Украина в той или иной форме будет. Не заставишь реку течь назад, так же и с народом, его не заставишь отречься идеалов
Павел Скоропадский, Гетьман Украинского Государства, украинский государственный, политический и общественный деятель

Кровавая терапия

«Темное зеркало» — фильм, который совершенно нетипично начинается как триллер и заканчивается как семейная драма
11 января, 2019 - 12:46

Мария (Индиа ЭЙСЛИ) — одинокая восемнадцатилетняя девушка из не очень благополучной семьи. Авторитарный отец (Джейсон АЙЗЕКС) не считается с ее проблемами, мать (Мира СОРВИНО) несчастлива и мучается от ночных кошмаров. Одноклассники просто издеваются над девушкой. Ей даже не с кем поговорить о своих бедах, кроме разве что отражения в зеркале. Которое в один совсем не прекрасный день вдруг начинает отвечать.

«Темное зеркало» (англ. Look Away, что можно перевести как «Отвернись» или «Отведи взгляд») — американский дебют 48-летнего израильского режиссера Ассафа БЕРНШТЕЙНА, известного у себя на родине по фильму «Долг» (2007) и сериалу «Хаос «(2015). Как и эти проекты, Look Away является триллером. Он выстроен по всем правилам и в этом предсказуем — до определенного момента.

Уже с первых минут на звуковой дорожке царит тревожная тягучая музыка. В изображении преобладают холодноватые «дегуманизирующие» цвета (оператор            — Педро ЛУКЕ). Во всех молодежных триллерах есть шаблоны, от которых никуда не денешься — к выработке многих из них приложил руку, в частности, американский «король ужасов» Стивен КИНГ. Отработанная ситуация: главным героем или героиней является школьный пария, изгой, которым/которой все помыкают, и вдруг после особенно сильного унижения он(а) открывает в себе некую колоссальную разрушительную силу и начинает сводить счеты с обидчиками — жестоко и разнообразно.

Бернштейн поначалу действительно развивает повествование по этим лекалам (кстати, это его оригинальный сценарий). Двойника, конечно, зовут Яирам. В отличие от Марии, она настроена решительно, имеет безжалостный характер и стальную целеустремленность, а также знает все сокровенные желания своей альтер-эго. Все, что нужно сделать — поменяться с ней местами, выпустить ее в реальность. Игры с двойниками и зеркалами — прием старый, как само искусство, но благодаря ему можно отойти от накатанной дорожки пост-кинговского триллера, а, во-вторых, устроить аттракцион актерской изобретательности.

И здесь невозможно переоценить выбор актрисы на главную роль. 25-летняя Эйсли сама из артистической семьи: отец — музыкант Дэвид ЭЙСЛИ, мать — актриса Оливия ГАСИ, дед по линии матери Освальд РИБО был известным аргентинским певцом, а дед со стороны отца Энтони Эйсли — американским актером и сценаристом. Индиа получила хорошую школу, снимаясь в независимых фильмах в Европе и в сериале «Тайная жизнь американского подростка» (2008), а к звездному статусу приблизилась, исполнив роль дочери главной героини в вампирском блокбастере «Другой мир: Пробуждение» (2012).

В «Темном зеркале» Эйсли достигает впечатляющего контраста состояний. Мария — хрупкое существо с белым лицом и большими глазами, немного похожая на фарфоровую куклу и одновременно на персонажа японского комикса-манги. Яирам, имеющие вроде те же телесные параметры              — это воплощенный демон мести, зрелая и недобрая соблазнительница, яркая провокаторка и хладнокровная убийца. В смысле актерского мастерства остальные персонажи остаются далеко позади, за исключением разве что матери Марии, Эми, которую сыграла Мира Сорвино — обладательница «Оскара» и «Золотого глобуса» за работу в «Большой Афродите» — классической трагикомедии Вуди АЛЛЕНА (1995). В 1996 Сорвино вошла в список 50              самых красивых людей, составленный журналом «People»; однако по-настоящему хорошая актриса не боится предстать на экране в образе невыгодном, невзрачном. Ее Эми — это уставшая, обманутая, стареющая женщина, которая несет в себе пожизненную глубокую травму. На развитие сюжета она на первый взгляд не влияет, но ее вроде бы пассивная линия ближе к финалу дает очень много для понимания того, о чем эта история на самом деле.

И это, собственно, самое интересное. Если вернуться к разговору о стандартах, то триллеры и хорроры так и развиваются: семейная драма, которая постепенно превращается в мясорубку. Бернштейн — и тут надо отдать должное его таланту сценариста — действует наоборот: с помощью замечательного дуэта Сорвино и Эйсли естественно и непротиворечиво трансформирует триллер в семейную драму. Трогательную, но не слезливую. И задуматься тоже заставляет: о стандартах красоты, навязываемых обществом, об иерархиях, которые продолжают калечить молодых, о положении женщин. В таком заезженном жанре это действительно выглядит освежающе. Поэтому и пренебрежительные отзывы критиков про Look Away кажутся не совсем заслуженными.

Зеркало повторяет наши движения. А еще всегда говорит правду. Часто — убийственную. Но никогда не лишнюю.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments