Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Телегид

03 ноября, 20:33
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ГРУЗ 200» / ФОТО С САЙТА LIVEINTERNET.RU
Мир между утопией и антиутопией

С воскресенья на понедельник, с 6 на 7 ноября, в 01.40, на канале «1+1» в программе «Аргумент-Кино» продолжается показ работ талантливого российского режиссера Алексея Балабанова. Смотрите ленту «Груз 200».

— Фильм «Груз 200» — одна из наиболее принципиальных картин современного российского кинематографа. События ленты датируются 1984 годом. Советский Союз. Финал коммунистической империи. Русская провинция. После танцев на дискотеке исчезает дочка секретаря райкома партии. Свидетелей нет. Виновники не найдены. В тот же вечер на околице города происходит жестокое убийство. Виновник — хозяин дома. Оба расследования поручены капитану милиции Журову... — рассказывает автор и ведущий программы Владимир ВОЙТЕНКО. — О «Грузе 200» за четыре года после его выхода на экраны сказано много разного. В целом не удивительно для такого вызывающего произведения, поднявшего слишком серьезные вопросы для современного (и не только русского) человека. Теперь сделаю акцент на очень важном: Алексей Балабанов десимволизировал советскую символику. Ее в фильме много, но это не столько знаки конкретного времени, сколько приметы вневременные, материализованной вечности, за которой невозможно ностальгировать, потому что она не проходит.

Ну а датирование действия 1984 годом перекликается с одноименным знаменитым романом Джорджа Оруэлла. Также здесь найдется прямой след от «Города солнца» Кампанеллы. Мир между утопией и антиутопией, в который нет входа и из которого нет выхода.

Иными словами, появляется советская кошмарная утопия восьмидесятых — и чуть ли не в жанре фильма ужасов. От этого — полностью реалистичный эффект истинно условной кинокартины. Вместе с тем «Груз 200» трудно назвать антиностальгической пропагандой, потому что он вне логики нашей памяти и определенных оценочных стереотипов. Созданная Балабановым на экране «советская реальность 1984 года» не совпадает с нашей памятью о том времени, с каким бы знаком она ни была — плюс или минус. Это что-то совершенно иное. И оно не из прошлого, оно из настоящего. Парадоксально, но другими словами: не так важно, было ли подобное когда-то, как то, что оно есть, продолжается, преследует нас.

Немногим известно, что Алексей Балабанов, заканчивая обучение на Высших режиссерских курсах в Москве, в 1990 году свой дипломный, кстати, неигровой фильм создавал в Киеве на студии Киевнаучфильм. Лента называется «О воздухоплавании в России». В ней остроумно рассказывалось об одном из мифов российского первенства в изобретениях. Мне даже пришлось в следующем (1991) году писать на эту короткометражку Балабанова рецензию для журнала «Советский фильм», который выходил на английском и на русском языках с целью презентации советского кино за рубежом. Но статья не увидела мир. Потому что не стало журнала. Как не стало Советского Союза, а с ним и советского кино. Но как раз началось творчество правдивого, противоречивого российского режиссера Балабанова, продолжение рассказа о котором — в специальном сюжете.

«Груз 200» Балабанова один из российских критиков назвал высокоорганизованной материей и даже задал вопрос: «А может быть, он жив?». Стоит согласиться: этот фильм очень сложно построен как целостный художественный образ. В нем каждый персонаж, каждый эпизод, каждое произнесенное слово, каждая деталь — одновременно и реальность, и функция, и идея, и символ. Ничего не выдернешь. Но вместе с этой многоуровневой и многофункциональной структурой — лента абсолютно открытая. И она находится в тотальном противоречии — и с определенными государственными и общественными настроениями путинской России, и с каждым из нас, кто готов забыть и снова поверить. И, в конце концов, «Груз 200» спорит сам с собой. И это правдивая художественная полифония.

В конце еще одна мысль, к которой стоит прислушиваться: «Для благодарного зрителя «Груз 200» станет личной катастрофой».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать