Не мыслям надобно учить, а мыслить.
Иммануил Кант, немецкий философ, писатель, антрополог, физик, библиотекарь, педагог, родоначальник немецкой классической философии

Когда бизнес заказывает специалистов

Реформа в высшем образовании даст возможность вузам конкурировать за инвестиции бизнес-структур
29 апреля, 2014 - 12:18
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

8 апреля в Верховной Раде прошел первое чтение законопроект «О высшем образовании», который поддержали 230 нардепов. По словам Министра образования и науки Сергея Квита, данный закон должен обеспечить украинским вузам автономию в финансовой и организационной деятельности. В частности, они смогут самостоятельно выбирать себе руководителя. «В основе проекта закона «О высшем образовании» — идея университетской автономии, в первую очередь, в академической, организационной и финансовой сферах. Планируется расширение полномочий ученых советов и коллективов университета, в частности, право самостоятельно выбирать ректора, тогда как министерство лишь фиксирует факт выбора», — сказал чиновник.

Также документ предусматривает создание Национального агентства по качеству, которое будет выполнять функции нынешней Высшей аттестационной комиссии, будет независимым учреждением и будет формироваться из представителей университетов разных форм собственности, Национальной академии наук, студентов и организаций-работодателей. В состав Нацагентства должны войти 15 человек: два — от Национальной академии наук, девять — из числа представителей вуза, три — от организаций работодателей и еще один — от студентов. Агентство анализирует качество высшего образования, разрабатывает критерии его оценки, формирует перечень специальностей, занимается аккредитацией специальностей в вузе и проводит экспертизу, на основании которой готовит вывод, давать ли лицензию тому или иному учебному заведению. МОН продолжает утверждать госстандарты, выдавать лицензии вузу, формировать и распределять госзаказы и т. п. Закон увеличивает роль бизнеса в высшем образовании и создает условия для спонсирования вузов и научных исследований за счет грантов.

Предложения в законопроект пообещал внести от Донецкой области глава облгосадминистрации Сергей Тарута. Он отметил, что в настоящее время идет работа над улучшением инвестиционного климата, который даст возможность создать новые рабочие места. «Этим же будет обеспечено трудоустройство выпускников наших вузов. Вот почему важно, чтобы и регион принимал участие в разработке закона «О высшем образовании». Это поможет модернизировать как Донбасс, так и страну в целом», — сказал он.

Разговоры о том, чтобы наладить тесное взаимодействие между работодателями и учебными заведениями, велись давно. Бизнес-структуры, в частности, жаловались на то, что им придется прилагать усилия, чтобы переучить студента, ведь полученные им знания могут отличаться от реальной ситуации на производстве. Причем на это тратятся достаточно большие средства. Владельцы профильных предприятий могут в большей степени финансировать как обучение выпускников, так и научные исследования и создание материальной базы. В таких развитых государствах, как Швейцария, Япония и Германия программы развития и финансирования вузов утверждают не чиновники, а профильные отраслевые гильдии.

«РЕЧЬ ИДЕТ О СМЕНЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА С ЗАКАЗЧИКА И ДИКТАТОРА НА ПОМОЩНИКА, КООРДИНАТОРА И РЕГУЛЯТОРА...»

Как заверяет президент инновационного парка BIONIC Hill, кандидат экономических наук Виктор Галасюк, слишком централизованная система, когда Минобразования в Киеве решает, сколько нужно специалистов в каком регионе и сколько нужно средств каждому вузу, вредна. «Логична система, при которой вузы открыто конкурируют за инвестиции, предоставляя взамен качественные кадры, а не система, при которой ректоры борются за увеличение бюджетных дотаций в обмен на «дутые» отчеты и лояльность», — убежден он. Именно бизнес должен давать заказ на количество специалистов и содержание их учебных планов. Вузы открыто будут конкурировать за инвестиции бизнеса, предоставляя взамен качественные кадры, а не за увеличение бюджетных дотаций. Бизнесу дадут легальные возможности для сотрудничества с вузом в составлении учебных планов, определения количества студентов конкретных специальностей, предоставления помощи оборудованием и персональных доплат преподавателям.

Впрочем, как отмечает Галасюк, следует сохранить и гибкость, ведь бизнесу сложно планировать на многие годы вперед. «Речь идет о смене роли государства с заказчика и диктатора на помощника, координатора и регулятора. Ведь бизнесу в нашей стране, во всяком случае, пока, сложно планировать на многие годы вперед. Предприниматели часто не видят стратегических направлений развития страны и межотраслевых балансов. Государство, с одной стороны, должно максимально объединить образование с наукой и открыть их для взаимодействия с бизнесом, в частности с международным. Но с другой стороны — оставить за собой жесткую позицию в определении отраслевых приоритетов и точек роста. Мы обязаны сосредоточить усилия на отраслях с высокой добавленной стоимостью, создать фискальные, организационные и другие стимулы для развития бизнеса в сфере высоких технологий. Сырьевые и интеллектуальные отрасли не могут и не должны конкурировать на равных», — заверяет эксперт.

ЭТО ДОЛЖНО ПОМОЧЬ ВУЗАМ СТАТЬ НАУЧНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ ПЕРЕДОВЫХ ЗНАНИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ

Согласно новому закону, вузы смогут самостоятельно разрабатывать и внедрять образовательные, научные программы, открывать специализации без согласования с МОН. Они получат право распоряжаться своими внебюджетными фондами, открывать текущие или депозитные счета в банках — в настоящее время все расчеты проходят через казначейство. Национальные университеты будут иметь дополнительные полномочия. Например, право получать на приоритетных основаниях госфинансирование, перераспределять бюджетные места в рамках одной области знаний (но не более чем 5% от общего числа бюджетных мест). А университеты со статусом исследовательских могут открывать на своей базе научные парки, предприятия, бизнес-инкубаторы.

Все это должно помочь вузам стать научными учреждениями, производителями передовых знаний и технологий. Без этого Украина так и будет оставаться страной с сырьевой экономикой, где задействован огромный человеческий, материальный и финансовый ресурс, но делается мало. Ожидается, что позитивные результаты образовательной реформы станут заметны уже через несколько лет.

Андрей МУРАВСКИЙ
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments