Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

...Плюс фейсбукизация всей страны

Какими будут последствия наступления новых медиа
25 октября, 12:42

В 2019 году, впервые в истории, интернет-СМИ и социальные сети в Украине обошли по популярности телевидение, а уровень доверия к традиционным средствам массовой информации оказался ниже, чем к новым медиа. Такими являются результаты ежегодного исследования «Отношение населения к СМИ и потреблению разных типов медиа в 2019 г.», которые были представлены 22 октября.

Важнейшим фактором для роста популярности онлайн-медиа является растущий уровень «интернетизации» украинцев. По данным социологов, сегодня онлайн присутствуют 85% жителей Украины — с 2015 года часть отечественных интернет-пользователей выросла на 14%. Ежегодно увеличивается и часть активных «юзеров» — если в 2015 году около 70% респондентов выходили онлайн время от времени, то в 2019 году столько же украинцев используют интернет ежедневно.

Впрочем, конечно, популярность новых медиа объясняется не только техническими причинами. Есть еще целая куча факторов и обстоятельств, подробно о которых мы расскажем ниже.

СОЦСЕТИ ПЕРЕИГРАЛИ «ТЕЛИК»

Опрос, данные которого используются в этой статье, был проведен социологической компанией InMind по заказу Internews, который реализует «Медийную программу в Украине» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). В июне-июле этого года было опрошено 4056 респондентов. Погрешность выборки не превышает 2,5%.

Также для дополнительной интерпретации данных, полученных в исследовании, проводились фокусные группы. Качественная часть была проведена в 2 этапа: 4 фокус-групповые дискуссии до начала количественного этапа исследования для уточнения и доработки инструментария и 6 — после опроса для получения дополнительных интерпретаций данных.

Одним из важнейших выводов исследования стало признание того, что самым популярным информационным каналом у жителей Украины, даже в небольших городах, являются социальные сети.

Социологический опрос показал, что сегодня 68% граждан используют социальные сети для получения новостей, тогда как в прошлом году этот показатель составлял 53%. В то же время популярность и охватывание аудитории телеканалами снизились — с прошлогодних 77% до 66% в этом году.

ФЕЙСБУК №1

По данным исследователей, беспрекословным лидером предоставления информации украинцам является «Фейсбук». Причин несколько.

Во-первых, в ФБ не надо искать новости, новостийная лента уже сформирована.

Во-вторых, составляющими этого информационного потока являются не только сообщения классических СМИ, но и посты политиков, блогеров, общественных активистов, других важных для пользователя корреспондентов, например родственников или друзей, которым человек доверяет и которых хочет читать для получения интересной и важной для него информации.

И в-третьих: «Фейсбук» является интерактивной платформой. В этой соцсети можно прокомментировать практически любую публикацию, выразить свою оценку, свою точку зрения, дополнить или опровергнуть обнародованные сведения по своему усмотрению и даже получить обратную связь от авторов материала. В традиционных СМИ такие опции или ограничены, или отсутствуют.

В отличие от «Фейсбука», YouTube, как выяснили исследователи, не является для украинцев первоочередным каналом поиска информации. Но этот онлайн-ресурс в последнее время тоже наращивает популярность именно как поставщик новостей. Дело в том, что многие граждане используют видеохостинговый сайт для просмотра ТВ-программ в удобное для себя время. К тому же YouTube является удобной платформой для поиска сюжетов по теме, которая заинтересовала пользователя. Использование YouTube по мере «интернетизации» общества постепенно становится дополнением к эфирному телевидению, хотя на практике и отбирает зрителя у традиционного ТВ.

Instagram фактически не рассматривается украинскими пользователями этой социальной сети как источник новостей. Но в последнее время аудитория фиксирует рост информационного (политического) контента и на этом ресурсе.

Лидером по увеличению значимости в качестве источника новостей является Telegram. По выводам исследователей, Telegram каналы дублируют преимущества социальных сетей как канала информации, но дополнительно характеризуются большим удобством для пользователей.

ПОЛИТИКА ВСЕ ПОРТИТ

Параллельно с ростом популярности интернет-СМИ, социальных сетей и других онлайн-платформ происходит рост уровня доверия граждан к онлайн-медиа и падение доверия к традиционным средствам массовой информации.

Классическим СМИ за последний год стали доверять в среднем на 11% меньше граждан. Показатель колеблется между 19% в случае общенациональной прессы, 22% — местного радио и 49% — общенациональных телеканалов. В то же время доверие к общенациональным информационным интернет-ресурсам составило рекордные 51%.

Доверие к средствам массовой информации (национальные)

Респонденты связывают снижение доверия к СМИ главным образом с политическими кампаниями и насыщенностью средств массовой информации новостями «о политике». Общее скептическое отношение к официальным сообщениям и политическим новостям вызвано, в частности, негативным опытом столкновения с ложными новостями в прошлом.

Раздражает зрителей, читателей и слушателей также отсутствие ссылок на источники информации, которую транслируют СМИ в своих сообщениях, или наличие ссылки на источники, которые кажутся необъективными.

И, конечно, люди чувствуют себя неудовлетворенными, если им кажется, что им пытаются «впарить» заказные или заангажированные новости.

КРАХ ЖУРНАЛИСТСКИХ СТАНДАРТОВ?

Выявили исследователи и нечто неожиданное.

Выяснилось, что соблюдение журналистских стандартов в плане предоставления аудитории нескольких противоположных точек зрения на одну проблему вызывает у зрителей, читателей и слушателей не чувство удовлетворения, а отчаяние и раздражение.

Согласно выводам социологов, основным фактором роста недоверия к традиционным медиа стало увеличение разноплановой, часто противоречивой информации. Предоставление СМИ разной информации как освещение альтернативных мнений воспринимается как политическая игра оппонентов, желание манипулировать потребителями информации, что приводит к потере доверия.

Якобы профессиональный подход к предоставлению информации, который базируется на попытке предоставить аудитории более полные и свежие новости, заставляет людей не радоваться по этому поводу, а наоборот, возмущаться. Большое количество опровержений сообщений, уточнений, новых деталей, которые сообщаются/разоблачаются впоследствии — все это объясняется не с позитивной стороны («исправление ошибки/доведение новой информации»), а как попытки манипуляции со стороны СМИ.

Были среди выводов и вполне ожидаемые, хотя и не менее «убийственные» для верующих в спасительную силу журналистских стандартов для повышение доверия к медиа.

Например, исследователи констатировали, что основным источником оценки доверия к СМИ является собственно субъективное ощущение человека, из-за чего аудитория часто доверяет тем медиа, которые предоставляют «приятную, ожидаемую» для нее информацию.

ВЫВОДЫ-ЗВОНОЧКИ

Хотя это утверждение полностью соответствует теории и практике социальной психологии, оно явно должно стать холодным душем для адептов идеи соблюдения стандартов как панацеи для современной журналистики. Выходит, что правдивые рассказы о чем-то важном, но неприятном, вызовут рост недоверия аудитории и, соответственно, падение рейтингов, и не приведут к тем позитивным последствиям, о которых твердят некоторые медиаэксперты, не знакомые с законами психологии. Это является, кажется, главным глобальным выводом из проведенного Internews исследования.

Ну и второй вывод, который является очевидным, но от того не менее важным: традиционные средства массовой информации все быстрее теряют вес и значение, превращаясь в неудобный анахронизм.

Кажется, сегодня все всем понятно — только эволюционная трансформация и конвергенция с новыми медиа могут дать шанс привычным СМИ сохранить для будущих поколений хоть какие-то традиции классической журналистики. Хотя есть угроза, что активное осовременивание традиционных средств массовой информации просто превратит газеты, журналы, телеканалы и радиостанции в фейсбук-блогеров, инста-звезд, влогеров YouTube или в Telegram каналы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать