Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О «медиамеде» и «медиадегте»

или Радостные и грустные журналистские итоги 2017 года
28 декабря, 14:51
ОДНИМ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПОЗИТИВНЫХ ИТОГОВ 2017 ГОДА МЕДИАЭКСПЕРТЫ НАЗЫВАЮТ ВНЕДРЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ КВОТ НА УКРАНСКОМ ТВ И РАДИО / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В медиасфере в 2017 году произошло так много важных событий, что выбрать 5 позитивных и 5 негативных было крайне важно. Но это, в конечном итоге, удалось. Основным критерием отбора было влияние, которое эти события оказывают на будущее украинского медиарынка и украинской журналистики, и то, насколько они важны, с точки зрения развития в Украине демократического общества. Итак:

ПОЗИТИВНЫЕ ИТОГИ

СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ТВ

19 января 2017 года можно считать датой официального создания Общественного вещания в Украине. В этот день публичное акционерное общество «Національна суспільна телерадіокомпанія України» было зарегистрировано как юридическая лицо.

Общественное теле— и радиовещание создано на базе государственной Национальной телерадиокомпании Украины (НТКУ). Понятны все трудности превращения «постсовкового телерадиомонстра» в современное медиа, но 15 декабря глава правления «НОТУ» Зураб Аласания сообщил, что реформа Общественного вещания в Украине «идет хорошо, мы чистим ржавый корабль и станем заметными игроками медиасферы».

Пока реформирование не отобразилось положительно на рейтинге «UA:Перший», но, хочется верить, что когда-нибудь это произойдет.

21 декабря члены правления ПАТ «Национальная общественная телерадиокомпания Украины «представили новую оптимизированную структуру Общественного вещания. После этого стало понятно, что впереди НОТУ ждут реальные испытания — на 2018 год запланированы оптимизация штатной структуры и унификация контента. Но анализировать, как справится с этим заданием менеджмент компании, мы будем уже в следующем году.

ИНОВЕЩАНИЕ

Государственное предприятие «Мультимедийная платформа иновещания Украины» было создано еще в начале 2016 года на базе государственной ТРК «Всемирная служба «Украинское телевидение и радиовещание»» (УТР). Но более-менее полноценно новый вещатель начал работать только с этого года — 19 января 2017 года лицензии УТР перешли к «Мультимедийной платформе иновещания Украины».

Сегодня UATV ведет вещание на пяти языках — украинском, английском, русском, арабском, крымскотатарском и является единственным информационным круглосуточным телеканалом иновещания, который «адресован широкой зарубежной аудитории и призван доносить до всего мира объективную, актуальную и интересную информацию из Украины и об Украине из первых уст».

Впрочем, несмотря на позитив этого события, не все так радужно — пока UATV не стал популярным и авторитетным источником информации об Украине в мире. Огорчает количество подписчиков на UATV Channel в YouTube, количество зрителей, которые смотрят прямой эфир, не говоря уже об уровне цитирования материалов канала за рубежом. Но надеемся, что 2018 год будет для канала более успешным.

ЯЗЫКОВЫЕ КВОТЫ

8 ноября 2016 г. вступил в силу закон о языковых квотах на радио. В первый год его действия общий объем песен на государственном языке должен был составлять не менее 25%, а объем ведения передач на украинском языке — не менее 50%. С 8 ноября 2017 г. эти показатели составляют, соответственно, 30% и 55%.

По результатам мониторинга Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, все общенациональные, региональные и местные радиостанции в 2017 году перевыполняли квоту в среднем на 13%. В целом часть песен на украинском языке в эфире общенациональных радиостанций благодаря внедрению языковых квот выросла почти в два раза по сравнению с 2015 годом.

«Перевыполнение радиостанциями языковых квот свидетельствует о том, что их внедрение полностью соответствует общественному запросу», — констатировал член Нацсовета Сергей Костинский.

13 октября 2017 года вступил в силу закон о языковых квотах на телевидении. Внедряется 75% государственного языка для общенациональных и региональных телеканалов, 60% — для местных, а также 75% государственного языка для программ новостей на ТВ. По результатам мониторинга Нацсовета, среди развлекательно-информационных телеканалов украинского языка больше всего в эфире Общественного телеканала «UA:Первый» (100%), «1+1» (83%) и «НТН» (75%), среди информационных — на «Громадському телебаченні» и «Экспрессо» (100%) и «5канале» (99%).

ВЕЩАНИЕ НА ОККУПИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ

В марте 2017 года в Херсонской области возле КПВВ «Чонгар» состоялось открытие 150-метровой телекоммуникационной вышки, с которой начато украинское вещание на временно оккупированный Крым.

С августа с Чонгарской телерадиовышки началась трансляция цифрового телевидения. Сейчас на территорию Северного Крыма транслируются пять украинских телеканалов — «UA: Крым», «5 канал», «Прямой канал» («Тонис»), ICTV, «Черноморская телерадиокомпания».

В августе возле села Бахмутовка Новоайдарского района Луганской области состоялось открытие 134-метровой телевышки. По данным Министерства информационной политики Украины, благодаря этому украинским вещанием удалось охватить «белые пятна» на «линии разграничения», а количество населения, которое получило доступ к сигналу украинских телеканалов и радиостанций, увеличилось до 90 тысяч.

Остается вопрос, что именно они увидят и услышат, но это уже другая история, которая, к сожалению, не является настолько позитивной.

ПРИЗНАНИЕ ГИБРИДНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Когда год назад участники круглого стола в редакции газеты «День» объединились в инициативу «Украинская журналистская платформа», чтобы обсудить принципы работы украинских журналистов во время гибридной войны с Россией, эта деятельность казалась «гласом вопиющего в пустыне». Но сегодня все больше экспертов понимают, что стандарты журналистики и принципы свободы слова мирных западных стран нельзя автоматически применять к Украине, которая уже четвертый год воюет, в том числе — и в информационной сфере.

Во время конференции National Media Talk, которая состоялась в ноябре 2017 года, медиаюристы представили рекомендации по применению принципов свободы слова во время войны, которые были выработаны при участии зарубежных законодателей. Несколько пунктов были, без преувеличения, революционными для украинской медийной среды. Законодатели, в частности, отметили, что во время международного вооруженного конфликта основной целью сбора, хранения, распространения и использования информации субъектами страны-агрессора на территории страны, подвергшейся агрессии, является причинение вреда для получения преимущества в конфликте, а именно — деморализация граждан, деструкция гуманитарных ценностей, дезинформация населения. Из-за этого субъекты страны-агрессора могут быть лишены права на свободу высказываний на территории страны, подвергшейся агрессии.

Начало широкой дискуссии о принципах работы медиа во время гибридной войны стало настоящим прорывом и достижением 2017 года.

НЕГАТИВНЫЕ ИТОГИ

ГОДА ГДЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УБИЙСТВА?

По итогам 2017 года, как и предыдущие 17 (!) лет, «дело Гонгадзе» все еще остается не завершенным. Ставлю этот факт на первое место в «негативах года», потому что пока мы не пролистаем эту страницу нашей истории, мы так и не начнем действительно «жить по-новому». И скандальный приговор убийце журналиста Вячеслава Веремия в каком-то смысле тоже является следствием этого не доведенного до конца правосудия.

Несмотря на всю контраверсионность издания, где работал Вячеслав, — а это была газета «Вести» — его убили в ночь на 19 февраля 2014 года именно за журналистскую деятельность, за то, что он пытался сфотографировать вооруженных «титушек».

22 декабря 2017 года непосредственный участник убийства, «руководитель» группы «титушек», предстал перед судом и получил... условный срок наказания: четыре года лишения свободы — с испытательным сроком два года. Его обвинили лишь в хулиганстве.

Генеральная прокуратура еще будет подавать апелляцию. Но 2017 год мы завершаем с решением суда, который фактически отпустил на волю убийцу журналиста.

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

В июне 2017 года постоянный автор украинских СМИ, в частности «Радио Свобода», журналист Станислав Васин (настоящее имя — Станислав Асеев) был «арестован» в ОРДО. Его обвиняют в «шпионаже», за что могут «присудить» к лишению свободы до 14 лет. Фамилия журналиста якобы фигурировала в списках на обмен заложниками и пленными перед Новым годом, но теперь руководство «ДНР» отказывается его освобождать.

22 сентября 2017 г. оккупационный суд Симферополя объявил приговор известному украинскому журналисту Николаю Семене. Ему было назначено наказание в виде двух с половиной лет условно с испытательным сроком на три года и запретом заниматься публичной деятельностью. Комментируя приговор, Николай Семена отметил, что наказание является, фактически, тройным запретом. «Это, с одной стороны, запрет на свободу слова, с другой — запрет на свободу информации, и в третьих это запрет на профессию. Такая дикость вряд ли где-то еще есть в свободном мире», — сказал журналист.

«Дело Семены», «дело Васина» наглядно показали — тем, кто до сих пор сомневался, — что «борьба за свободу слова, за свободную прессу и права журналистов» для России и ее марионеток является ничего не значимыми словесными конструкциями, которые они вспоминают лишь тогда, когда это необходимо для достижения своих целей.

ВОЙНА СПЕЦСЛУЖБ РОССИИ И БЕЛАРУСИ

27 ноября 2017 года Мосгорсуд продлил до 30 января 2018 года срок содержания под арестом собственного корреспондента Укринформа во Франции Романа Сущенко.

Как известно, журналиста арестовали 30 сентября 2016 года в Москве, куда он прибыл с частной поездкой. Ему было выдвинуто обвинение в шпионаже. В настоящий момент Сущенко и его адвокат знакомятся с материалами следствия. Начало суда ожидается в январе 2018 года.

Адвокат Сущенко — Марк Фейгин — сообщил журналистам, что на журналиста оказывают психологическое давление с целью добиться признания вины. «Моему подзащитному сказали: «Роман Владимирович, вам нужно хорошо подумать, вы «идете» на 20 лет или начнете сотрудничать со следствием?» — рассказал юрист. По мнению Фейгина, следствие пытается добиться признания вины, чтобы дальше действовать по «схеме Шаройко».

«Схема Шаройко» — это признание своей вины (пусть вымышленной, неважно) взамен на... На что именно — точно неизвестно, потому что «дело Шаройко» до сих пор не завершено.

Как известно, собкор «UA: Украинское Радио» в Беларуси, гражданин Украины Павел Шаройко был задержан 25 октября 2017 года в Минске. Ему предъявили обвинение в «шпионаже», и, как утверждает белорусский КГБ, после задержания Шаройко признался, что «является сотрудником разведки и работает под прикрытием».

Сейчас расследование уголовного дела Павла Шаройко еще продолжается, хотя и находится на завершающей стадии.

«ДВЕ ПАРТИИ ОДНОЙ ОПЕРЫ»

Следующий в перечне «негативов года» пункт касается другого аспекта гибридной войны. В 2017 году проект «Две страны — одна профессия» Союза журналистов России и Национального союза журналистов Украины под эгидой Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ продолжал свою работу. Участники программы подготовили общий документальный фильм «Две партии одной оперы», трейлер которого был представлен во время открытия XII Международного форума журналистов Евразии «Диалог культур», который состоялся в конце ноября в российском Санкт-Петербурге. Мероприятие было направлено на создание благоприятного фона для снятия санкций, введенных против РФ из-за аннексии Крыма и агрессии на Донбассе.

Ни пропагандистский характер проекта «Две страна — одна профессия», ни тот факт, что куратору проекта, секретарю Союза журналистов России Ашоту Джазояну Служба безопасности Украины запретила в 2017 году въезд в Украину из-за посещения оккупированного Крыма, не воспрепятствовали участию украинских журналистов в этой программе. А активная промоция проекта «Две страна — одна профессия» не помешала Сергею Томиленко возглавить Национальный союз журналистов Украины — 20 апреля за его кандидатуру охотно проголосовал съезд НСЖУ.

Между тем фильм «Две партии одной оперы» обещали показать в Киеве. Ждем.

СЛИШКОМ МАЛО РЕКЛАМЫ

И последние нехорошие итоги года.

Украинские СМИ еще много, много лет не смогут обеспечить свою деятельность за счет рекламы. Как констатируют эксперты, даже несмотря на позитивную динамику, отечественный рекламный рынок все еще чрезвычайно мал. «Он в 50 раз тоньше немецкого, в 12 — российского, вчетверо меньше польского и втрое ниже самого себя образца 2013 года», — написал журнал «Новое время» в начале 2017 года.

В 2018 году будут обнародованы новые данные о состоянии рынка, но на чудо надеяться не стоит: уровня 2013 г. рынок рекламы, по прогнозам экспертов, достигнет лишь где-то в 2029-м.

Впрочем, печальные реалии не должны нас пугать. Они должны мотивировать нас — и журналистов, и наших читателей, зрителей и слушателей — объединить усилия и начать вместе действовать для развития независимых, настоящих украинских медиа. Без этого никакой «Европы в Украине» никогда не построишь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать