Редчайшее мужество - это мужество мысли
Анатоль Франс - французский прозаик, литературный критик

Лариса ИВШИНА: «Украине необходима «Партия Разума»

Во Львове обсудили еще одну из книг «Бронебійної публіцистики» — статью Ивана Франко «Що таке поступ?»
16 ноября, 2012 - 11:56
НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ О ПРОДВИЖЕНИИ ВПЕРЕД РЕЧЬ ШЛА НЕ ТОЛЬКО ВО ВРЕМЯ ЗАСЕДАНИЯ МЕЖФАКУЛЬТЕТСКОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА: ЛАРИСА ИВШИНА ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В ЗАСЕДАНИИ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА УНИВЕРСИТЕТА ИМ. И. ФРАНКО, ЧЛЕНОМ КОТОРОГО ОНА ЯВЛЯЕТСЯ, ГДЕ ОБСУЖДАЛИСЬ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЛНУ И СТРАТЕГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НА ФОТО (СЛЕВА НАПРАВО): ЛАРИСА ИВШИНА, БОГДАН ТИХОЛОЗ И МИХАИЛ ПРИСЯЖНЫЙ, КОТОРЫЙ НАЗВАЛ ДИСКУССИЮ ВОКРУГ СТАТЬИ ФРАНКО ПРАЗДНИКОМ «СЛОВА, МЫСЛИ И МЫШЛЕНИЯ» /

Серию круглых столов «Бронебійна публіцистика: пути формирования национального сознания» участники львовского Дискуссионного клуба начали еще в прошлом месяце, когда обсуждали работу Олега Ольжича «Дух руїни» (см. «День» № 194-195 от 26 октября 2012 года). В этот раз в канун Дня украинской письменности и языка академическое сообщество Львовского национального университета имени Ивана Франко и студенчество делились своими комментариями и рефлексиями от прочитанной статьи Каменяра «Що таке поступ?». Ведь, по мнению студентов, такие тексты не должны покрываться пылью на полках, а быть живым знанием, в постоянном движении — в интеллектуальном движении молодежи.

«Хотя осмысление публицистики Франко — вещь весьма непростая, обращаясь к его мыслям, мы показываем, что являемся благодарными потомками», — отметила Лариса Алексеевна ИВШИНА, которая стала почетным гостем Дискуссионного клуба. Тот смысл, который Франко вкладывал в тексты, открывается теперь, когда в координатах нового, еще не совсем совершенного, а может, совсем несовершенного государства, постановка вопроса «Що таке поступ?» является весьма актуальной».

По мнению декана факультета журналистики Михаила Павловича ПРИСЯЖНОГО, который всячески способствует проведению круглых столов по обсуждению «Бронебійної публіцистики», такие мероприятия — «праздник слова, мысли и мышления». «Приятно констатировать, что газета «День» изучает и ищет пути к своему читателю, даже активным книгоиздательским трудом. Газета «День» учит нас думать — политически, культурно и общественно, — отметил Михаил Павлович. Если бы хоть одну-две книжечки из «Бронебойной публицистики» прочитали наши политики, то больше бы поняли после осмысления того передуманного, пережитого нашими великими публицистами, стали бы хоть капельку мудрее».

Однако Лариса Алексеевна Ившина выразила свое сомнение по поводу того, будут ли читать современные политики эти книги: «Я надеюсь, что кто-то из них таки осознает, что без этой «интеллектуальной полки» высот не достичь. И смогут осознать неотложную потребность «Партии Разума». Тогда политики не называли бы партии своими именами, и тогда могла бы появиться «Партия Франко».

«Сам Франко дважды был кандидатом в парламент и дважды из-за коварства, подкупа, предательства, запугивания не прошел в парламент, — добавляет директор Института франковедения Святослав ПИЛИПЧУК, — в избирательном процессе Украины сегодня применяют аналогичные принципы. В этом ощутимо определенное «продвижение», ведь приобщены силовые структуры, милиция, совершенными стали механизмы обмана и подкупа. Есть продвижение, но куда оно ведет? Поэтому, говоря о продвижении, не всегда имеем движение вперед, и «назадничество» или застой».

Иван Франко — фигура, актуальная не только для университета им. Франко. «Мы слышим формулировку наподобие «великий Каменяр», «великий бойко», «галицкий Шевченко», «крупнейший из галицких поэтов», — все они подходят, но страдают регионализмом, провинциальностью мышления», — так квалифицировал сведение значения фигуры Франко к узко региональным рамкам франковед, заместитель декана факультета журналистики Богдан ТИХОЛОЗ, который, собственно, и представил Ивана Франко в книжке, вошедшей в «Бронебійну публіцистику». Фигуру, которая была вне каких-либо искусственно созданных рамок, по мнению Богдана Сергеевича, нельзя укладывать в интеллектуальный ящик. «По моему убеждению, — добавляет франковед, — это фигура всеукраинского значения, способная объединять Украину. Франко — это не прошлое или классика. Конечно, классику нужно читать и уважать, но Франко — это будущее. Эта фраза является обвинением для меня лично, для наших современников и предшественников, которые не поняли до сих пор важного и не реализовали тех целей, программ, концепций и заветов, которые для самого Франко были очевидными».

 

 

О смысловых импульсах, «мессиджах» и актуальности Франко вместе с «Днем» рассуждала молодежь — участники Дискуссионного клуба во Львове:

Соломия БУЙ, студентка І курса факультета журналистики ЛНУ им. Ивана Франко:

— В то время, когда в Украине, перефразируя классика, господствует «расцвет искусства лжи», именно мы, рожденные в формально независимом государстве, обязаны проснуться, а тогда, не ожидая мессии, освободителя, осуществлять уверенное продвижение вперед. Не стоит надеяться на призывы «сверху», как это было в 2004. Создавать бога из политического лидера, сзывать «майданы». Время предпринимать попытки самим, время каждому создать своеобразный «майдан» внутри себя, в своем сознании. Пусть таких людей будет немного, пусть это будет 4, 5, 6, 10 человек, но у них будет цель, к которой они будут идти. Впоследствии это движение таки станет массовым, потому что я уверена, что национально сознательная молодежь есть по всей территории Украины: и на Киевщине, и в Сумах, Николаеве, Донецке, Харькове, Чернигове, Одессе. Говорит Франко: «Властивий поступ починається аж там, де наступає здруження». Поэтому настало время молодежи браться за руки, своими действиями зажигать старшие поколения и творить общее дело.

В наше время главную роль в борьбе, как по мне, должно сыграть именно академическое сообщество. Одним из вариантов преодоления «проклятого» духа Украины является поднятие уровня национального сознания граждан, собственно культурно-образовательный аспект. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что сегодня историческая память украинцев пребывает на весьма низком уровне. Конечно, это предопределено предыдущими политическими режимами, действовавшими на землях нашего государства. Замалчивалась история, скрывалась правда, создавались мифы, и сегодня мы имеем не только возможность, случай, а обязательства искать и доносить правду до воспитанного в советских стереотипах украинского населения.

Пользуясь опытом истории, собственными убеждениями, с новым виденьем будущего, молодежь должна стать своеобразным катализатором закаменевших процессов в Украине и уверенно, без страха творить правильное продвижение. Я хочу, чтобы современное население Украины знало свою культуру, прошлое, своих героев, чтобы почувствовало силу национального духа, чтобы гордилось не только угольными месторождениями и футбольными клубами, а тем, что они являются украинцами, а не просто рождены на ее землях.

Негативным продвижением мы вытворили руину с непреодолимым ее духом. Такой вывод я могу сделать после прочтения обстоятельных трудов Ольжича и Франко. И пока не потушит молодежь позорный дух — до тех пор будет продолжаться «руинное продвижение» Украины.

Ярослав НАЗАР, студент ІІІ курса факультета журналистики ЛНУ им. Ивана Франко:

— Термин «пророк» закрепился в головах людей еще с древнейших времен. Они вели за собой тысячи других, к их словам прислушивались сотни тысяч людей, а то и миллионы. Их считали посланцами высших сил. Кто для нас является пророком? Как мы выделяем этого человека среди других?

Украинцев уважают в мире. Но не за нашу высококачественную, стабильную экономику или образцовую демократию. Нас уважают за наших пророков, таких как Иван Франко. А вот уважаем ли его мы? Многие украинцы не назовут больше шести произведений писателя. Мощнейший интеллектуальный материал, которого во всем мире не найдешь, материал, который превосходит признанную миром классику русской литературы, мы не принимаем во внимание.

Актуальность слов Франко не угасает, а, наоборот, разгорается каждый день уже свыше ста лет. В своей работе «Лист до Галицької молодежі» он призывает нас не зазнаваться, а помогать братьям своим. Только вместе, в единстве своем мы сила. В работе «Що таке поступ?» он объясняет нам на примере истории, как двигается прогресс как материальный, так и духовный. Как достичь этого продвижения, а главное, как не прозевать момент, когда он наступил, чтобы воспользоваться им на всю его мощь?

Франко предвидел многие вещи, но он предвидел и то, что мы этими текстами, этим будущим не воспользуемся. Именно поэтому так часто можно увидеть в его произведениях призыв не забыть, крик к сохранению, просьбу использовать: «Прийми ж сей спів, хоч тугою повитий. Та повний віри, хоч гіркий, та вільний. Твоїй будущині задаток, слізьми залитий. Твойому генію мій дар весільний».. Это отрывок из пролога к поэме «Моисей». Иван Яковлевич предвидел наше разгильдяйство, леность. Пророческие слова Ивана Франко в каждой его работе. Да, сегодня картина не из самых приятных, но нельзя огорчаться. Почему? Потому что пророк писал: «Вічний революціонер — дух, що тіло рве до бою. Рве за поступ, щастя й волю. Він живе, він ще не вмер». Он живет и будет жить вовек, а это позитивная новость для нас, украинцев. Важно, чтобы мы воспользовались своим шансом, а не в который раз упустили его.

Франко — тот писатель, который будет актуальным всегда. Он писал не о настоящем, а о будущем. Иван Яковлевич видел все заранее, поэтому его можно назвать провидцем. Такие, как он, нужны для формирования каждой нации. Мы должны гордиться тем, что в нашей истории были люди, писавшие для следующих поколений, чтобы они не повторяли ошибок предшественников. Но, к сожалению, мы очень редко прислушиваемся к этим людям. Стоит прочитать и отобрать для себя самое главное, полезное и светлое.

Марьяна БОЛОБАН, студентка І курса факультета журналистики им. Ивана Франко:

— Для меня каждая встреча в рамках «Дискуссионного клуба» — это настоящая информационная лавина, не стало исключением и последнее наше собрание. В этот раз под пристальным глазом будущих журналистов и филологов оказалась работа Ивана Франко «Що таке поступ?», которая входит в цикл «Бронебійна публіцистика». Этот трактат стал для меня настоящим открытием! Ведь после его прочтения и детального обсуждения я совсем по-другому стала воспринимать Франко. Он философ и талантливый публицист, имеющий магическую способность писать произведения, которые годами остаются актуальными. Ведь Каменяр стремился воспитать своими статьями сильную, думающую, а главное — объединенную любовью к Родине нацию. Продвижение в его понимании — это процесс развития, процесс эволюции или деградации. Каким именно он будет, решаем мы с вами. Как сказал один из докладчиков, заместитель декана факультета журналистики Б.С. Тихолоз: «Що таке поступ?» — это политическое завещание Франко». И я не могу не согласиться с ним. Ведь Франко определяет основным фактором исторического прогресса объединение людей в племена, народы, а национальную идею — как цемент, что и соединяет их. То есть он призывает нас объединяться и начать, наконец, осознавать себя украинцами. Сегодня его призыв актуален как никогда раньше, ведь действительно нам сегодня так необходимо продвижение, но прогресса не будет, пока мы не научимся любить и уважать государство, в котором живем, себя в нем.

Виктория БОБРОВА, студентка І курса факультета журналистики им. Ивана Франко:

— Поражающие доклады, радикальные мысли, мудрые установки — это далеко не все, что услышали участники круглого стола, посвященного работе Ивана Франко «Що таке поступ?». Действительно, обсуждали очень сложные, но чрезвычайно важные темы. Пытались провести параллель и определить, как освещенные в работе Франко мысли и идеи могут иметь место в современном мире и могут ли вообще. Лично я пришла к выводу, что, да, могут. Современный мир, и Украина в частности, имеют множество проблем, которые деньгами не решишь. Здесь дело в самосознании, готовности народа к правильным и обстоятельным действиям. Франко в своей работе дает нам толчок к новым идеям, которые должны разбудить страну, научить чему-то новому, подвести к конечной цели защитников независимости всех времен. На заседании круглого стола прозвучало много выступлений, и, прослушав всех, мы могли сделать собственный вывод относительно потребности в чтении такой литературы, как «Що таке поступ?» Франко. Я думаю, что вывод был единогласным: мы нуждаемся в рассмотрении такой литературы. Более того, мы требуем реализации тех идей, которые провозглашает эта литература. Я считаю, что, только обращаясь к мыслям и рассуждениям классиков, мы сможем найти настоящий рецепт гармонии в стране.

Олег ТВЕРДЬ, студент ІІІ курса факультета журналистики ЛНУ им. Ивана Франко:

- Франко сформировал национальную идею в политическом, государственническом аспекте. В своей работе «Що таке поступ?» Каменяр отмечает, что нам никогда не известно, двигаемся ли к прогрессу или же к регрессу. Однако поражение может оказаться ценнее победы. За последние сто лет Украина пережила немало поражений: Голодомор 1932-33 гг., Расстрелянное Возрождение, постоянные репрессии против народа. Думаю, что наступило время побед Украинского государства и нации, а вместе с тем побед и самого Франко – ведь это он дал нам установки на будущее.

Дмитрий ПАЛЬЧИКОВ, студент І курса факультета журналистики им. Ивана Франко:

- Франко – человек истинно мыслящей силы, который, поднимая тему «граблей», на которые наступали, наступают и будут наступать, растолковывал обычным людям что к чему. Он не просто бросал философские мысли, он прибегал к их анализу. Несмотря на то, что Каменяр жил почти сто лет назад, актуальность его письма ничуть не уменьшилась, а даже, я бы сказал, увеличилась. На протяжении стольких лет многое изменилось, в частности произошел прогресс в технике и регресс в людях. Людям открылись намного большие возможности, нежели раньше, что и вскружило им головы относительно желаний и стремлений. Они знают, что должны хотеть чего-то, но чего именно, не знают, чем творчество Франко удваивает свою актуальность.

Олеся ЯРЕМЧУК, Снежана ПАЛАЖЧЕНКО, Львов
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments