Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Послание без Президента...

Эксперт: «Хуже всего, что в обращении не идет речь об угрозах, стоящих перед Украиной»
07 июня, 11:27
ВЧЕРА ОППОЗИЦИЯ ВЕСЕЛО ПРОВЕЛА ВРЕМЯ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Депутаты таки получили ежегодное послание Президента к парламенту. С документом о внутреннем и внешнем положении Украины народные избранники имели возможность ознакомиться вчера — в письменном виде. Виктор Янукович не порадовал депутатов своим присутствием. На эту тему мы уже писали в «Дне» (№ 95, 5 июня 2013 г.): задача Президента — прийти, оппозиции — сохранять порядок. Но не случилось. Главный аргумент регионалов — оппозиция не хочет слушать, зачем же гаранту приходить и выступать с трибуны? Напомним, последние пребывания Виктора Янукович в стенах Рады сопровождались критическими возгласами оппозиции в адрес главы государства.

Что произошло вчера? Оппозиция прибегла к старому методу — заблокировала трибуну. Причина: требует личного выступления Президента в парламенте. «То, что никто не будет слушать, — это субъективное мнение Виктора Януковича, — комментирует «Дню» народный депутат от «Батьківщини» Владимир Бондаренко. — Он и не пробовал нам ничего донести. Согласно законам, действующим в Украине, регламенту Верховной Рады, Президент произносит послание в парламенте, а не передает документ на бумаге. При этом он обязательно должен находиться в Раде во время выступлений представителей политических фракций по этому поводу. А нам предложили вариант: «Ребята, почитайте эти бумаги и подумайте». Это неправильно. Президент должен произнести эту речь».

«Мы в диалоге с нашими коллегами гарантировали, что выслушаем это послание, однако хотим, чтобы Президент тоже выслушал представителей политических фракций — в зале или пригласил к себе, то есть наладить диалог», — говорит Бондаренко.

«Что касается заявлений оппозиции, что она вроде бы готова слушать, то мы же все знаем: сегодня она говорит одно, завтра — другое, — оппонирует оппозиционерам представитель фракции Партии регионов Олег Зарубинский. — Все эти заявления, по-моему, ничего не стоят, потому что уже многократно говорилось одно, а делалось совсем другое. Поэтому оппозиция не является для меня референтной группой».

Другой оппозиционер, народный депутат от «УДАРа» Павел Розенко признает, что отсутствие диалога вредит государству: «Это тянет Украину назад и, конечно, является огромным минусом для современной политической ситуации в государстве. Но нужно четко понимать, что в нынешних условиях я не вижу никаких предпосылок для начала такого диалога. Потому что в стране, где, условно говоря, оппозиция преследуется и один из ее лидеров находится за решеткой, говорить о каком-то диалоге невозможно. Поэтому ключ к началу переговоров между властью и оппозицией находится на Банковой. Пока не будет решен базовый вопрос относительно движения Украины в направлении европейских стандартов, пока не будет решен вопрос прекращения политических репрессий в Украине, до тех пор говорить о начале какого-то диалога сложно».

Придет ли все-таки Президент в Верховную Раду? «Я за то, чтобы Президент выступил в парламенте, — отвечает Зарубинский. — Более того, я, когда выступал Ющенко, всегда его внимательно слушал, потому что он тогда был действующим Президентом Украины: с чем-то соглашался, с чем-то — нет, делал какие-то ремарки, замечания, думал над этим. А оппозиция просто хочет превратить выступление Президента в очередное шоу, привезти с собой сто камер и т. п. Это просто какая-то морально-психологическая плоскость: если вы хотите, чтобы к вам приходили и выступали перед вами, то, как минимум, ведите себя как депутаты национального парламента, а не, простите за слово, как какие-то хулиганы. Поэтому, думаю, Президент в Раду придет тогда, когда будет хотя бы элементарная рабочая атмосфера».

Как видим, отсутствие желания сделать шаг навстречу друг другу оставляет власть и оппозицию на своих позициях. В такой ситуации, как известно, проигрывает избиратель и в целом страна. Впрочем, из-за противостояния и взаимных обвинений, вне поля зрения остался сам документ президентского послания.

Конечно, ознакомиться с текстом в свыше 500 страниц даже за день — сложно, однако, хотя бы тезисно, возможно.

«Пока я ознакомился с разделом, проблематикой которого я профильно занимаюсь в комитете. Это — вопросы, связанные с альтернативной энергетикой и энергоэффективностью, — говорит Зарубинский. — С моей точки зрения, текст информативен: есть много как теоретических, так и практических вещей».

«Я бы не сказал, что это классический доклад, скорее, документ можно назвать разработкой Института стратегических исследований при Президенте Украины, являющейся какой-то иллюстрацией к ежегодному посланию Президента, — комментирует оппозиционер Розенко. — Это справочный материал. Я пока имел возможность ознакомиться только с той частью, которая касается социальной политики государства. Я не могу сказать, что нашел там что-то новое или что-то прогрессивно иное — традиционное абсолютно позитивное отношение к тому, что происходило в социальной сфере за три последних года. С моей точки зрения, это абсолютно необъективная оценка и не является реальной оценкой состояния социальной сферы. Что касается каких-то системных подходов или изменений в разных направлениях социальной политики: относительно ли политики занятости, или вопросов проблемы пенсионной системы, проблемы изменения системы социального страхования, то я их в этом докладе просто не увидел. Ничего нового, все то, что переписывается из года в год, и все то, что из года в год не выполняется. Более того, есть вещи, которые уже сегодня декларируются одни, а делаются абсолютно обратные. Это, в частности, касается системы социального страхования, которая фактически последними указами Президента полностью разваливается. Вместе с тем в послании Президента речь идет о ее большей независимости от государственной системы».

По мнению политолога Константина Матвиенко, мы в очередной раз увидели формальный документ.

«В 2011 г. послание Президента называлось «Модернизация страны», в 2012 г. — «Социально-экономическое положение страны» и сегодня, фактически, в нем говорится о том же, — отмечает Матвиенко. — Никаких серьезных политических новаций мы там не видим, например, идея выборов по партийным спискам не новая и вообще вырывается из контекста партийно-политического представительства. Кроме того, в послании указано, что якобы Украина пережила «стратегическую паузу» в отношениях с ЕС. Хотя пауза все еще продолжается. Хуже всего, что в послании не говорится об угрозах, которые встают перед Украиной. Такое впечатление, что наше государство живет в розовых очках и думает, что все вокруг очень хорошо. Насколько я могу оценивать, этот документ носит сугубо формальный характер и, как и два предыдущих послания, не представляет собой какого-то стратегического виденья развития страны. Поэтому особого интереса он не вызывает».


 

Выдержки из ежегодного послания Президента Украины Виктора ЯНУКОВИЧА к Верховной Раде «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2013 году» (president.gov.ua):

♦ В этом году необходимо ускорить структурные реформы в национальной экономике и одновременно найти ответ на новые вызовы, вызванные глобальным экономическим кризисом. Ближайший период станет значительным испытанием для Украины, важным тестом политики реформ и развития;

♦ На повестке дня — дальнейшее реформирование системы государственного управления, переход к модели государства, ориентированного на обслуживание потребностей граждан. В каждом городе, районе должен быть современный центр по предоставлению административных услуг. В каждом из них должен предоставляться гарантированный перечень услуг, наиболее затребованных гражданами и бизнесом;

♦ Для усовершенствования избирательной системы и избирательных процедур необходимо рассмотреть целесообразность таких мер: переход к голосованию по партийным спискам с преференциями, введение дополнительных критериев определения границ территориальных избирательных округов... предоставление приоритетного права формирования персонального состава избирательных комиссий именно политическим партиям, формирующим свои фракции в Верховной Раде текущего созыва... установление граничных ограничений расходов на избирательную кампанию политических партий и кандидатов в народные депутаты Украины;

♦ В дальнейшей работе над обновлением Конституции Украины следует рассмотреть возможность уточнения положений разделов 3 «Выборы. Референдум» и 4 «Верховная Рада Украины». В частности, предусмотреть, что народная законодательная инициатива реализуется путем внесения постатейно разработанного законопроекта на рассмотрение Верховной Рады или всеукраинского референдума;

♦ Необходимо разработать, уточнить или скорректировать стратегии развития ведущих отраслей оборонной промышленности до 2025 года, в частности: ракетно-космической, авиационной, судостроительной и радиоэлектронной с ориентацией на инновационное развитие всей страны;

♦ Мы ожидаем, что следующий саммит инициативы «Восточное партнерство» в Вильнюсе осенью в 2013 г. принесет существенные практические результаты для развития отношений Украины и Европейского Союза, прежде всего в вопросе заключения Соглашения об ассоциации;

♦ Это международное соглашение по своему содержанию не имеет аналогов среди подобных соглашений, заключенных Евросоюзом с другими государствами. Основная ценность этого Соглашения заключается в том, что документ является ориентиром во внедрении всеобъемлющих внутренних преобразований в Украине;

♦ Выбрав европейское направление развития как главное, Украинское государство не снижает внимания к евразийскому направлению как важной сфере национальных интересов. Не секрет, что поиск Украины собственного видения и подходов к сотрудничеству с Таможенным союзом Российской Федерации, Беларуси и Казахстана не всегда находит должную поддержку у партнеров. Вместе с тем вопрос участия Украины в Евразийском интеграционном проекте должен решаться с учетом обязательств нашего государства согласно Протоколу о вступлении в ВТО и проекту Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом;

♦ Украина и Россия являются независимыми субъектами международного права, ведущими государствами постсоветского пространства, от взаимопонимания и партнерских отношений между которыми зависит стабильность не только в регионе, но и на континенте в целом. Российская Федерация является стратегическим партнером Украины, с которым наша страна углубляет сотрудничество во всех плоскостях международной жизни. Отношения с РФ являются приоритетным направлением внешней политики Украинского государства;

♦ Одним из первоочередных вопросов для Украины является функционирование действенных механизмов контроля со стороны украинского государства за оперативной деятельностью ЧФ РФ, поскольку его пребывание в Украине было и остается фактором, значение которого выходит за пределы двустороннего формата.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать