Беспорядок не создает порядке. Если глаз зодчего - хаос, здание будет Вавилонской башней.
Виктор Гюго, французский писатель

«АРХИГУМ»: 20 лет смеха

21 марта, 2003 - 00:00

Традиционно, 1 апреля, в Доме архитектора стартует выставка карикатуры киевского клуба «Архигум», под крышей которого собрались лучшие художники- сатирики. В этом году «Архигуму» исполнится 20 лет. Этот юбилей будет особым. Соберутся все, кто в течение двух десятилетий был причастен к клубу, а их работы можно увидеть не только на стенах, но и в специальном альбоме «Архигум: 1983 — 2003».

Когда я впервые — и случайно — попал на выставку «Архигума», то просто… остолбенел. Шок, взрыв, артефакт! Целая обойма убийственно-тонких, а иногда — шизоидно-раскрепощенных памфлетов «срывала крышу». А это был 1985 год. «Гласность—перестройка» только начиналась, и весь андеграунд еще сидел в подвалах. А тут — в официальном Доме архитектора официально разрешен «черный юмор» и всякая антисоветчина. Кудин, Казанский, Кособукин и Казаневский казались мне великанами-титанами. Это они «прострелили» мое сознание такой силы элекротоком, что дальнейшее существование я уже не представлял без «Архигума». А таки в 80-х это был клуб посвященных, интеллектуальная альтернатива официальному юмору «Перца». Сначала были ежемесячные посиделки клубистов-карикатуристов в том же Доме архитектора, а ежегодные апрельские вернисажи вызвали настоящий ажиотаж. Масс-медиа ломились на «Архигум» как на каких-то рок-звезд. И действительно, «архигумовцы» были «звездами», то есть — лучшими. Такими их часто признавали на международных конкурсах карикатуры. Как бы играя, наши брали там первые призы, гран- при et cetera. А дома… Дома рисунки «архигумовцев» разбегались по газетам-журналам, ездили по- передвижницки по различным сяким-таким Домам культуры и выставочным залам — и не только в столице. Популярный День искусств на Андреевском спуске в первые годы был Событием. Частичка этого События — вернисажи «Архигума» на конечной стометровке спуска. Хорошо помню Юру Головченко, который не успевал рисовать «кота на трубе» — потому что расхватывали… Витю Кудина, который выдавал десятки блестящих шаржей- экспромтов, Сергея Алеева с его галереей шаржей- скульптур на выдающихся людей эпохи, Толю Казанского, с его фантасмагорическими перфоменсами будто бы из… ничего. И конечно же — привкус кофе с коньяком из термоса, который приносила жена Жени Григорьева. Все чувствовали себя шахтерами. Все рубили бетонную стену большого совкового каземата. Рубили, чтобы выбраться на свежий воздух. Оазисом свободы для всех нас тогда был «Архигум». Ведь смешить — это гуманно. Пусть живет Архигуманность с Перцем! А он — Перец — таки крепкий у «Архигума».

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ