Свобода не может быть частичной.
Нельсон Мандела, южноафриканский государственный и политический деятель

Лечиться дистанционно

Как на Винничине внедряют телемедицинские услуги
8 декабря, 2017 - 11:36

Уже больше года на базе Винницкого областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф действует консультативный телеметрический центр, специалисты которого консультируют врачей из районов, особенно при возникновении трудностей в интерпретации ЭКГ. Сейчас специалисты центра работают над созданием единой облачной системы, которая объединит «Скорые» и все медицинские заведения области, — от сельских ФАПов до высокоспециализированных больниц,  — что позволит обмениваться информацией и улучшать качество предоставления телемедицинских услуг, то есть лечить пациентов на расстоянии.

«Суть телемедицины заключается в том, что медработник или фельдшер, который приехал на вызов, имея специальное оборудование, может провести обследование пациента, а при наличии сомнений — передать результаты анализов или проконсультироваться с узкопрофильным специалистом, который поможет точно поставить диагноз и скоординировать последующие действия. Функции координации, то есть связь между фельдшером и врачом, возложены на наш центр. Именно мы соединяем фельдшера, который имеет мобильный экг-аппарат, но не умеет быстро и качественно расшифровать кардиограммы, с дежурным кардиологом. Тот расшифровывает результат и оказывает срочную консультативную помощь. Такую же возможность имеют и бригады «скорых», ведь большинство экг-аппаратов, которые закупила область, способны передавать данные с помощью GSM-каналов мобильных операторов связи (модуль вмонтирован в аппарат). Кардиограммы поступают в центр за 10—20 секунд, а за 2—3 минуты врач отсылает назад расшифровку с рекомендациями. Более того, в настоящее время почти все экипажи «скорой» имеют в своем распоряжении планшеты, которые позволяют передать не только ЭКГ, но и другие физиологичные данные в консультативный телеметрический центр и связаться с дежурным специалистом (эндокринологом, хирургом или кардиологом), чтобы получить консультацию, — комментирует заместитель главного врача по техническим вопросам Центра экстренной медицины и медицины катастроф Олег СИДОРОВ. — В случае критической ситуации специалистов из областного центра или профильных больниц доставляют выделенным специализированным автотранспортом в районные заведения, где находится больной, который нуждается в помощи. Но для полноценного внедрения телемедицины нужна качественная связь. Поэтому, по инициативе Винницкой ОГА, мы вместе с операторами связи работаем сейчас над изучением технических возможностей покрытия всей территории области интернетом. Это будет областная программа развития телекоммуникационной сети на условиях софинансирования с бюджетами разных уровней, ведь Интернет в селе нужен не только для развития медицины, но и образования и сельского хозяйства».

Сейчас в области действуют 120 бригад «Скорой помощи», которые полностью оснащены для предоставления телемедицинских услуг. Сложнее с первичным звеном, потому что для лечения на расстоянии у них, кроме мобильных ЭКГ, больше ничего нет. Поэтому в первую очередь возникает вопрос обеспечения планшетами 832 ФАПов и 327 амбулаторий. С центрами первичной медико-санитарной помощи проще, потому что благодаря пилотной реформе они получили оргтехнику и рабочие места семейных врачей, оснащенные персональным компьютером. Такая же ситуация и в больницах второго и третьего уровней, правда, для усовершенствования их работы в телемедицине придется закупить цифровое оборудование, которое имеет функции передачи данных. Судя по всему это, теперь технические специалисты центра определяют количество необходимого оборудования для ФАПов и амбулаторий, параллельно определяются с возможностями расширения зон покрытия, и все это для того, чтобы создать единую телемедицинскую систему, к которой будут подсоединены все медицинские заведения области.

«На сегодня наш телеметрический консультативный центр готов к сотрудничеству с центрами первичной медико-санитарной помощи, амбулаториями семейной практики, которые действуют в Виннице. Мы работаем над организацией доступа к электронной карте пациентов, и, выезжая на вызов, бригада «Скорой» будет получать информацию относительно хронических болезней пациента, стоит ли он на учете, когда в последний раз обращался за помощью. После осмотра врач вносит все данные в карту пациента, и приемное отделение того или другого заведения будет получать информацию о пациенте, которого везут. Параллельно сообщение будет поступать и семейному врачу. Войдя в систему, он будет иметь возможность видеть, сколько и какие именно пациенты с его участка вызывали «Скорую», с какими жалобами, кто был госпитализирован, а кого нужно посетить, потому что бригада не имеет права лечить, она оказывает симптоматическую помощь, лечение определяет врач, — продолжает рассказывать Олег Сидоров. — В настоящее время на работу с электронными носителями мы уже перевели бригады «Скорых» в Калиновке, Казатине, Литине, Хмельнике, Тыврове и Жмеринке, до середины декабря приобщатся Шаргород и Бар, а до весны планируем полностью перевести все бригады экстренной помощи под управление центральной оперативной диспетчерской, которая даст возможность обмена всей необходимой информацией. Приобщить лечебно-профилактические заведения сложнее, потому что у них действуют разные информационные системы, а есть и такие, где вообще электронный документооборот отсутствует. Есть районы, которые до сих пор не готовы работать в электронном формате. Особенно трудно в сельской местности, где работает много медицинских работников пожилого возраста. Научить врача, которому за 60 лет, работать с планшетом — сложно. Они боятся сделать что-то не так, а объяснить и донести, как работает передача данных или что такое облачная система, — сверхусилие».

Олеся ШУТКЕВИЧ, Винница
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments