Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Юмор с гражданской позицией

Григорий Гельфер: Наши миниатюры — не политика, а реакция на злободневные проблемы
20 октября, 20:42
ИМЕННО ТАКИЕ АФИШИ МОЖНО УВИДЕТЬ В ДНЕПРОПЕТРОВСКЕ НАКАНУНЕ ВЫСТУПЛЕНИЙ ТЕАТРА КВН ДГУ С ОЧЕРЕДНОЙ ПРОГРАММОЙ КАБАРЕ «ВЕСЕЛЫЙ ПЕСЕЦ» / ФОТО С САЙТА KVNDGU.DP.UA

«Днепропетровск смешил страну неоднократно — сначала Брежнев, а затем — Театр КВН ДГУ. Правда, первый это делал на любительском уровне, а второй — профессионально». Подобные отзывы в Интернете можно найти об одном из самых талантливых эстрадных коллективов, который появился как студенческая команда КВН во времена горбачевской перестройки. Сегодня бывшим студентам Днепропетровского университета уже за сорок, но они по-прежнему молоды духом и сочиняют свои «нетленки». Новым изобретением Театра КВН ДГУ стал проект Кабаре «Веселый песец», в выступлениях которого нередко достается украинским политикам.

Наличие здорового юмора в обществе свидетельствует о том, что оно еще сохранило способность адекватно оценивать себя и происходящее вокруг. А как можно судить со слов художественного руководителя театра КВН ДГУ, одного из авторов текстов остроумных миниатюр Григория Гельфера, юмор в Кабаре «Веселый песец» — с гражданской позицией. Именно с ним встретился корреспондент Дня» в Днепропетровске.

— Почему ваша команда выступает под новым брэндом — Кабаре «Веселый песец»?

— В следующем году нашему коллективу исполнится четверть века, хотя сам театр КВН ДГУ появился позже — в 1994 году. Все это время мы экспериментировали с разными формами эстрадного искусства. Кабаре — жанр известный, он появился в конце ХІХ века в Париже. Был очень популярен и в нашей стране. Это целый культурный пласт, и мы всегда к нему тяготели. Преимущественно мы работали с небольшими выступлениями, в основном музыкальными. Поэтому у нас родилась идея назвать один из наших проектов именно так — Кабаре «Веселый песец». Ведь есть такая традиция — в Париже был «Черный кот», а в Москве «Летучая мышь». Так почему бы не «песец» — зверь игривый и забавный, сами понимаете (смеется). Ну, а «веселый» — это говорит о том, что мы к проблемам, которые нас окружают, стараемся относиться с юмором и иронией. Хотя иногда получается, что номера у нас выходят не только актуальные, но даже на философские темы. Кабаре предполагает небольшую площадку и небольшое количество зрителей — человек сто или двести, а также камерную, доверительную обстановку. Зрелище должно быть ярким, а номера — острыми. Поэтому мы велосипед не изобретаем. Мы просто пытаемся делать, то, что делают творческие люди в других странах. Это эстрадный театр, где нет четвертой стены, а есть общение с залом. И есть возможность включить публику в импровизированное шоу.

— Жанр кабаре допускает политические темы?

— Конечно, но мы стараемся быть политически незаангажированными. На самом деле это просто острый взгляд на политические события с использованием художественных средств. Наши миниатюры — не политика, а реакция на злободневные проблемы, которые волнуют наше общество. Политика для нас — лишь повод.

— Когда появилось Кабаре «Веселый песец»?

— В этом формате мы начали работать три года назад. За это время мы создали три или четыре программы. Дело в том, что они обновляются постепенно. Мы не создаем сразу все новое — появляется два-три свежих номера, мы их добавляем, а то, что потеряло актуальность, убираем. И так в течение года программа обновляется полностью. В первой программе у нас были номера про президента В. Ющенко, шутки по поводу его рейтинга. Были также песни про экономический кризис. Одним словом, было то, что волновало наших граждан и выглядело актуальным тогда. Позднее появилась песенка о лидере коммунистов П. Симоненко по поводу молодой жены и рождения ребенка. Это была достаточно смешная песня. Но одновременно мы писали на житейские и философские темы, например, «Пальцы», «Сходка», «Клоун». Я думаю, что эти номера и сейчас, и в будущем будут актуальными. Но кроме музыкальных номеров в программе есть «разминка» для общения с залом, когда любой человек может задать каверзный вопрос, а мы отвечаем в течение 30 секунд. Это такие «родимые пятна», которые остались от студенческого КВН.

Кроме П. Симоненко и В. Ющенко, конечно, среди наших героев — Юлия Тимошенко, другой наш земляк — Сергей Тигипко. Есть у нас песня и про патриарха Кирилла. Но мы пишем не только о сильных мира сего. В «Песне о внуке», например, простой украинец поет о том, как хреново ему живется в родной стране. Зато он верит, что его внук будет жить в другой стране. В этой, но в «другой» стране.

— У меня такое ощущение, что политику вы воспринимаете как своеобразную клоунаду, это так?

— По крайней мере, у нас нет сакрализации и трепета по отношению к высокопоставленным персонам. Неужели, если это президент, то, не дай Бог, про него писать, а тем более шутить? Да, он — глава государства, его избрали на этот пост, и он имеет большие права, но наше право — иметь свое мнение, шутить, разумеется, не нанося личных оскорблений. Все должно быть в цивилизованных рамках, в рамках художественного формата. Но мы вправе высказываться тем образным языком, каким мы владеем. Один из последних номеров — «Ария Тореадора» — о том, как украинское руководство «ломится» в Евросоюз, а его не пускают. В этих образах Тореадора и быка каждый видит то, что хочет. По-нашему тореадор — это рассказчик, который выступает то от имени Януковича, то от имени руководителей Евросоюза. По сути дела, мы в таком вот забавном виде передали ситуацию.

— Все так, но у украинских политиков, тем более облеченных властью, чувство юмора часто отказывает...

— Бывает. Но мы рассчитываем, что придет время, когда чувство юмора для украинского политика будет таким же обязательным, как и чувство ответственности, патриотизм, профессионализм. Это необходимо еще и потому, что юмор дает возможность посмотреть на себя со стороны, узнать, что в обществе о тебе думают. Наши песни не приносят нам больших дивидендов, скорее могут принести неприятности — не дай Бог, конечно. Но мы как граждане желаем выразить свое мнение по той или иной проблеме, которая волнует людей.

— Кто пишет ваши песни?

— Мы вдвоем с Евгением Гендиным. Он же по совместительству — музыкальный руководитель Театра КВН ДГУ. А исполняют песни наши коллеги по театру — Женя Чепурняк, он же наш режиссер, Володя Кольцов, Саша Сергеев, Гена Колесник, Юра Богуславский, Илона Соляник-Голубенко.

— Вы заметили, что ваши песни не приносят вам больших дивидендов. Но, как я понимаю, общественный спрос на ваши выступления существует. Где можно вас услышать?

— В Днепропетровске на улице Гопнер есть кабаре «Мулен Руж», которое мы между собой называем «Гопнер-холл». Там регулярно проходят наши программы — Кабаре «Веселый песец». Это мы делаем для зрителей: продаем билеты, люди приходят и смотрят. Зал небольшой, а расходы у нас серьезные. Работаем мы как муниципальный театр. Кроме того, в последнее время начали сотрудничать с каналом ТВі, который предложил достаточно интересные условия. Стараемся с определенной регулярностью делать номера. Это либо концертный номер, либо аудиозапись, под которую подкладывается видеоряд. Наши выступления и каналу что-то добавляют, и нам, безусловно — ведь нас смотрит и слушает вся Украина. А видеоклипы попадают в Интернет. У Евгения Гендина есть свой канал на YouTube. Но если есть интерес, то люди начинают тиражировать наши песни, давать ссылки, особенно в социальных сетях. Насколько можно заметить, подавляющее большинство отзывов пользователей Интернета — положительное. Бывают, конечно, и отрицательные, но это нормально.

— В свое время на российском телевидении выходили «Куклы» В. Шендеровича, которые считали своеобразным тестом на демократию. Возможно, и у нас, если власть терпит шутки в свой адрес, еще не все пропало?

— «Куклы» — чисто телевизионный проект. Их убрали из эфира, и на этом все закончилось. Нас сложней запретить. Если людей это «цепляет», то они будут приходить к нам в кабаре. К тому же сейчас есть Интернет, а его закрыть или ограничить сложно. Правда, в Китае это делают, но в Украине до этого еще не дошло и вряд ли дойдет. По закону в Украине нет цензуры, но мы и сами себе некоторые вещи не позволяем. А за то, что выносим на сцену, отвечаем. И своими средствами указываем на болевые точки. Мы не политики и не аналитики. Мы просто наблюдаем за происходящим в стране как ее граждане, и говорим: «Ребята, здесь что-то не так! А вот тут, на наш взгляд, немножко криво!» И те, кто умеет делать выводы, пусть их делают.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать