Работать надо идейно, чтобы дать свою духовную лепту для родного народа
Кость Левицкий, украинский государственный деятель, адвокат, публицист

«Обвинения в антикоммунизме «День» не пугают...»

28 ноября, 2003 - 00:00

Уважаемая редакция газеты «День»!

Создается впечатление, что украинские коммунисты решили отметить грустную годовщину нашей народной трагедии очередными нападками на вашу газету и ее постоянного автора — американского и украинского историка Джеймса Мэйса. Речь идет о статье профессора Ивана Грущенко: «Газета «День» о «геноциде» и национальном возрождении украинского общества» («Коммунист», 19 ноября 2003 г.), отличающейся крайне свободной и даже циничной трактовкой событий, вызывающих боль у многих граждан нашего государства, порочащих честь порядочных людей.

Хотелось бы заявить, что ваша газета является одним из лучших прессовых изданий современной Украины, и обвинения в антикоммунистичности вас, наверное, не пугают. Ее читают представители интеллигенции, много профессионально интересной, взвешенной информации дает она и историкам. На страницах номеров за этот год есть немало острых материалов, но ведь профессор Грущенко, по-видимому, не случайно для своих инвектив выбрал именно публикации господина Мэйса. С начала этого года и до 18 ноября мы насчитали их 31. Они посвящены различным злободневным проблемам современности, написаны легким, талантливым пером, с деликатностью и безграничной снисходительностью к действующим лицам современного украинского политикума, пониманием трудности нашей страны и ее граждан. Скажем, нас искренне растрогало его воспоминание о единственной встрече с Олесем Гончаром. Можно понять нелюбовь Дж.Мэйса к гигантам сталинской индустрии — объектам набожного отношения со стороны тогдашних и теперешних коммунистов. Зато американский историк любит украинцев — ему небезразлична украинская история, ее непростые проблемы. Добрая половина газетных материалов так или иначе касается голодомора. Этого и не могут простить ему наши левые, которые в конечном счете и не скрывают, как их донимает безжалостно точный анализ причин и последствий великой национальной трагедии. Дж.Мэйс в одной из своих публикаций заявил, что был только исполнительным директором сенатской комиссии США, но на самом деле его роль в ее деятельности значительно больше: он обосновал не только заключения комиссии, но и впервые применил метод устной истории к изучению голодомора. Материалы Вашингтонского сборника 1990 года стали образцом для украинских исследователей. Таким образом, мы благодарим Дж.Мэйса десятками тысяч уже собранных и преданных огласке свидетельств о голоде. Сам народ устами стариков рассказывает о горьком куске хлеба из гречневых отрубей, юшке из лебеды, блинах из ивасиковых головок (цветы клевера), покойниках, которых некому было хоронить, трупах, которые лежали на дорогах, пухлых ногах стариков и вздутых животах несчастной детворы. Кажется, эта информация в сочетании со взятыми из архивов когда-то сверхсекретными документами должна была бы окончательно развеять миф о «неблагоприятных климатических условиях» и «недостатках в проведении коллективизации». Должна была бы, но… И сто раз прав Дж.Мейс, когда предупреждает: мы живем в стране, «искалеченной своей собственной историей». Заслуги этого нерядового человека перед украинской наукой на этом не заканчиваются. Он первым доказал, что политические причины голода имели не меньшее значение, чем экономические, одним из первых указал на генетическую связь, преемственность всех трех советских голодов. Наконец, можно смело прогнозировать, что Джеймс Мэйс войдет в историю украинской духовной жизни своим искренним, эмоционально насыщенным, высокоморальным проектом «Свеча в окне». Даже половины всех этих «преступлений» с точки зрения коммуниста хватило бы, чтобы объявить профессора Мэйса врагом. Телевизионные камеры фиксируют, что он достаточно терпимо относится к постоянным выпадам против него и его аргументов. Однако они производят все более неприятное впечатление на читателей, телезрителей.

Не опускаясь до словесного уровня дискуссии, выбранной автором вышеназванной статьи, не посягая на право коммунистов на собственные убеждения, хочется им сказать: будьте элементарно вежливыми по отношению к людям с другой шкалой ценностей. Цивилизованные народы уважали воспитанных людей, которые спешили на помощь в трудные времена. Странно и дико было бы, если бы греки вдруг стали ругать лорда Байрона за то, что он отдал жизнь за их свободу, испанцы — ругать писателя Хемингуэя, потому что он, видите ли, вмешивался в их дела, написав роман «For Whom Bell Tools», а парижские коммунары выставили из Парижа Ярослава Домбровского, который сражался вместе с ними на баррикадах под знаменем «За вашу и нашу свободу». Можно представить, что для г.Мэйса Украина стала его Элладой, республиканской Испанией, — у нас есть немало людей, способных достойно оценить его отношение к болевым точкам современного украинского общества.

Одна из них — это последствия того страшного бедствия, которое мы до сих пор в полной мере не поняли и не преодолели. Статья профессора И. Грущенко является яркой иллюстрацией к этому невеселому выводу. Слишком поверхностно отнесся он даже к ключевой проблеме — определение количества умерших. Создается впечатление, что автор никогда не слышал о сделанных 10 лет назад расчетах С. Кульчицкого. Но даже те «около 1,5 млн. человек» — тоже люди, которые хотели жить. Статистические данные о 13 млн. высокообразованных специалистов, которые появились в УССР, не объясняют причин массовой смертности в 1932 — 1933 гг. Это несопоставимые вещи, как и современное тяжелое экономическое положение не является оправданием прошлых преступлений. Что можно сказать об обществе, которое якобы было «спокойно за свое будущее»? Трудно поверить, что люди, за спиной которых лежали «НЕПОХОРОНЕННЫЕ, НЕОТМОЛЕННЫЕ, НЕОПЛАКАННЫЕ» горы трупов, были так уж уверены в своем будущем. Опять же, нам ближе и понятнее подход Дж.Мэйса. Когда он пишет: «Кто знает, скольких Шекспиров, Гете, Толстых, Достоевских, Дворжаков, Мицкевичей могла бы породить украинская земля, если бы не преступления сталинского периода? (...) Каждая душа драгоценна, и каждая душа, несправедливо и безвременно лишенная жизни, заслуживает, чтобы о ней помнили», то это воспринимается как позиция гуманиста, а не доктринера, для которого люди — всего лишь материал для построения светлого прошлого.

Мы все, кто зажег свечи в субботу, кому не безразличны потери и страдания наших соотечественников, благодарны вашей газете за интересные материалы этого года, где исследовались различные аспекты этой слишком сложной проблемы. Надеемся, что вы издадите их еще одним, следующим сборником «Украина Inkognita» и, таким образом, сделаете доступными для многочисленной аудитории.

Тамара ДЕМЧЕНКО, доцент кафедры истории и археологии Украины Черниговского государственного педагогического университета им. Т.Г. Шевченко
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments