Флаг имеет силу тогда, когда его несут.
Евгений Сверстюк, украинский литературный критик, эссеист, поэт, мыслитель, философ, политзаключенный советского режима

Небесные автографы Александра Ивченко

Исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося украинского авиаконструктора
22 ноября, 2013 - 10:44

Александр Ивченко родился  23 ноября 1903 года в городе Большой Токмак нынешней Запорожской области в семье рабочего-металлиста Георгия Ивченко. Умелые руки и тяга к технике проявились с детства, но импульсом и стартом к его конструкторской карьере стало обучение в Харьковском авиационном институте. После окончания этого выдающегося учебного заведения по подготовке инженеров во всех отраслях авиастроения Ивченко был направлен в Запорожье на моторный завод, который тут существовал с довоенного периода.

Рубежом его таланта и возможностей стала война. Завод из Запорожья был эвакуирован в Омск, осенью 1941 года вновь приступил к выпуску авиамоторов, которыми оснащались боевые самолеты. Ивченко возглавляет один из важных участков этого предприятия, проявляя свои яркие способности в изготовлении новых и новых двигателей современных конструкций.

Символично, что один из моторов, в подготовке которого участвовал Ивченко еще до войны, «вел» самолеты, которые летом 1941 года совершили авианалет на гитлеровский Берлин. Это был как бы знак, что победа будет за противоборствующей стороной. Знаменательно, что перед Днем победы, 5 мая 1945 года, под руководством Ивченко в Запорожье решением правительства открывается конструкторское бюро по конструированию и изготовлению авиадвигателей. Бюро работает параллельно с возрождающимся заводом, который потом станет знаменитым предприятием «Мотор-Сич».

Здесь уже в первые послевоенные годы под руководством Ивченко выпускаются поршневые моторы, затем при участии его и его заместителя, талантливого конструктора Владимира Александровича Лотарева, который возглавит предприятие после Ивченко, изготавливаются моторы для первых советских вертолетов, которые вполне соперничают с американскими аналогами конструкции Игоря Сикорского.

Но Ивченко осознает, что для того, чтобы предприятие Запорожья сохранилось и развивалось, чтобы украинское авиадвигателестроение обрело прочные основы, нужен переход к газотурбинной технике, которую осваивает мир. И вот под его руководством в Запорожье начинается создание этих воздушных машин совершенно новых конструкторских решений и технологий. Так, в соревновании с другими крупными авиадвигательными предприятиями страны создается знаменитый мотор АИ-20, который сохранил свои ресурсы до сих пор. В испытании с другими моторами он выдержал серьезный конкурс, им были оснащены самолеты Ан-10, Ан-12, Ил-62, а затем моторы предприятия Ивченко входили в оснащение ведущих «крыльев» нашей страны.

Понимая, что ресурсы двигателей очень широки, Ивченко переходит к наземным вариантам, и они сыграли выдающуюся роль в создании отечественной газотурбинной промышленности и в создании современных судов на подводных крыльях. Легендарной стала бензопила «Дружба» конструкции Ивченко.

В наше время коллектив ЗМНБ «Прогресс» имени академика А. Ивченко в сотрудничестве с компанией АО «Мотор-Сич» достойно продолжает дело Ивченко, создавая новые конкурентоспособные авиадвигатели для самолетов, которые применяются на 59-ти типах летательных аппаратов, эксплуатируемых в 122 странах. В том числе для всемирно известных Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия», вертолета Ми-26, Ан-70, а также Ан-148, Ан-158, и ряда других летательных аппаратов, в т. ч. в России и Китае. Благодаря осуществленным мечтам Ивченко слава запорожских конструкторов поднимается в небо над всеми континентами мира на крыльях самолетов, поднятых к небесам нашими моторами.

Ивченко прожил недолгую жизнь. Предприятие, которое он возглавлял, принадлежало к оборонному ведомству, и о его подвигах, о присвоении звания Героя социалистического труда в широкой печати не сообщалось. За свои выдающиеся технические достижения доктор технических наук Александр Ивченко был избран академиком АН УССР, а его дело продолжили последователи — В. Лотарев, затем Ф. Муравченко, а ныне — И. Кравченко, которые несут титулы генерального конструктора нынешнего предприятия — Машинно-конструкторского бюро «Прогресс» имени А. Ивченко, которое входит в ассоциацию с предприятием «Мотор-Сич».

Память иногда припорошена пылью забвения. Так получилось, что и имя Ивченко, который создал ведущее украинское авиадвигательное предприятие, который работал вместе с Антоновым, и их содружество не зря Олег Константинович назвал союзом «крылышек и лопаток», долгое время как бы находилось в умолчании. Его возродил Федор Муравченко, Герой Украины, который возвратил изделиям предприятия известную марку «АИ», и предприятие в 1994 году получило имя Александра Георгиевича Ивченко. Подвиг Ивченко не был бы увековечен и широко известен, если бы не усилия его потомков — семьи, которая сохраняет тесную дружбу с предприятием Запорожья. Это его дочь Наталья Ивченко, по специальности авиаконструктор, долгое время работавшая на КБ Антонова, и Эдвин Задорожный, генеральный директор компании «МЭДВИН». Их инициатива во многом и движет сохранение памяти о замечательном человеке. Усилиями династии Ивченко-Задорожных открыт ряд памятных знаков в честь выдающихся украинских авиаконструкторов — Ивченко, Антонова и других. Имя Ивченко носит ряд объектов Запорожья, в эти дни в Токмаке, на родине Ивченко, откроется памятник, где родной город увидит своего славного сына.

Юрий ВИЛЕНСКИЙ


КСТАТИ

В Запорожье наградили ветеранов, которые работали вместе с Александром Ивченко

В канун юбилейной годовщины со дня рождения Александра Ивченко запорожане собрались на торжественный митинг около инженерного корпуса ДП «Івченко-Прогресс», где возвышается памятник Александру Григорьевичу. Академик устремил взгляд в небо...

Игорь Кравченко, генеральный конструктор «Івченко-Прогресс», кандидат технических наук, академик инженерной академии Украины, сказал об известном академике: «Он понимал людей, пытался вложить в коллектив те принципы, которые включают взаимопомощь, дружбу, творчество. «Прогресс» придерживается этих принципов, и я в том числе. Всегда стремясь к новому, Александр Георгиевич создал запорожскую школу авиационных двигателей. Воспитанники школы — сотни конструкторов, сотни рабочих». Теплые слова в адрес авиаконструктора прозвучали также от городского головы Запорожья Александра Сина и председателя областного совета Виктора Межейко. На праздник прибыли и родные Александра Григорьевича из Харькова, Киева, России. Дочки академика, Наталья и Любовь, а также самая младшая внучка — Лиза, вручили серебряные медали ветеранам, которые работали вместе с А.Ивченко. Такие награды созданы семьей именно по случаю 110-летия со дня рождения выдающегося конструктора.

Дополнила митинг выставка работ художника Дмитрия Кравцова, признанного лучшим художником Европейского конгресса писателей-фантастов, которая открылась в выставочном зале Союза художников. А днем раньше открыл 5555мероприятия, посвященные 110-летию со дня рождения Александра Ивченко, юбилейный концерт заслуженного деятеля искусств Украины Анатолия Сердюка.

Анна СТАВИЦКАЯ, Запорожье

Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments