Чтобы любить - надо знать, а чтобы проникнуть в такую тонкую и необъятную, величественную и многогранную вещь, как язык, надо его любить.
Василий Сухомлинский, украинский педагог, публицист, писатель, поэт

Авиационные бренды Федора Муравченко

К 90-летию со дня рождения Героя Украины
14 марта, 2019 - 15:53
ВЕРТОЛЕТ МСБ-2 «НАДІЯ»

18 марта 2019 года исполняется 90 лет со дня рождения известного советского и украинского ученого, члена-корреспондента Национальной академии наук Украины, доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники Украины, лауреата государственных премий СССР и Украины, Героя Украины, Генерального конструктора.

Федор Михайлович Муравченко, будущий создатель двигателя для крупнейшего в мире вертолета МИ-26, был направлен в 1954 году после окончания Харьковского авиационного института в Запорожское ОКБ (опытно конструкторское бюро) авиационного двигателестроения.

Нужно сказать, что после окончания войны, в 1945 году,  правительством СССР было принято решение создать конструкторское бюро авиационных двигателей в Запорожье под руководством Александра Георгиевича Ивченко.

Важным успехом ОКБ была разработка в 1947 году первого в мире поршневого двигателя воздушного охлаждения, специально предназначенного для вертолетов. Двигателю присваивается индекс «АИ» (Александр Ивченко) — АИ-26.

За создание вертолетного двигателя АИ-26 для вертолета Ми-1 (конструкции М. Миля) запорожским конструкторам А. Ивченко, А. Анашкину, В. Лотареву была присуждена Государственная премия СССР.

ОТ ВЕЛИКАНА ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ВЕРТОЛЕТА МИ-26 К САМОЛЕТАМ «РУСЛАН» И «МРИЯ»

Более десятилетия Ф.М. Муравченко проработал под руководством А. Ивченко, перенимая знания и накапливая опыт, став талантливым конструктором и организатором.

В начале 70-х годов, непосредственно занимаясь вопросами разработки, доводки и внедрения в серийное производство первого советского двигателя Д-36 с высокой степенью двухконтурности для самолета Як-42, заместитель главного конструктора Ф. Муравченко выдвинул идею создания на его базе  вертолетного газотурбинного двигателя. Эта идея была воплощена в жизнь. В 1979 году был создан турбовальный двигатель Д-136 для вертолета Ми-26, не имеющего, и на сегодняшний день, аналогов в мире по грузоподъёмности.

За трудовую деятельность в области авиационной техники в 1984 году создатели вертолета Ми-26, в числе которых и Федор Муравченко, получили Государственную премию СССР. Под его руководством двигатель Д-18Т, устанавливаемый на самолет Ан-124 «Руслан» и на самый большой и грузоподъёмный самолёт в мире — Ан-225 «Мрия», получил международный Сертификат, что обеспечило успешную эксплуатацию этих самолетов по выполнению воздушных грузоперевозок на международных авиалиниях.

ТРУДНЫЕ ДЕВЯНОСТЫЕ

Особенно тяжёлым было начало 90-х годов. На этом этапе происходила определенная психологическая перестройка, связанная с выбором новой хозяйственной стратегии. Ведь доходило до того, что некоторые политики признавали нежелательным развитие авиастроения вообще и предпринимали попытки переориентировать КБ на разработку товаров народного потребления.

Конечно, адаптация к новым условиям хозяйствования проходила непросто. За этот период численность работающих в предприятии сократилась на 2 тысячи человек, однако объем и качество работ не снизилось. Это произошло благодаря своевременному переходу на новые технологии разработок, основанные на применении новейшей компьютерной техники.

ВИНТОКРЫЛ КА-22

В 2004 году президент НАН Украины Борис Патон написал в газете «Правда Украины»: «Недавно я был в Запорожье и посетил конструкторское бюро «Прогресс». Я имел возможность еще раз убедиться в том, что это — действительно научное учреждение, которое стоит на самом переднем краю современной науки и техники. Федор Михайлович с гордостью показывал мне суперсовременное оборудование, одна единица которого стоит миллион долларов, а то и больше. И это всё не государство ему дало. Новые станки и оборудование он покупает исключительно за деньги, заработанные коллективом. Может, потому и имеют сверхвысокое качество его двигатели, которые используются в самых современных самолетах».

Двигатель Д-136, у истоков разработки которого стоял Федор Михайлович Муравченко, сегодня находит свое продолжение в новых модификациях для тяжелых транспортных вертолетов большой грузоподъемности.

Будучи талантливым организатором, в должности генерального конструктора, Ф. М. Муравченко воплотил в жизнь ряд новых проектов: поколение новых двигателей семейства Д-436 (6 модификаций) для пассажирских самолетов Ту-334, Ан-148, Ан-158, самолета-амфибии Бе-200; и транспортного Ан-178; турбореактивные двигатели АИ-222-25 для учебно-тренировочных самолетов Як-130, L-15A  и первый в Украине турбореактивный двигатель с форсажной камерой сгорания  АИ-322Ф для учебно-боевого самолета L-15В; турбовинтовой двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1 для самолетов Ан-140; первый в мировой практике винтовентиляторный двигатель Д-27 для самолета Ан-70.

ИРКУТСКАЯ КАТАСТРОФА

Трагическим для деятельности генерального конструктора Ф.М. Муравченко было 6 декабря 1997 года, когда самолет Ан-124 «Руслан» сразу же после взлета с Иркутского аэродрома рухнул на четырехэтажный дом. Госкомиссия Вооруженных Сил Российской Федерации пришла к выводу, что главной причиной катастрофы являются конструктивные недостатки украинских двигателей Д-18Т. Эту версию, к сожалению, сразу же подхватили многие высокопоставленные руководители и СМИ.

Фёдор Михайлович, не привыкший перекладывать ответственность на других, очень тяжело переживал произошедшую авиакатастрофу — погибли люди. Муравченко был потрясён случившимся. Но не раздавлен. За 44 года своей практики генеральный конструктор не помнил случая, чтобы сразу же несколько двигателей выключались по техническим причинам. Интуиция подсказывала: причины авиакатастрофы в ином...

В результате многомесячных суровых испытаний, проводимых безо всяких выходных, нередко в круглосуточном режиме, был основательно «потрепан» (и впоследствии списан) новенький Д-18Т, предназначенный для продажи и имевший конкретного покупателя. И обошлись эти эксперименты в весьма кругленькую сумму — порядка нескольких миллионов долларов США.

Таким образом, было доказано, что «иркутская трагедия» не связана с конструктивными недостатками двигателей.

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ИВЧЕНКО» В СОСТАВЕ АО «МОТОР СИЧ» И ГП «ИВЧЕНКО-ПРОГРЕСС»

Объединившись в 2003 году под одно крыло корпорации НПО «Ивченко» под руководством д.т.н. Игоря Кравченко ГП «ИВЧЕНКО-ПРОГРЕСС» и д.т.н., профессора, Героя Украины Вячеслава Богуслаева АО «МОТОР СИЧ» успешно работают на мировом авиационном рынке, совместно создавая и предлагая продукцию наивысшего качества.

В конце 2009 года был разработан последний двигатель с участием Федора Михайловича Муравченко турбовальный АИ-450М для легких многоцелевых вертолётов со взлетным весом 1500...4000 кг и ремоторизации Ми-2.

Первый полет вертолета Ми-2М с двигателем АИ-450М состоялся 10 сентября 2012 г. В апреле 2015 года получен Сертификат типа на семейство двигателей АИ-450.  16 апреля 2018 года совершил первый полет вертолет МСБ-2 «Надія» с двигателями АИ-450М-Б. Вертолет разработан в АО «МОТОР СИЧ» под руководством Генерального конструктора В.А. Богуслаева.

Тесное сотрудничество АО «МОТОР СИЧ» и ГП «ИВЧЕНКО-ПРОГРЕСС» в течение многих лет ведет оба предприятия к успехам в мировом авиадвигателестроении и только благодаря им Украина удерживается в шестерке государств, которые имеют собственное авиадвигателестроение.

Ф.М. Муравченко оставил наследие — многотысячный коллектив конструкторов, исследователей и производственников, способных решать уникальные задачи по созданию самой совершенной авиационной техники. Известный конструктор, ученый, руководитель, Ф.М. Муравченко оставил яркий след в истории авиадвигателестроения не только в странах СНГ, но и во всем авиационном мире.

ВО ИМЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Вызывает громадное уважение поистине трепетное отношение Ф.М. Муравченко к памяти основателя «Прогресса» Александра Ивченко. Так получилось, что имя А.Г. Ивченко после смерти долгое время находилось в тени. И вот в 1994 году на авансцене человечества вновь появилось это имя, постановлением Кабинета Министров Украины ЗМКБ «Прогресс» было переименовано в ЗМКБ «Ивченко-прогресс» и второе наименование ЗМКБ «Прогресс» им. академика А.Г. Ивченко. Ф.М. Муравченко руководствовался двумя мотивациями: чувством памяти и благодарности основателю предприятия и прагматическим желанием использовать известную в мире с пятидесятых годов марку двигателей «АИ», а с переходом в рыночную экономику в 90-х известные в мире бренды имели большие конкурентные преимущества.

Конечно, это практически второе рождение имени моего отца дало импульс к нашей совместной деятельности по популяризации ГП «ИВЧЕНКО-ПРОГРЕСС». При поддержке Фёдора Михайловича и предприятия наша семья Ивченко-Задорожных приняла участие в финансировании памятников Александру Георгиевичу в городах Запорожье и Токмак (на его малой родине), открыли 6 мемориальных досок в городах Запорожье, Токмак и Харьков. В Харьковском авиационно-космическом университете (ХАИ) возникла совместная мемориальная доска авиаконструктору Олегу Антонову, под руководством которого я прошла свою инженерно-конструкторскую миссию, и Александру Ивченко, выпущены 4 книги на украинском, английском и русском языках.

Благодаря титаническим усилиям генеральных конструкторов А.Г. Ивченко, В.А. Лотарева и Ф.М. Муравченко бренд «Ивченко-Прогресс» известен всему миру.

Наталья ИВЧЕНКО
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ