Нас послали только предсказывать воскресение мертвых и будить сонных. Это наше дело.
Пантелеймон Кулиш, украинский писатель и общественный деятель

Демонтаж лицемерия,

или Почему нас нельзя победить
12 марта, 1996 - 18:46

Сегодня вся Украина стала свидетелем формирования и становления нового публичного пространства вокруг гражданской инициативы. Как ни удивительно это осознавать, — инициативы, которая принадлежит нынешним и бывшим студентам Донецкого национального университета. Неожиданной причиной этого стал Василь Стус — правозащитник и поэт, переводчик и литературовед. Одного только его имени хватило для того, чтобы начать общеукраинскую дискуссию по теме присвоения учебному заведению имени Героя Украины. Несмотря на все попытки политиков из различных лагерей приватизировать или скомпрометировать эту идею она уже победила в душах многих, кто убежденно поставил свою подпись под обращением к министру образования и науки Украины, которое размещено в газете «День» (www.day.kiev.ua) и на сайте «Інша література» (www.inlit.com.ua) или среди студенческой аудитории. Мы попробуем дать короткий анализ событий, произошедших в Донецке, с точки зрения становления нового типа гражданского неформального действия, которое заставило привлечь внимание чиновников и литераторов, студентов и преподавателей и продолжает обретать новых сторонников.

После всплеска активности шахтерских профсоюзов Донбасса в конце 80-х — в начале 90-х годов, которые были одной из наиболее активных движущих сил становления независимой Украины, создавалось впечатление, что этот уровень социальной активности будет сохранен и далее. Однако после использования массовой неудовлетворенности шахтеров для приведения к власти одного из премьер-министров и массовой приватизации шахт, это движение практически прекратилось. Многочисленные культурные, просветительские и исторические общества и организации заявляли о своем создании на территории Донецкой области, проводили мероприятия, организовывали чтения и публичные библиотеки по украинской литературе, неизвестной читателям Советской Украины. Пространство эйфории и надежд было огромным. Однако со временем большинство организаций перешли на довольно медленные обороты работы, сужая свою аудиторию и делегируя своих лучших представителей в местную и общеукраинскую власти, профессорские кафедры и тому подобное. Произошла определенная формализация пространства не только организационных форм работы, но и самого восприятия собственной миссии. Часть организаций осталась на бумаге, а часть перешла в стадию функционирования «традиционных» организаций, которые уже не играют важной роли в общественной жизни, однако присутствуют при ритуальных митингах и торжествах, которые проводит местная и областная власти.

Прошло восемнадцать лет с момента создания независимого государства Украина и именно в этом совершеннолетии начала проявлять себя студенческая молодежь, которая, родившись и проживая в Донецком регионе, поставила своей целью поиск новых украинских культурных смыслов и символов. То, что именно молодежь выступила с предложением присвоения Донецкому национальному университету имени Василя Стуса, говорит о существенно новом уровне сознания. Несмотря на то, что часть организаторов принадлежала к конкретным общественным организациям, это только подчеркнуло тот факт, что это было неформальное общественное сообщество бывших и нынешних студентов Донецкого национального университета. Желание содействовать диалогу по присвоению университету имени Василя Стуса было главной целью этой инициативы. И именно благодаря этой цели, а не бюрократическому подходу, студенческая инициатива получила поддержку академических центров и многих людей доброй воли в Украине. Участие Острожского клуба (www.day.kiev.ua/177943) в нем является признанием актуальности вопроса поиска идентичности не только для студенчества, но и для страны, в которой мы живем.

Можно сказать, что с созданием и действиями инициативы бывших и нынешних студентов Донецкого национального университета по присвоению ему имени Василя Стуса мы наблюдаем за рождением нового субъекта общественного действия, который не только осознал свою независимость от какой-либо политической конъюнктуры, но и осмелился не только думать, но говорить и действовать, не спрашивая ни у кого разрешения. Именно этот факт администрация университета поставила во главу угла, искренне возмущаясь «недемократичностью» действий бывших и нынешних студентов. Недемократичность состоит в отсутствии согласованности действий с администрацией и разрешения на публичные действия, а также в твердом убеждении в собственной правоте. Ректор Донецкого национального университета Владимир Шевченко даже заявил, что организаторы акции только «кричат о демократии, а сами поступают просто по-нацистски».

Но самое главное, что сопровождает инициативу бывших и нынешних студентов Донецкого национального университета, это логика позитивного самовыражения, независимого движения к собственным целям. Именно поэтому студенческая инициатива, после консультаций с Дмитрием Стусом объявила о начале сбора средств на издание второго тома полного собрания произведений Василя Стуса, а в перспективе и всех других книг (о данной инициативе мы сообщим нашим читателям позже).

Больше всего, что испугало местную политическую элиту, которая почти единодушно выступила против присвоения Донецкому национальному университету имени Василия Стуса и инициативы студентов, было появление новой силы, которая, будучи внеполитической, осмелилась вывести свои стремления на общеукраинский уровень и показать необходимость восприятия Донбасса и Восточной Украины не как стерилизованной и гомогенной территории с заранее определенными правилами игры и одинаковым складом мыслей и действий населения, а частью общеукраинского духовного и гуманитарного пространства, которое стремится формировать собственную украинскую культурную и историческую идентичность. Это и является, по меткому выражению польской исследовательницы Оли Гнатюк, «прощанием с империей», расставанием с реликтами советского прошлого, частью которого, несомненно являются, к сожалению, сами политические элиты всей Украины, а не только названия улиц и монументы тоталитарных вождей. Такие процессы можно также обозначить как духовный демонтаж тоталитарного прошлого, его символов и практики.

Не случайным в истории формирования настоящего несоветского общественного движения в СССР стало создание Всесоюзного добровольного историко-просветительского общества «Мемориал», которое поставило своей целью пересмотр событий сталинского прошлого и поиска новой идентичности. Именно с актуализации вопросов общего исторического прошлого и реализации прав и свобод человека начинали свою работу и украинские правозащитные организации, которые, будучи неформальными объединениями, заставили репрессивно-карательную систему СССР бороться с ними как с «инакомыслящими», т.е. с людьми, которых преследовали именно за наличие новых прогрессивных идей.

То, что личность одного из членов Украинской Хельсинской группы — Василя Стуса — стала ведущей для инициативы бывших и нынешних студентов Донецкого национального университета, говорит об актуальности и ныне вопроса о праве на собственный выбор украинской современной идентичности на Востоке Украины и существовании реликтовых анклавов советского сознания как главного антагониста этих процессов.

В определенной степени реакцию администрации Донецкого национального университета, областной и местной власти на инициативу бывших и нынешних студентов можно назвать ужасом советской традиции, которая не узнает себя в зеркале современной и будущей Украины. Это объясняет ту растерянность и дезориентацию, которая была продемонстрирована поспешным проведением общего собрания трудового коллектива Донецкого национального университета и поиском «внешних грозных врагов», которые якобы стоят за организаторами акции. Несмотря на то, что было принято решение о неприсвоении Донецкому национальному университету какого-либо имени на собрании трудового коллектива, была одержана моральная и информационная победа бывших и нынешних студентов, которые стремились присвоить ему имя Василия Стуса. Подтверждением этого является дальнейшее поступление подписей и писем поддержки инициативы бывших и нынешних студентов со всех уголков Украины и мира. То, что в защиту права на собственное мнение и его выражение шести сотен нынешних студентов Донецкого национального университета встало большинство писателей и поэтов современности, ученые и общественные деятели, показывает солидарность стремления к жизни в новой стране, с новыми именами и своими Героями. По меткому выражению одного из организаторов инициативы, «тест на Стуса» пройден, но, к сожалению, не всеми участниками событий.

Эта победа также заключается в том, что у инициативы достаточно мощный потенциал позитивного действия, в то время, как организаторам противодействия студенческой инициативы остается оправдывать собственное поражение наскоро принятым решением общего собрания. Именно из-за отказа от публичного обсуждения в стенах университета и понимания стремлений части студенчества был получен такой результат. Отсутствие гибкости и готовности к диалогу исправляется именно такими неформальными общественными действиями, когда приходится не только признать наличие второй стороны, но и идти на цивилизованное обсуждение.

Показательным моментом стало выступление части классических, формальных общественных организаций города Донецка на стороне администрации университета, областной государственной администрации и областного совета, которое показало четкое отличие между новым гражданским действием и общим, почти корпоративным коллективным мышлением старой генерации, которая объединила свои усилия для борьбы с «инакомыслящим» студенчеством. Невозможно одержать победу над теми, кто убежден в своем стремлении быть собой и готов отказаться от клиентских отношений с какой-либо властью. Прецедент произошел и надо ожидать новых гуманитарных акций и идей, которые придут не с периферии Украины, а из нового украинского Пьемонта — Донецка.

Станислав ФЕДОРЧУК, Донецк
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments