Корень демократии в активности граждан, а залог - в обеспечении прав человека.
Зиновий Красовский, поэт, писатель, общественный и политический деятель, политзаключенный советских лагерей, член Украинской Хельсинской группы

Кукольный балаган

На телеканале «ТЕТ» стартует новое сатирическо-политическое шоу
13 сентября, 2007 - 17:54
ЛАТЕКСНЫХ ГЕРОЕВ «АНАЛИТИЧЕСКО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ПУПСНИ» НЕ ОТЛИЧИШ ОТ «ОРИГИНАЛОВ»... В СТУДИИ «ВИКТОР ЯНУКОВИЧ», «ЮЛИЯ ТИМОШЕНКО» И «САВИК ШУСТЕР» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС СЛУЖБОЙ ТЕЛЕКАНАЛА «ТЕТ»

Говорят, мы всегда любили политическую сатиру. Говорят: что может быть приятней, чем посмеятся над «слугами народа», которые только то и делают, что глумятся над народом? Говорят, что смех над политическими лидерами — это отдушина, позволяющая снять напряжение и упростить запутанные политические схемы до незамысловатых юмористических диалогов с недвусмысленными намеками и понятными параллелями. Про политику шутить выгодно, ведь всегда есть почти стопроцентная гарантия, что юмор «на злобу дня» зрители воспримут, а автора назовут остроумным. Эффект утраивается, когда политическая сила визуализируется — в куклы, анимацию или даже компьютерную 3D- графику, и предстает в образе, в котором все ее изьяны и мельчайшие огрехи имиджмейкера — напоказ.

Сатирические проекты, в которых задеяны латексные, поролоновые или нарисованные близнецы политиков, созданы уже во многих странах. Например, в Латвии. Там на екране Первого Балтийского Канала транслируется политическая анимация — сериал «Однажды в Латвии». Каждую субботу в сатирических мультфильмах предстают актуальные события страны в интерпретации авторов сюжетов. Главные герои — латвийская правящая элита. Сам проект позиционируется как развлечение для взрослых.

Без преувеличения знаменитые «Куклы» Виктор Шендеровича развлекали телезрителей России и соседних стран на протяжении почти десятилетия. Впервые сатирическая программа вышла на экран тогда еще не федерального НТВ в декабре 1994 года. Замысел «Кукол» состоял в критическом взгляде на российскую политику через призму давно известных классических сюжетов. Более двухсот сценариев-стилизаций под Шекспира, Гете, Бабеля и даже Тарантино (серию «Кровь, пот и выборы» пресса наделила статусом вульгарной), которые точно отражали ситуацию в стране. Иногда даже слишком точно. Из воспоминаний Виктора Шендеровича: «Обращение к пушкинскому «Пиру во время чумы» произошло в ночь на третье марта 1995 года. За день до этого был убит Влад Листьев... Вдобавок России было впервые показано наглое от безнаказанности лицо фашиста Веденкина. И все это на фоне Чечни. Надо было успеть сделать что-то соответствующее температуре общественного гнева тех дней — или совсем убирать «Куклы» из эфира. Стилизация «Пира...» была написана за ночь, утром в студии озвучивания собрались актеры — но производство программы было категорически остановлено руководством телекомпании... «Куклы» в эфир не вышли. Недавно я перечитал тот, пятилетней давности, сценарий — и, кажется, понял, что в нем так напугало директорат НТВ... Полное соответствие пушкинского текста (которому я следовал почти построчно) российским реалиям. Меня это напугало тоже — но именно поэтому я так хотел, чтобы программу увидели миллионы россиян».

«Куклы» не раз попадали под гарячую руку власти их даже ввязывали в уголовные дела. Шендерович вспоминает, что тогда он чувствовал поддержку со стороны очень многих частных лиц и организаций. Дипломаты нескольких стран выражали свою готовность предоставить Шендеровичу статус политического беженца. Тогда больших неприятностей «кукловодам» удавалось избегать, и «наезды» со стороны прокуратури играли только на руку, создавая масштабную пиар-кампанию. Но только до поры до времени, а именно — до «Крошки Цахеса». То время как раз ознаменовалось приходом к власти нынешнего президента Росии. После того как роковая серия с явной параллелью «Путин — Крошка Цахес» вышла на экран (2000 год), с экрана ушел Шендерович, а «Куклы» мутировали в прокремлевский проект. В Москве даже сейчас постановки и художественные эксперименты на тему гоффмановского произведения не в почете. «Последним, кто позволил себе вспомнить крошку Цахеса, был Виктор Шендерович, в ту пору автор сатирической телепрограммы «Куклы». Он, как булгаковский Фагот-Коровьев, «когда-то неудачно пошутил», за что и был разжалован в «падшие ангелы» и исчез как творческая единица с экранов телевизоров, — вспоминает о проекте Шендеровича в своем материале на сайте http://teatr.newizv.ru российская актриса и журналистка Ксения Ларина, — мудрую сказку Гофмана, конечно, никто не запретил, но упоминать ее в качестве художественного образа с тех пор никто не рискует».

В Украине с политической сатирой в последнее время все складывалось как-то поспокойней. В канун президентских выборов 1999 года «1+1» транслировал «Великі перегони» Дмитрия Джангирова. Мультсериал все-таки получил широкую огласку, но ничего скандального, а тем более криминального в нем не оказалось. Резонансным был проект 2004 года Дмитрия Чекалкина «Операция «Проффессор», где удачно была переозвучена классика советского кинематографа. Но опять-таки, к счастью, обошлось без последствий.

Сейчас — еще одна попытка меткой политической сатиры. С 10 сентября на телеканале «ТЕТ» каждый будний вечер выходит программа «Аналитическо-информационная пупсня» продолжительностью 13 минут. Это своеобразная переработка «Кукол» Шендеровича. Уже сейчас в арсенале программы куклы Ющенко, Януковича, Тимошенко, Витренко, Шуфрича, Луценко, Мороза, Черновецкого, братьев Кличко, Савика Шустера. Интересно, что озвучивать Юлию Тимошенко будет киевская актриса-тезка политика, которую тоже зовут Юлия Владимировна. Голоса мужчин-политиков достались имитатору Юрию Коваленко, который известен в Украине как «Доктор Звук».

Ряд персонажей нового шоу авторы программы обещают расширять по мере возникновения на политической арене ярких характеров. Уже к концу сентября запланировано изготовить еще десять кукол.

Некоторые подробности о новом шоу на телеканале «ТЕТ» «День» узнал от генерального продюсера компании-прозводителя «Пупсни» U.S.film Юрия СТЫЦКОВСКОГО.

— Как пришла идея создания аналога российских «Кукол»?

— На самом деле это самостоятельный проект, который никакого отношения к «Куклам» на НТВ не имеет. Эта программа возникла в Росии тогда, когда она должна была возникнуть, а наша «Пупсня» возникла тогда, когда она должны была возникнуть в Украине. Я думаю, что сейчас наступил как раз тот момент, когда подобного рода сатирическая программа, во-первых, возможна, а во-вторых, необходима. Эта программа — это народная точка зрения на сложившеюся политическую ситуацию. Если бы в стране было единовластие, я думаю, создание такой программы однозначно должно было бы быть ангажировано некой единой властью. Так как власти нет, мы можем позволить себе выйти с программой в неангажированном варианте.

— Вы говорите, это мнение народа. А кто, собственно, создает тексты для героев?

— Естественно, авторы — выходцы из народа. Это люди, которые связанны с написание юмористических и сатирических произведений. Они находятся в разных уголках нашей страны. Мы специально сделали такой ход, чтобы использовать в своей максимально объективной оценке мнения разных групп населения — восточных, западных и т. д. У нас есть группа, которая пишет во Львове, Харькове и Киеве. Основной автор находится в Одессе, потому что это самый нейтральный город по отношению ко всем политическим силам.

— Это проект долгосрочный или сделан «под выборы»?

— Это проект долгоиграющий. Во Франции подобного рода проект под названием «Кукольные новости» идет уже более 15 лет и только- только набрал свои самые большие обороты. Мы стремимся быть таким же проектом. Со временем мы перейдем из собственно политической жизни в общественно-политическую, у нас будут появляться шоумены, просто публичные люди.

— Было уже несколько выпусков «Пупсни». Претензий «свыше» пока не поступало?

— До нас доходят разного рода слухи и мнения, но конкретно мне никто не звонил. Я думаю, это связано с тем, что продукт вышел практически без пиар-кампании, очень мало людей вообще о нем знают. Нам еще только предстоит заявить о себе непосредственно своим эфирным выходом на телеканале «ТЕТ».

— Вы рассчитываете на огласку?

— Конечно.

— А взятки вам никто не предлагает? Никто не стремится увидеть в эфире своего латексного двойника?

— Мне лично взяток не предлагали, но вообще такие случаи были. Я не могу их подтверждать, поскольку это все происходило на уровне частном. Уверенно об этом сказать не могу, но, наверное, такие случаи были.

КОММЕНТАРИИ

Дмитрий ВЫДРИН, политолог:

— В нашем социокультурном пространстве очень сильны традиции балагана, в том числе традиции политического балагана. Помните, знаменитые балаганы, описанные еще Пушкиным — Поп, Балда и так далее. Эти традиции были сильны и на территории России, и на территории Украины, на территории других славянских стран, поскольку часто балаган был единственной формой конфронтации, оппозиции по отношению к официальной власти. Все другие формы подавлялись, а балаган становился главной формой. Кстати, в России «Куклы» появились, когда было сначала мягкое, а потом жесткое «закручивание гаек». Балаган появился как альтернатива или как способ противодействия ситуации, где сначала возникала мягкая, а потом жесткая цензура. Поэтому появление балагана в Украине — свидетельство того, что у нас тоже возникают какие-то скрытие формы цензуры. Может быть, цензуры с помощью денег. Может быть, с помощью других механизмов. Поскольку если есть возможность говорить открыто и прямо, то не нужно прятаться за масками. Маски возникают тогда, когда есть опасность для тех, кто прячется за масками. С одной стороны, маски и балаган — это симпатично, а с другой — это не очень хороший симптом. У меня двойственное отношение к подобным программам: как зрителю мне приятны новые формы, в том числе формы «стеба», а как политологу мне не понятно, что у нас происходит. Может быть, опять нужно прятаться за анонимностью, за масками, псевдонимами?

Юрий РЫБЧИНСКИЙ, поэт:

— Все зависит от таланта тех людей, которые программу создают. То, что делал Шендерович, было очень талантливо и интересно. Конечно же, в такой программе есть место манипуляциям, но я думаю, что если проект сделан талантливо и с юмором, то для телезрителей это отдых и шанс по-новому и весело посмотреть на какие- то события. Смех — это лекарство. Если сатира касается всех политиков, а не направлена на конкретную партию или силу, то в ней нет ничего плохого. Это то же самое, что анекдоты, которые возникают время от времени и касаются всех политиков. Политики должны сами понять, что народ рано или поздно начинает их воспринимать как кукол, как неких комедийных персонажей. Если политик умный и у него есть чувство юмора, то он вполне может посмеяться сам над собой, а если он дурак, то, конечно же, нет.

Андрей КУРКОВ, писатель:

— Такие программы существуют во многих странах мира, и, как правило, в таких программах не может быть позитивных персонажей. Все одинаковые. Если этого правила авторы придерживаются, то никаких манипуляций быть не может. Эти программы возвращают политику на землю, потому что на самом деле в Украине (и не только) народ умнее, чем политики. Эти программы не способствуют заполитизированности, если они сделаны правильно и с юмором, они, наоборот, расслабляют и снижают политическое напряжение в обществе. Умные политики смеяться над собой могут, а не умные — не могут.

Маша ТОМАК, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments