Не всякий человек способен быть у власти, а лишь такой, что по природе своей стремится к правде и справедливости.
Станислав Ореховский-Роксолан, украинский писатель, оратор, публицист, философ, историк, полемист, гуманист эпохи Возрождения

«Не бояться правды»

Наследие Джеймса Мейса — не формальная дань исследователю прошлого, а вопиющая необходимость помнить и учиться
22 ноября, 2018 - 19:35

Гибридная война России против Украины одним из видов оружия использует гибридное слово. В том числе через «гибридных» журналистов, которые часто за псевдообъективностью прячут арсенал манипуляций. Противодействовать таким коварным атакам можно только правдой и последовательной принципиальностью без впадения в экстаз радикальной однобокости. Таким был Джеймс Мейс, который в газете «День» проявил свою преданность Украине. Именно в «Дне» он смог воплотить основные постулаты своего виденья исторической правды на фоне трагедии украинского народа.

Уже в десятый раз в стенах редакции «Дня» вручается премия имени Джеймса Мейса в дни памяти Голодомора. Эта премия была основана главным редактором газеты «День» Ларисой Ившиной в знак памяти великого журналиста, который каждой строкой своих текстов напоминал украинцам о том, чего нельзя забывать. Ведь забыть в нашем случае — значит открыть врагу двери, впустить его к искажению собственной истории, достижений, национальной идентичности, а следовательно, опять обречься на беду. 2014-й год доказал нам, что историческая амнезия приводит к тысячам смертей и потере территорий. Мейс не дожил до трагедии 2014-го. Но он делал все, чтобы мы помнили о трагедии 1933-го — прологе к будущим испытаниям. Если бы украинцы и власть своевременно обращались к наследию Мейса вычеканенного на колонках «Дня» и в книгах, то, возможно, нам бы не пришлось видеть регулярных сводок о потерях на фронте...

Нынешний лауреат премии имени Джеймса Мейса крымчанка Лариса Волошина ежедневно доказывает своими публикациями принципиальность собственной позиции. Во время войны это означает сопротивление злу.

На торжественном мероприятии вручения премии в среду традиционно имели возможность выразить свои впечатления лауреаты прошлых лет. Их рефлексии в целом сводилось именно к этой сверхважной черте лауреата — умению защищать свою позицию, которая полностью тождественна с национальными интересами. Таким был и Джеймс Мейс, взгляд которого в редакции «Дня» всегда сопровождает журналистов.

ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ СПРАВЕДЛИВОСТИ

— Газета «День» уже в десятый раз проводит церемонию награждения лауреата Премии Джеймса Мейса в мемориальную неделю, когда страна вспоминает, думает, молится, помнит. И Джеймс Мейс сделал очень много, чтобы это стало общенациональным большим и духовным событием. Премию Джеймса Мейса я задумывала для того, чтобы правда, которую он защищал, жила и пришла в украинское общество навечно, став частью нашего самовосприявия, — начала церемонию награждения главный редактор газеты «День» Лариса Ившина. — Когда меня спрашивают о критериях премии, то в первую очередь говорю, что гражданская позиция — это не только материал написать. Потому что бывает так, что когда касается дела, то становится заметным расхождение. А мне кажется, что очень важна целостность: то, как люди живут, что пишут и как вообще поступают в жизни. Эта премия не имеет характера посмертной апологетики. Мы, кто знал Мейса, его уважали при жизни и хотим поделиться этой историей с людьми, которые его не знали. Потому что это действительно большое человеческое достоинство.

Бывает, говорят, что Мейс заинтересовался Украиной, потому что он индеец. А индейцы в Америке еще до сих пор страдают (в их представлении), и потому он так к Украине отнесся. Это еще раз подтверждает, что тема Голодомора и образ Джеймса требуют  культуры, подготовки высокого уровня и понимания, что не только эта составляющая (возможно, это меньше всего) повлияла на выбор его позиции в университетах, где было засилье русофилов, советологов, которые и до сих пор морочат там всем головы; его выбор Украины — как философский камень справедливости.

Для большинства украинцев не было найдено того языка, не было ничего донесено о Голодоморе. Потому что в действительности не все могут так это воспринять и видеть, как в тяжелых фильмах, которые потом появились. Нужно вспоминать Владимира Маняка, Лидию Коваленко. Нужно помнить о Василии Барке, Иване Багряном. Если выучить степень известности этих имен, то окажется, что политика памяти, национальное сознание и идентичность у нас абсолютно несистемно и разорвано подаются. Общество не имеет целостной картины и причинно-следственных связей. Поэтому ответственность, осмысление — это потребность нынешней качественной журналистики, мыслящих людей, публичных интеллектуалов, чтобы мы стали на свои крепкие ноги и не сворачивали с пути. Нам нужно очень хорошо учить свою историю и очень вдумчиво. Не для зачета. А если для зачета — то большого, исторического.

«ПЕРВЫЙ ФОНАРИК УКРАИНСКОЙ ПОТУГИ, УКРАИНСКОГО МОРЯ — СВЕЧУ — ЗАЖЕГ ДЖЕЙМС МЕЙС»

— Я хотела бы поблагодарить за Премию, для меня это большая честь. Учитывая предыдущих лауреатов, это действительно самое лучшее, что есть в украинской публицистике, — поделилась Лариса ВОЛОШИНА, журналистка, автор «Дня», лауреат премии 2018 года. — Джеймс Мейс говорил, что Голодомор был геноцидом, что советская коммунистическая власть с помощью таких методов разрушила украинцев, лишила их почвы для самоидентичности. А самоидентичность — это именно то, за что стоило бороться в Крыму. Это то, за что нужно бороться сейчас. Именно за самоидентичность, за бескомпромиссность к врагу, к собственной истории. Здесь не может быть полутонов. И именно это я считаю задачей украинских интеллектуалов — исследовать эту тему и помогать украинцам возвращаться к своей собственной национальной идентичности.

И еще сегодня, это тоже очень символично, — годовщина выступления на Майдане. А моим наибольшим впечатлением от Майдана были фонарики в темноте во время выступления Вакарчука. Он обратил внимание на это, сказав, что происходит какая-то магия. Помню, что оглянулась — и увидела темноту, в которой были тысячи, десятки тысяч фонариков. И я считаю, что первый фонарик этой украинской потуги, украинского моря — свечу — зажег Джеймс Мейс. Вот потому для меня то, что сейчас  происходит, — это все магия украинского возрождения. И я очень благодарна всем причастным к этой премии, издание такой мощной площадки как газета «День», потому что мы можем годами говорить и приобщаться к тому, чтобы этих украинских фонариков в темноте становилось все больше и больше».

«БЕЗУПРЕЧНО МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ В ЗАЩИТУ УКРАИНЫ»

Юрий ЩЕРБАК, глава Наблюдательного совета по присуждению премии имени Джеймса Мейса:

— Я много читал публикаций Ларисы Волошиной и хочу сказать, что это безукоризненно морально-политическая позиция в защиту Украины, украинских ценностей. Она очень метко сказала, что вымогание мира сегодня (любой ценой) — это в действительности диверсия, которая напоминает мне диверсию большевиков в 1917 году, которые вывели Россию из ІІ мировой, предав союзников. Они кричали «прекращайте войну», а затем навязали стране более страшную и более кровавую войну.

«НУЖНО ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ИЛЛЮЗИЙ И ПИСАТЬ, ПРОВОЗГЛАШАТЬ ПРАВДУ»

Игорь СЮНДЮКОВ, редактор «История и Я», лауреат премии 2010 года:

— Я хочу поблагодарить пани Ларису за две вещи. Во-первых, что ее, по моему мнению, выделяет среди наших выдающихся журналистов — это стремление (и почти всегда ей это блестяще удается) называть вещи своими именами. Это то, о чем написал И. Лосев: сейчас в эпоху турбулентности, когда ветер качает наш корабль, обязательно нужно избавиться от иллюзий и писать, провозглашать правду. Распространенное в настоящее время стремление «смазывать» правду и заменять ее, особенно в нынешних условиях, когда все становится очень жестко, не доведет до добра. Благодарю, что противостоите этой тенденции и преодолеваете ее.

Кроме того, у меня для вас есть особенная благодарность. Припоминаете, прошлой зимой мы вступили в дружественный обмен мнениями относительно Голодомора. Дело в том, что то, что вы написали — абсолютная правда. Джеймс Мейс нас учил не бояться даже страшной, нестерпимой правды. Да, Голодомор стал возможным лишь в результате оккупации Украины большевистской власти. Но в этом еще не вся правда. Голодомор также стал возможным благодаря тем украинцам, которые ходили по дворам в селах и забирали последнее. Это делали активисты, комсомольцы, представители спецслужб и так далее. Когда мы это тоже примем во внимание, то увидим всю широту страшной правды. И в результате, осветим эту проблему во всей полноте.

«КАЧЕСТВЕННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА — ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПРЕОДОЛЕТЬ НЕДОСТАТКИ ГОСУДАРСТВА»

Владимир БОЙКО, историк, автор «Дня», лауреат премии 2013 года:

— В публицистике Лариса Волошина много внимания уделяет государству. О государстве писать всегда сложно, тем более,  украинском, есть множество недостатков. Наверное, это те недостатки, о которых писал еще Джеймс Мейс. Это абсолютно не снимает ответственность с тех, кто  причастен, но понятно, что эти недостатки — очень глубокие и плохо лечатся. Однако это нужно делать, и для этого нужны очень крепкие лекарства. Качественная публицистика — один из способов это сделать. В то же время у Ларисы Волошиной есть красная линия между критикой недостатков и государства как такового. Джеймс Мейс, мне кажется, тоже очень хорошо эту красную линию видел. И этого очень недостает именно сейчас.

Относительно причинно-следственных вещей, то есть вещи абсолютно неявные для большого количества людей. Их понимает и видит лишь тот, кто с этим близко имел дело. Не менее важным является умение это показать, что у Ларисы Волошиной блестяще получается. Также создается впечатление, что и об источнике власти, народе, она пишет критически. А  такое есть правило, кажется, в политике, что политик никогда не будет говорить ничего плохого об избирателе, но если все же начинает, то это свидетельствует, что человек — искренний, хочет донести мысли, а не просто быть популярным.

«КОГДА ЗА СЛОВОМ СТОИТ БРОНЯ ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ»

Валентин ТОРБА, веб-редактор газеты «День», автор книги «Я — свідок», фильма «Луганськ. Окупація», лауреат премии 2014 года:

— У нас с Ларисой Волошиной, в какой-то мере, подобная история. Но в ситуации, когда оставляешь родной дом, все равно находится отрада. Моральная компенсация, которую можно найти только в среде друзей, не просто знакомых, а людей, которые дарят понимание.

Хочу сказать, что награждение премией сегодня смотрят и в Крыму, и в Авдеевке, по всем нашим фронтам. Благодарю Ларису Волошину за принципиальность, потому что это очень важно. Война как раз и показала, что когда за словом стоит броня принципиальности, по-видимому, потому и мы здесь находимся, и свеча горит.

«МНОГИЕ ЖДУТ, КОГДА ЛАРИСА ВОЛОШИНА ВЫСКАЖЕТСЯ ПО КАКОЙ-ТО АКТУАЛЬНОЙ ТЕМЕ — СВЕРЯЮТ, ТАК СКАЗАТЬ, ЧАСЫ»

Наталья ИЩЕНКО, журналистка, автор «Дня», лауреат премии 2017 года:

— Думаю, ни у кого нет вопросов, почему именно такой выбор — мы это прекрасно знаем, читая тексты или просматривая программы Ларисы Волошиной. Я думаю, что многие ждут, когда Лариса выскажется по какой-то актуальной теме — сверяют, так сказать, часы.

Недавно я принимала участие в дискуссии, в которой тоже принимал участие представитель России. Сначала все было прогнозировано. А затем ведущая, представительница немецкой журналистики, задала вопрос: «Почему Украина сейчас очень активно продвигает украинский язык. Зачем? Она же отталкивает русскоязычных украинцев». И когда я взяла слово, то сказала: «Нужно понимать, что Украина является постгеноцидным и постколониальным государством, и она в сейчас находится в процессе возрождения, становления. Она возвращается к себе, возобновляет свою идентичность. Не агрессивно продвигает и захватывает какие-то другие территории, а просто возрождает себя». Это был настоящий взрыв. Российский гость был шокирован, он эти слова «геноцид», «колония», как я поняла, впервые слышал. Уже потом он намекал, что это исторические мифы, которые мы должны преодолеть. Джеймс Мейс поднял этот пласт истории Украины, и с этим еще работать и работать, причем не только, ориентируясь на Россию, а с нашими людьми здесь.


«Джеймс Мейс прорвал блокаду молчания о Голодоморе в Украине»

В Острожской академии открылась интерактивная выставка ко дню памяти жертв Голодоморов

По инициативе проректора по учебно-воспитательной работе Русланы Каламаж коллектива Музея истории Острожской академии и Института исследования украинской диаспоры в университете открылась выставка, посвященная трагическим событиям Голодоморов в Украине. Она имеет интерактивный характер и условно разделена на несколько блоков, в частности там представлены подборка художественной литературы на тематику Голодомора, сборники документов, статистическая информация об этих трагических событиях. Также студенты имели возможность увидеть инсталляцию с символикой Голодомора и посмотреть художественные фильмы, которые транслировались на протяжении дня.

ФОТО ЛЕСИ КАСИЯНЕНКО

Особенное место на выставке отведено изданиям из серии «Библиотека газеты «День», в частности, это книги «Ваші мертві вибрали мене...» Джеймса Мейса, «День і вічність Джеймса Мейса» и работа Станислава Кульчицкого «Почему он нас уничтожал? Сталин и украинский голодомор». Также в экспозиции представлены ключевые материалы, опубликованные на страницах «Дня» и на сайте проекта «Украина Incognita».

«Мы должны отдать должное коллективу газеты «День», в частности главному редактору Ларисе Ившиной за важную работу в донесении информации для широкого круга читателей о событиях Голодомора. Благодаря сильной публицистике Джеймса Мейса мы можем глубже понять предпосылки, ход и последствия этих ужасных событий для Украины. Так метко, сжато и красноречиво о Голодоморе из публицистов не писал, видимо, никто. Поэтому эти книги — неотъемлемая составляющая сохранения нашей исторической памяти, которая сверхважна для постгеноцидного украинского общества», — отметила Руслана Каламаж.

Книги Джеймса Мейса уже давно стали учебниками для студентов-историков, политологов, международников и журналистов. Они их используют в подготовке к семинарским занятиям, конференциям, написании научных работ на тематику Голодомора и тому подобное.

«Джеймс Мейс — один из первых западных историков, который начал писать правду о настоящих причинах Голодомора как геноцида украинского народа. На должности исполнительного директора комиссии исследователей при Конгрессе США по Голодомору 1932—1933 годов в Украине Джеймс Мейс своим подвижническим трудом прорвал блокаду молчания СССР относительно Голодомора. Он использовал неопровержимые доказательства преступления сталинского режима против украинцев, которые оказывали сопротивление советской власти. Поэтому и наши студенты, и преподаватели широко используют его труды в своих исследованиях», — поделился доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории имени М. П. Ковальского Национального университета «Острожская академия» Владимир ТРОФИМОВИЧ.

Алексей КОСТЮЧЕНКО, Острог

Валентин ТОРБА, «День», Мария Чадюк. Фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ