «перезагрузка» контента. По мнению Мураева, новое руководство будет делать «псевдооппозиционный канал, а затем в правильном ключе использовать его во время избирательной кампании». Что ж, увидим.

Изменения в форме и содержании происходят еще на одном, когда-то региональном, а в настоящее время уже центральном телеканале — на ZIKе.

Сначала общественность (в основном, в «Фейсбуке») наблюдала за «заочным» конфликтом ведущих авторской передачи, братьев Капрановых, с новым креативным продюсером ZIKа, Натальей Влащенко, которая до того три года вела на телеканале «112 Украина» программу «Люди. Hard Talk». Спор завершился после увольнения известных писателей с телеканала. И они были не единственными, кто ушел из этого вещателя в последнее время.

Шеф-редактор Департамента информационного вещания и информационно-аналитических программ телеканала ZIK Федор Скрипник решил уйти с канала с формулировкой «из-за расхождения во взглядах с руководством телеканала». Руководительница аналитического отдела и старшая гостевая редактор канала Вера Гирич назвала свою мотивацию для увольнения более конкретно: несогласие с редакционной политикой нового генерального продюсера Гайгисиза Гелдиева, согласно которой канал ZIK якобы должен равняться на «112 Украина». Экс-генпродюсер ZIKа Ольга Бенеда отказалась рассказывать о причинах своего ухода с канала. Но, зато, она интересно прокомментировала общую ситуацию на телерынке Украины. Со словами бывшего генерального продюсера ZIKа, в процессе, что сейчас происходит, можно наблюдать две тенденции. «Одна — это естественный круговорот медийщиков». Вторая — «на более глубоком уровне происходит перераспределение сил и влияния в медийной сфере». «В настоящее время лед тает, все двигается. Но это только кажется, что это неуправляемый хаос. В действительности мы наблюдаем за вершиной айсберга, а все остальное спрятано под водой. Все, что в настоящее время происходит на медиарынке, связано исключительно с новой расстановкой сил, и это изменения на уровне инвесторов, распределения собственности и, следовательно, силы влияния. К креативу и сугубо телевизионному производству это имеет десятое отношение», — считает Ольга Бенеда. По ее мнению, «как все будет выглядеть окончательно, может стать понятным этой осенью», «когда все договорятся со всеми, будет понятно, какой вещатель, под чьим руководством и как будет развиваться».

Впрочем, некоторые направления движения этого «ледокола» видно уже сейчас. Выбор россиян в качестве журналистов топ-канала «Тонис», попытки ввести «подходы» телеканала «112 Украина» на ZIKе, в принципе, дает некоторое представление об основных «рамках», в которых будут работать эти обновленные медиа. Окончательные выводы можно будет сделать уже после перезапуска телеканалов с новыми руководителями и ведущими. А вот честный ответ на вопрос «на кого в действительности эти СМИ будут работать после «перезагрузки», общественность, скорее всего, традиционно, так и не получит. Из-за особенностей — «тень» и «серость» — отечественного телерынка нет надежды на то, что мы в конечном итоге узнаем, кто и с какой целью влияет на жителей Украины с помощью наиболее эффективного инструмента — телевидения.


К ТЕМЕ

«ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ ЗАХОТЕЛИ МАКСИМАЛЬНО ОБОЙТИСЬ БЕЗ ОЛИГАРХОВ В МЕДИАСФЕРЕ»

Отар ДОВЖЕНКО, медиаэксперт:

— Появление новых информационных каналов объяснить легко. Для политиков, которые стремятся влиять на украинскую аудиторию, это действенный способ вложить свои деньги. Но нужно понимать, что такой формат вещателей имеет «потолок». Информационные каналы никогда не будут получать 5—10% доли. Эти каналы могут лишь производить впечатление непропорционально большого присутствия в медиапространстве, но только потому, что о них много говорят политики, журналисты, блогеры. Например, может создаться ошибочное впечатление, что News One — это канал, который все смотрят. Зато мы никогда не говорим о «ТЕТ», который является развлекательным и у которого показатели значительно больше. Вообще конкурировать на рынке информационных вещателей еще немного можно. Но здесь главный вопрос не в количестве каналов, а в средствах, которые в них вкладывают, а это соответственно топовые теле-звезды и присутствие в сетях. Тот же канал News One существует 10 лет, но начали о нем говорить лишь после того, как Рабинович и Мураев начали «вкачивать» в него большие деньги и довели его долю до 1—2%. Так же канал «112 Украина» после создания не обращал на себя большого внимания. Однако после того как в него вложили десятки миллионов долларов, они приобрели сеть эфирной трансляции и увеличили долю до 2—3%.

Если у новых владельцев «Тониса», о котором сейчас немало говорят, есть деньги на то, чтобы канал раскрутить и правильно позиционировать (а для этого лишь Евгения Киселева и Матвея Ганапольского недостаточно), он может достойно конкурировать с «5-м каналом» (самый старший игрок) и «112 Украина» (пока самый успешный игрок). Но, повторюсь, нужно вкладывать большие деньги, в частности перетягивать топовых спикеров, ведущих, предлагать оригинальный формат...

Сегодня самый старший эфирный частный канал Украины «Тонис» после переформатирования действительно может качественно обновиться, предложить зрителям другой подход. Хотя нужно помнить, что у этого канала давняя история попыток переформатирования. Последний раз он имел приличный вид 10 лет назад, после чего были многочисленные попытки сделать его то экологическим каналом, то социальным, то еще каким-то... — все это имело непрофессиональный вид и максимально сбило его рейтинговые показатели — то есть новая команда хуже точно  не сделает.

Понимаете, информационные вещатели, хотя и имеют сравнительно небольшую долю, активно влияют на свою аудиторию. Если вы посмотрите на возрастной состав зрителей таких каналов, то это преимущественно люди пенсионного возраста. Аудитория, которая с каждым днем растет, и которую политологи воспринимают как наиболее мотивированных и безотказных избирателей.

Еще одна причина создания новых информационных каналов заключается в том, что с олигархами, которые руководят национальными СМИ, договариваться о медиа-присутствии стало очень дорого, и речь не только о деньгах, а о лоббизме интересов в парламенте и правительстве. Сегодня пришло то время, когда политические силы — назовем их «условный блок Порошенко» и «условный Народный фронт» — захотели в медиа-сфере максимально обойтись без олигархов. Поэтому они делают ставку на собственные каналы.

На всем этом фоне отдельно хочется выделить канал ZIK. Этот канал долгое время был в состоянии определенной концептуальной неопределенности. Он постепенно выходил на национальный уровень, но по контенту, в сущности, долго оставался региональным. Сейчас его выстраивают по принципу «культа карго», пытаясь подражать чьим-то действиям для того, чтобы достичь такого же результата. Сейчас это отражается в их кадровых решениях, когда назначают молодого человека, который не производит впечатления компетентного медиа-менеджера, но он сотрудничал с «112 Украина» (в январе генеральным продюсером телеканала ZIK был назначен Гайгисиз Гелдиев. — Ред.). Или назначают креативным продюсером пани Наталию Влащенко, которая абсолютно дисгармонирует со смысловыми идеями канала, по крайней мере, теми, на основе которых он себя позиционировал до сих пор. Или договариваются о сотрудничестве с ведущими «5-го канала».

Подготовил Вадим ЛУБЧАК, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать