Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Почему не срабатывает инструментарий ОБСЕ?

Игорь ПРОКОПЧУК: нужно политико-дипломатическое давление, чтобы заставить Российскую Федерацию выполнить взятые ею обязательства
20 июня, 10:46

В украинском обществе существуют разные мнения относительно роли Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) ради прекращения российской агрессии на Донбассе. Большинство украинцев считают недостаточной роль этой международной структуры, которая не смогла полностью взять под мониторинг оккупированную при содействии российских войск территорию на Донбассе, известную под аббревиатурой ОРДЛО (отдельные районы Донецкой и Луганской областей). А также выполнить задачу максимум — возвращение под контроль Украины этих территорий и аннексированного Россией с нарушением многочисленных международных договоров и международного права Крыма.

«День» обратился к Постоянному представителю Украины при международных организациях в Вене Игорю ПРОКОПЧУКУ с просьбой рассказать, как в ОБСЕ оценивают ситуацию на Донбассе и что она делает, чтобы один из ее членов — Россия — вернулся к международному праву и прекратил вмешательства в украинские дела?

«РФ С ЕЕ ПРОПАГАНДИСТСКИМ НАРАТИВОМ ОТНОСИТЕЛЬНО «ВНУТРИУКРАИНСКОГО КОНФЛИКТА» ЯВЛЯЕТСЯ ИЗОЛИРОВАННОЙ»

— Российская агрессия против Украины, учитывая развитие конфликта на Донбассе, уже свыше трех лет непрерывно остается в приоритете в повестке дня политических дискуссий в рамках ОБСЕ. Еженедельно на заседаниях Постоянного совета ОБСЕ проходит обсуждение четко определенного вопроса «Продолжающаяся агрессия России против Украины и незаконная оккупация Крыма».

Сосредоточение внимания на этом вопросе является следствием грубого нарушения Россией базовых принципов Хельсинского заключительного акта, заложенных в основу ОБСЕ и европейской безопасности, кардинальных изменений в безопасностной среде, а также объективного осознания отсутствия любых признаков изменения агрессивной политики со стороны РФ. Уважение к базовым принципам ОБСЕ должно быть возобновлено, и это включает уважение к суверенитету, территориальной целостности и нерушимости границ государств-участниц.

Благодаря деятельности развернутой в 2014 году Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине, делегации в Вене на ежедневной основе получают обновленную информацию о текущей безопасностной и гуманитарной ситуации на Донбассе и последствиях вооруженных провокаций и обстрелов со стороны поддерживаемых Россией незаконных вооруженных формирований в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины. Украинская сторона и другие делегации всячески поддерживают деятельность Миссии и призывают Россию прекратить целеустремленную кампанию запугивания наблюдателей СММ, что осуществляется с целью укрывательства фактов российского вмешательства, и обеспечить Миссии полный и беспрепятственный доступ ко всей зоне конфликта на Донбассе, учитывая неконтролированный участок украинско-российской границы. Свобода передвижения СММ является ключевым фактором, который должен обеспечить условия для мониторинга и верификации согласно мандату СММ, однако прозрачность пугает российскую сторону, потому наблюдатели продолжают сталкиваться со значительными ограничениями. Например, по данным последнего недельного отчета СММ, 86% ситуаций физического ограничения доступа в течение недели случилось на неконтролированной правительством территории Украины на Донбассе.

Обсуждение конфликта в рамках ОБСЕ свидетельствует о неизменном осознании продолжающейся российской военной и гибридной агрессии против Украины. Невзирая на ограничение СММ ОБСЕ удавалось фиксировать образцы военной техники, которую использует исключительно российская армия. Российская Федерация с ее пропагандистским наративом относительно «внутриукраинского конфликта» является фактически изолированной. При этом отрицание Россией фактов и своей роли в инициировании и поддержке конфликта в дальнейшем нивелирует возможности для принятия крайне необходимых дополнительных мер по урегулированию, к которым принадлежит обеспечение постоянного мониторинга и верификации ОБСЕ на украинско-российской государственной границе с созданием зон безопасности с обеих сторон границы, как это предусмотрено Минским протоколом.

«ДЕЛЕГАЦИИ ЕС, США И КАНАДЫ ЗАНИМАЮТ ПРИНЦИПИАЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ В ОТНОШЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РФ»

— Насколько активно наши союзники продвигают мнение, что нужно усиливать давление на Россию?

— Вопросы, связанные с многомерностью и комплексным характером российской агрессии, на постоянной основе делегация Украины поднимает на разных мероприятиях, которые проходят в рамках или под эгидой Организации, во всех трех измерениях ОБСЕ — политико-безопастносном, экономико-экологическом, гуманитарном. Я уже вспоминал о еженедельных регулярных заседаниях Постоянного совета. 31 января, 5 и 27 апреля состоялись специальные заседания, созванные в связи с заострением ситуации с  безопасностью и гуманитарной ситуации на Донбассе, вызванными грубыми нарушениями режима прекращения огня со стороны российских гибридных формирований. В рамках еженедельных заседаний Форума сотрудничества по вопросам безопасности особое внимание уделяют военным аспектам, а также предоставляют фото— и видеоматериалы с доказательствами российского военного присутствия на Донбассе.

В поле зрения постоянно находится тематика временно оккупированного Крыма, где продолжаются масштабные нарушения прав человека и преследования со стороны российской оккупационной власти, которая пытается силовыми средствами вытеснить и заставить замолчать украинцев и крымских татар с их языком, культурой и традициями, а также всех тех, кто не согласен с незаконной оккупацией.

Делегации ЕС, США и Канады занимают принципиальную позицию относительно ответственности РФ за выполнение Минских договоренностей, прекращение незаконной оккупации Крыма и восстановление уважения к обязательствам ОБСЕ, подтверждая, в частности, готовность и в дальнейшем подвигать Россию к этой цели путем поддержания санкционного режима. Ряд стран не делают отдельных заявлений, а присоединяется к заявлениям Европейского Союза. Последовательностью отличается позиция Турции в поддержку территориальной целостности Украины в ее международно признанных границах, учитывая Крым, обеспечение полного уважения прав крымскотатарского и украинского сообществ в Крыму, необходимости урегулирования конфликта мирными средствами.

С учетом принятия решений в рамках ОБСЕ лишь консенсусом, политико-дипломатическое давление необходимо, чтобы заставить Российскую Федерацию выполнить взятые ею обязательства. Информация, которую получают от СММ ОБСЕ в Украине, демонстрирует нежелание российской стороны имплементировать Минские соглашения, прежде всего их безопасностные и гуманитарные положения по обеспечению постоянного режима прекращения огня, отвода войск и оружия и освобождения лиц, незаконно удерживаемых Россией и ее гибридными войсками на Донбассе. Еженедельно российской делегации доказывают мощные сигналы сообщества ОБСЕ в отношении шагов, которые ожидаются от российской стороны с целью мирного урегулирования конфликта на основе принципов и обязательств ОБСЕ. К сожалению, до сих пор в Москве отсутствует на это политическая воля.

«ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ТЕРЯЕТ ДЕЙСТВЕННОСТЬ ИЗ-ЗА НЕДОБРОСОВЕСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЗЯТЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ»

— Каких механизмов или инструментов не хватает ОБСЕ, чтобы действительно по сути отвечать своему названию Организации безопасности и сотрудничества в Европе?

— ОБСЕ имеет в своем арсенале значительное количество механизмов и инструментов, необходимых для отслеживания соблюдения государствами-участницами базовых принципов организации и согласованных политических обязательств, которые касаются как внутреннего развития, в частности в плоскости уважения к правам и свободам человека, так и межгосударственных отношений и сотрудничества. Наработан широкий инструментарий реагирования на кризисные ситуации с целью предотвращения конфликтов. Однако применение инструментария теряет действенность из-за недобросовестного отношения к выполнению взятых обязательств, когда, на примере российско-украинского конфликта, одна страна совершает вооруженную агрессию против другой, отрицает принадлежность военных сил и вооруженных формирований и использует дипломатию как средство политического прикрытия агрессии.

Развитие нынешнего конфликта позволяет вынести важные уроки, которые будут иметь принципиально важное значение для будущего безопасности в Европе, которые должны быть концептуализированы с точки зрения современных вызовов гибридной войны, путей и методов реагирования на эти вызовы, в том числе путем расширения и усовершенствования инструментария ОБСЕ.

Отдельные предложения по усилению возможностей ОБСЕ были внесены на рассмотрение в прошлом году председательством Германии, однако они столкнулись с сопротивлением российской стороны. Усиление возможностей организации относится к приоритетам и нынешнему председательству Австрии.

«ВОПРОС РАЗВЕРТЫВАНИЯ НА ДОНБАССЕ МИРОТВОРЧЕСКОЙ МИССИИ ОБСУЖДАЕТСЯ НА НЕСКОЛЬКИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЛОЩАДКАХ»

— Насколько реалистична полицейская миссия на Донбассе? И чего не хватает, чтобы такая миссия была создана? Какую роль в этом может сыграть Евросоюз, тем более что Европейская комиссия обещала проконсультировать по этому вопросу?

  — Вопрос развертывания на Донбассе миротворческой миссии или миссии по безопасности в том или ином формате с целью поддержки реализации Минских соглашений, в частности обеспечения необходимых условий безопасности перед, во время и после проведения местных выборов на Донбассе, в соответствии с законодательством Украины и стандартами ОБСЕ, обсуждается на нескольких международных площадках, включая ОБСЕ. Несколько раундов консультаций состоялось в Вене в течение прошлого года, и работа в этом направлении должна быть продолжена. Несмотря на нехватку опыта развертывания таких миссий в прошлом генеральный секретарь организации четко обозначил готовность Секретариата ОБСЕ к выполнению решений, которые будут приняты государствами-участницами, для чего необходимо достичь консенсуса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать