Свобода не может быть частичной.
Нельсон Мандела, южноафриканский государственный и политический деятель

Непрочитанный «украинский Гомер»

Неопубликованные произведения Уласа Самчука нашла профессор Киевского университета имени Гринченко Ирина Руснак. Сейчас она готовит к печати два его романа
8 декабря, 2017 - 11:34

Произведения Уласа Самчука в советский период были запрещены, их не издавали и не изучали в школе. А все потому, что писатель принадлежал к украинским националистам. Однако Самчук имел достаточно большую популярность среди эмигрантов, его публикации в прессе или свежие произведения передавались из рук в руки. При жизни он издал известную трилогию «Волинь», повесть «Марія» — фактически первое произведение о Голодоморе в Украине, «Морозів хутор» и другие. Впрочем, немало из написанного осталось не опубликованным. Среди «находок» Ирины Руснак — роман «Сонце з Заходу», который рассказывает об участии Самчука, Ольжича, Чирского, Демо-Довгопильского, Шухевича и многих других известных украинских деятелей в обороне Карпатской Украины. Еще один — «Саботаж УВО» —  о начале формирования и деятельности ОУН.

«Литературное наследие Уласа Самчука содержит десятки художественных и художественно-документальных книг, сотни статей, отчетов, докладов, аналитических заметок. С момента своего появления его произведения вызывали неоднозначные оценки современников, поэтому процесс осмысления творческого наследия художника перманентно продолжается, — говорит исследовательница творчества Уласа Самчука, доктор филологических наук, профессор Киевского университета имени Гринченко Ирина РУСНАК. — Длительное время неизвестной оставалась судьба романа «Сонце з Заходу» (1949), машинопись которого в архиве художника не сохранилась. Закрались даже опасения, что произведение окончательно потеряно во время вынужденного странствия Самчука по миру. Только впоследствии выяснилось, что собранная самим писателем подборка газеты содержит нужные выпуски заокеанского периодического издания «Свобода», где печаталось произведение. Но не хватало двух номеров. Их не было ни в архивах, ни на официальном сайте газеты. Но при содействии ужгородского издателя Ивана Ребрика и редактора нью-йоркской «Свободы» Петра Часта удалось отыскать отсутствующие номера в частной коллекции. И сейчас, к счастью, роман готовится к печати в ужгородском издательстве «Гражда».

Главная сюжетная линия отображает события в Карпатской Украине, жизнь города Хуст во время национального подъема края в канун героического мартовского срыва. В центре повествования — перестройка Украинской национальной обороны, участие закарпатских крестьян в формировании местных ячеек Карпатской Сечи, художественная и театральная жизнь, взаимоотношения политического и культурного бомонда Карпатской Украины, внимание зарубежных журналистов к политическим и общественным изменениям в крае и тому подобное. Дополнительная сюжетная линия, вращающаяся вокруг чувств Владимира Крымского и его настойчивых ухаживаний за Ольгой Бойчукивной, стремлений завоевать благосклонность учительницы-красавицы. Эти отношения слегка напоминают традиционные мотивы любовного треугольника, когда к Крымскому приезжает жена Эмма.

В романе «Сонце з Заходу» большинство действующих лиц имели своих легко узнаваемых прототипов. Одних людей, которых писатель знал в Хусте, он ввел в роман под их именами, другим придумывал достаточно красноречивые фамилии, а отдельным подбирал специфические имена. Под своими настоящими фамилиями или псевдо в романе действуют премьер-министр Карпатской Украины Августин Волошин, руководитель разведывательного отдела Штаба «Карпатской Сечи» Ганди, руководитель «Летучей эстрады» Анатоль Демо-Довгопильский и другие реальные лица. Все они появились на страницах романа неслучайно, поскольку факты их жизни, творчества, внутреннего мира важны для прочтения эпохи так же, как и реальные события.

Особенно интересно  упоминание о деятельности двух съемочных групп в Карпатской Украине (создателей первой закарпатской киностудии — отца и сына Лысюк и американца украинского происхождения Уолтера Блондина (Бльондиненко), которые оставили потомкам два документальных фильма: англоязычную черно-белую «Трагедию Карпатской Украины», которую каждый заинтересованный может найти сегодня в YouTube, и потерянную, поэтому фактически никому не известную цветную ленту «Украина в огне».

Архив Института литературы имени Шевченко НАН Украины хранит неоценимое сокровище — машинописи неопубликованных произведений Самчука. Среди них и роман «Саботаж УВО» (1931), который я также уже подготовила к печати, и, надеюсь, он вскоре увидит мир. Улас Самчук написал его за короткий период — три с половиной месяца в Праге. Это первое и не единственное ли в украинской литературе межвоенного времени эпическое произведение об Украинской Военной Организации, посвященное художественному осмыслению фактов короткого в истории межвоенного времени периода, когда галицкие украинцы жили вместе с поляками в одном государстве. Это была абсолютно новая тема для литературы. Улас Самчук, кроме собственного опыта, осведомленности с отдельными аспектами деятельности националистического подполья и небольшой подборки нелегальных журналов, ничего не имел. Но должны признать, что тема происхождения УВО, ее деятельности, в частности первых атентатов, саботажных акций, выступлений и тому подобное находится слабо освещено не только в украинской литературе, но и в современной исторической науке. Впереди — кропотливый труд по изучению этой страницы новейшей украинской истории, где роман Самчука тоже может стать неоценимым источником для понимания истинных фундаментов националистического движения, которое охватило западноукраинские земли в межвоенные сутки.

Только недавно мне удалось отыскать распыленную по заграничным украинским журналам с малочисленными тиражами малую прозу писателя, что выходила под собственным именем автора, криптонимом М.Ш., псевдонимами Влодко Иван, Ольга Волынянка и анонимно. Поэтому работа продолжится.

...Неизданные романы Самчука, как по мне, призваны вернуть современным украинцам историческую память, возможность адекватно интерпретировать события прошлого, в конечном итоге — побуждать достойно отвечать на вызовы современности, формировать сопротивляемость к манипулированию исторической памятью со стороны любых обществ, прежде всего имперских».

Олеся ШУТКЕВИЧ, Винница
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments