Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Не навреди!» – это и наш принцип»

Татьяна ВЕРГЕЛЕС — о конвергенции в медиа, журналистах-универсалах и социальных сетях
16 ноября, 13:44

Технический прогресс и медийная эволюция диктуют современным средствам массовой информации свои условия. Явление конвергенции уже давно охватило украинский медиарынок, и среди пионеров этого явления — наше издание. Поэтому процесс слияния телевидения, радио и прессы с новыми интернет-медиа стал устоявшейся тенденцией для отечественного медиапространства. Ведь наиболее конкурентоспособными сегодня являются те, кто работает по конвергентным принципам.

Детальнее о современных вызовах медиаконвергенции на примере медиахолдинга ZIK нам рассказала Татьяна ВЕРГЕЛЕС — украинский медиаэксперт, главный редактор Информационного агентства ZIK, в разговоре с которой мы затронули еще многие другие интересные вопросы.

«ОПТИМИЗИРУЯСЬ, НЕ ПОТЕРЯТЬ В КАЧЕСТВЕ, НЕ РАСТЕРЯТЬ РЕЙТИНГИ»

— Как вы из собственного опыта относитесь к конвергенции в медиа?

— Идея (или потребность) конвергентности пришла на украинские информационные поприща из западных СМИ, если не ошибаюсь, лет 15 назад. И прошла адаптацию и апробацию — свой путь. Конвергенция имеет прямую связь с оптимизацией производственного процесса: делать то же меньшими ресурсами. Ведь и в самом деле, зачем платить больше? Скажем, в советских газетах журналистский текст вычитывал редактор, литературный редактор, корректор, ревизионный корректор, а еще свежеголовый и дежурный по редакции. Ошибка на газетной странице — это были ЧП и скандал.

Теперь же на медиарынке господствуют онлайн-издания, и текст на сайте проходит короткую дистанцию                — журналист-редактор. На некоторых, скромных, сайтах — журналист-редактор — в одном лице. И качество сайта пребывает в прямой зависимости от грамотности этого одного лица. Словом, есть здесь плюсы и минусы.

Журналист на задании может одновременно снимать видео, фотографировать, и это выглядит рационально. Сайт можно делать двумя людьми      — и это будет соответствующий продукт; а может работать в режиме информагентства — и это уже другая история, другое качество и другой диапазон информационного охватывания и влияния. Все зависит от виденья менеджмента конкретного СМИ. А путей много, о чем свидетельствует опыт, в частности, и медиа-холдинга ZIK, и газеты «День».

— В случае большинства украинских телеканалов их веб-сайты создавались конкретно под сами каналы. Однако у медиахолдинга ZIK был другой путь: информационное агентство появилось задолго до появления телеканала. Как изменилась работа интернет-портала после появления канала? Как проходил этот конвергентный процесс слияния редакций? На каком этапе он сейчас?

— Информационное агентство ZIK (Западная информационная корпорация) появилось на украинском медиарынке в июле 2004 года и было одним из первых онлай-изданий в Западной Украине; телеканал ZIK                — 1 сентября 2010 года. Уже узнаваемый и популярный бренд ZIK дал хороший старт телеканалу.

На своем пути к конвергентности мы набили свои шишки (так и должно быть, это нормально). Подход вначале выглядел упрощенно (и это касалось не только ZIK, это прошли и западные сайты, потому что идея пошла оттуда): тележурналист проводит расследование, его показывают в телепрограмме, и этот текст тот же журналист отписывает на сайт. Эти «отписки» показали наглядно проблему: то, что убедительно звучит с телеэкрана, «на письме» выглядит коряво. То, что в эфире классно воспринимается, потому что подключены слух, зрение, живые эмоции, порой актерство, в текстах теряют все краски, смазываются акценты. Более того, засвечиваются фактологические, логические пробелы. Становится очевидно: текст требует дополнительной и серьезной обработки. Ведь недаром на факультетах муштруют студентов относительно жанров. Тележурналистика и «журналистика печатная» (здесь уже не ограничишься словом «печатная») имеют свою специфику. А еще добавить стрессовую ситуацию для журналиста: ты должен успеть везде. А это и нервы, и некачественный продукты и там, и там. Это порождает и кадровую проблему: не выдерживая нагрузки, журналисты идут искать «лучшей судьбы».

Было немало дискуссий и камней преткновения, пока пришли к разумному подходу к тому, что называем конвергентностью. И это касается не только ZIKа. Помню, имела приватный разговор с журналисткой Радио Свобода: они тоже прошли сквозь конвергентные испытания. Услышала от нее: «Мы это уже «проехали», переосмыслили». Ключевое слово — «переосмыслили».

На мой взгляд, ZIK выработал удобную модель конвергентности телеканала и информагентства. Мне больше нравится взаимодействие. Это такое партнерство всех звеньев, всех структур медиахолдинга, и оно, это партнерство, эффективно — об этом свидетельствуют, в частности, рейтинги.

Да, нас объединяет территория сайта. Но это федеральный уклад. Новости, статьи, фоторепортажи, блоги, расследования Аналитической группы для сайта, стримы — это зона ответственности Информационного агентства. Внутри редакции мы взаимозаменяемы, можем выполнять работу друг друга — следовательно, конвергентны (улыбается). А над продукцией телеканала, оформлением ее фрагментарно в тексты — над этим работает специальный контент-отдел: в частности, с колес отписывает токинги из телепрограмм. Это их вклад в новостийную ленту. Важно: тексты готовят не тележурналисты, а люди, которые прошли школу в газетах, в онлайн-изданиях, сориентированные на тексты, а не на вещание. Возглавляет контент-отдел профессионал в журналистике Тарас Смакула. Уже не представляю сайт без видео из проектов телеканала. Как не представляет его себе наш читатель.

Бесспорные плюсы — совместные и для телеканала, и информагентства юридическая, коммерческая, маркетинговая, службы пиара, SMM-отдел, а также хозяйственный сектор. Это сложный механизм, в котором каждая часть — важна. Есть координатор, который работает над тем, чтобы мы «конвергировали», взаимодействовали согласованно, оперативно выдавали результат, — это заместитель генерального директора Иван Гисем. Он в Киеве — мы во Львове, но мы на расстоянии телефонного звонка, сообщение в «месенджер» или «вайбер», ведь география не имеет значения.

Какие, с вашей точки зрения, главные вызовы предстали перед СМИ в эпоху медиаконвергенции? Удается ли с ними справляться?

— Важный, но скрытый вызов я вам назвала: не поддаться на слепое калькирование якобы у кого-то успешной конвергентности. Оптимизируясь, не потерять в качестве, не растерять рейтинги. Но набивать шишки — это нормально. Я уже об этом не раз говорила: единственное, что является стабильным сегодня в журналистике, — это изменения.

«ОДНА ИДЕЯ ПОБУЖДАЕТ ДРУГУЮ»

— Газета «День» как конвергентное издание не только существует как печатное издание и два сайта с проектом «День»-TV, но и имеет ряд других проектов — например, Библиотека «Дня», Летняя школа журналистики, международный фотоконкурс, юбилейная фотовыставка по итогам которого только недавно завершилась в столичном Украинском доме. Какие из них вам кажутся наиболее эффективными в диалоге с аудиторией, больше всего импонируют?

— Об успешности воплощения идеи конвергентности в том или ином СМИ человек со стороны может только судить по конечному продукту. Конечная продукция газеты «День» такова, что очевидно: менеджмент здесь талантливый, эффективный. «День» сегодня — не только «один из...», а едва ли не единственная газета на украинском медиарынке, которой нет равных по качеству, глубине контента, целеустремленному державотворчеству. Если бы у нас все СМИ равнялись на «День», мы давно бы уже имели крепкое государство, европейскую Украину.

Что касается конвергентности, тут из одного проекта просится к жизни другой, одна идея побуждает другую. Печатное издание «День»       — это традиция, стиль жизни интеллектуалов, элиты, сознательной части украинского общества. Онлайн-издание и проект «День»-TV — это требование времени: все должно быть оцифровано, доступно через гаджеты. Исторические исследования, аналитические статьи, которые касаются прошлого Украины, опубликованы в газете, заслуживают жизни не на неделю, а на десятилетия: отсюда проект — Библиотека «День». Летняя школа журналистики призвана привить студентам вкус к качественной журналистике. А кому в этом быть ориентиром, если не газете «День»? На страницах печатного издания — отборные фото, которые часто достигают художественного уровня. Вот отсюда и международная фотовыставка. Юбилейную фотовыставку в столичном Украинском доме посетили руководители государства. Разве это не красноречиво. Что наиболее эффективно в диалоге с аудиторией? Комплекс. Здесь срабатывает все.

«НЕ ТОЛЬКО ПЕРЕПРЫГИВАТЬ С НОВОСТИ НА НОВОСТЬ, НО И ДОСТИГАТЬ ГЛУБИНЫ, СМОТРЕТЬ В КОРЕНЬ»

— На рынке труда сейчас наибольший запрос на журналиста-универсала, не так ли? Какие позитивы, а какие недостатки универсализации журналистской профессии?

— В онлайн-издании, которым является IA ZIK, действительно преимущество отдается журналисту-универсалу. Однако прыгать по верхам — это и недостаток. При универсальности должно быть у журналиста и свое направление, своя тематика. Еще со своих студенческих лет слышала, что хороший журналист — это талантливый дилетант. Наверное. Но вершин в нашей профессий все же достигали журналисты, которые являются асами в определенных темах. Мы должны все успевать: не только перепрыгивать с новости на новость, но и достигать глубины, смотреть в корень.

— Работа журналиста-универсала в условиях конвергентного ньюзрума. Не прослеживаете ли тенденцию к избыточной упрощенности журналистских материалов, написанных в таких условиях, ведь журналист из-за нехватки времени может сделать материал слишком поверхностно?

— Смотрите. Вот журналист идет на событие (или, как ли мы говорим, «на анонс»). Событий за день бывает с десяток. Нужно сделать фото с места. Нерационально, чтобы за каждым журналистом тенью шел фотокорреспондент или стример (чтобы сделать видео). Журналист может сам позаботиться о фотофакте — у всех смартфоны, планшеты. Другое дело, когда нужно более художественное фото, сделанное не спешно, а с учетом фотохудожественных нюансов... То есть к любой идее (в данном случае идее конвергентности) следует подходить мудро, без фанатизма. «Не навреди!» — это и наш принцип. Конвергентность имеет свои пределы. Об этом — в русской басне Крылова «Тришкин кафтан». Всегда нужно определять приоритеты.

«ЗАМЕТКИ В СОЦСЕТЯХ — ЭТО ОТДЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА»

— Страницы в социальных сетях — must-have для каждого современного СМИ. Но как же их использовать журналистам наиболее эффективно?

— Это удобно и круто, увлекательно. Но — когда действительно есть что на них постить. Нужно заботиться о контенте издания, о производстве текстов, а продвижением в соцсетях должны заниматься специалисты. Кроме всего, их следует приглашать проводить тренинги с журналистами, поскольку заметки в соцсетях имеют свою стилистику, это отдельная жизнь журналистского текста. Журналисты же на своих собственных страницах должны предлагать «френдам» обратить внимание на их творческие наработки. Однако я не являюсь поклонницей того, чтобы мы дублировали контент сайта, на котором работаем, в собственных профилях. В том же «Фейсбуке» журналиста должны видеть «живым» человеком, а не фанатичным писакой, политическим зомби. (Это, между прочим, может быть признаком, что вы на странице бота). Но, подчеркиваю, это только мое мнение. Каждый профиль в соцсети — частная территория его владельца, и каждый сам определяет, зачем его создал: о прочитанных книгах писать или вести политические дискуссии.

В то же время соцсети — это мощный источник фейков во время дезинформации. Как бороться с этим?

— Иммунитет вырабатывать, проверять факты. Быть внимательным и недоверчивым априори. Других рецептов нет.

Кто победит в битве за читателя между классическими СМИ и социальными сетями? CNN или условный «твиттер» Трампа?

— Не будет победителей и побежденных. Всегда будут те, которые будут смотреть в корень, и те, которые будут прыгать по верхам. Сильные мира сего будут всегда ориентироваться на CNN.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать