А самое большое наказание - это быть под властью худшего человека, чем ты, когда ты сам не согласился руководить.
Платон, древнегреческий философ, епиграматист, поэт, один из родоначальников европейской философии

Николай БАГРОВ: Нового человека создаст новая педагогика

Ректор Таврического национального университета, Герой Украины — о проблемах образования и воспитания
14 января, 1996 - 18:53
ГЕРОЙ УКРАИНЫ НИКОЛАЙ БАГРОВ

Николай БАГРОВ — ректор ТНУ, кавалер ордена Князя Ярослава Мудрого V степени, «Заслуженный работник образования Украины», действительный член Академии инженерных наук Украины, академик Академии наук высшей школы Украины. Работал учителем, научным сотрудником, был Первым секретарем Крымского обкома КПУ, работал в ЦК КПСС. С 1990 года он избирается Председателем Верховной Рады Крыма и фактически создает правовые основы современной Крымской автономии. С 1994 года он возвращается на работу в ТНУ, в 1999 году становится его ректором. Николай Багров автор 150 печатных работ, в том числе 15 монографий. На днях Николай Багров отметил свое 70-летие. За многолетний опыт работы в системе образования он накопил много знаний и опыта, которым поделился с «Днем».

— Николай Васильевич, часто приходится слышать нарекания на несовершенство системы образования в Крыму. Если бы можно было выделить магистральные пути развития образования для Крыма — какие направления и проблемные темы вы бы выделили?

— Не секрет, что структура вузов в Крыму развивалась спонтанно, без учета не только потребностей в кадрах, наличия желающих приобрести ту или иную специальность, но и без учета потребностей экономики. Поэтому, в первую очередь, следует оптимизировать число и специализацию вузов. В 2006 году в Крыму было 146 филиалов вузов, в 2007 году лишены лицензии 43 вуза, осталось 103 вуза. Но и это не адекватно потребностям крымского общества. Нужно идти дальше. Некоторые расчеты показывают, что, с учетом демографического спада, Крыму нужно 10—20 вузов. Во-вторых, следует провести оптимизацию специальностей. Сейчас мы видим неоправданное перенасыщение вузов и факультетов по направлениям экономика, правоведение, менеджмент. Структура специальностей в вузах должна быть адекватной потребностям экономики.

Я думаю, что для Крыма также очень важен поиск своего пути в образовании. В частности, исходя из особенностей Таврического университета и региональных особенностей, следовало бы усилить информационную и ноосферную составляющие системы образования, укрепить и модифицировать связь вузов, в первую очередь университетов с экономикой. Например, я несколько раз предлагал создать на разных уровнях Центр стратегических исследований, потребности в котором очевидны. Но мы пока, видимо, просто не доросли до их осознания. Во-вторых, мы планируем более системно использовать научное наследие Владимира Вернадского, чье имя носит наш университет. В нашем университете будет создан Центр ноосферного образования, где будут разрабатываться как теоретические, так и методические проблемы ноосферного мировосприятия. Несмотря на то, что эту проблему нельзя назвать новой, однако наша наука, система образования и практика только подходит к восприятию важности этой проблемы, необходимости ее изучения и реализации на практике. Ну и в-третьих, вся система образования не может быть устойчивой, пока в нашем обществе не будет существенно повышен социальный статус учителя.

— Какие организационные проблемы испытывает крымская система образования? Какими должны быть взаимоотношения в цепочке Министерство — вуз — школа — детский сад — учителя — ученики, чтобы образование было, во-первых, эффективным, во- вторых, адекватным потребностям человека и общества?

— Я думаю, что не только для нашего университета, но и для других вузов сейчас главная проблема — это снижение уровня подготовки абитуриентов. К сожалению, нынешние реалии таковы, что вузы получают первокурсников, которые не готовы к современной методике и организации вузовской учебы. Это серьезно влияет на уровень подготовки будущих учителей. А дальше по цепочке — школа будет получать более слабых учителей, а они выпустят еще худших абитуриентов для вузов, и так далее, пока образование не развалится окончательно. Или же пока государство не спохватится и не поймет, что нужно поднимать социальный статус учителя. Сегодня, к сожалению, на «учительские» специальности конкурс самый маленький, и туда идут не самые сильные абитуриенты...

— Ваш университет — ведущий вуз в подготовке кадров не только для Крыма, но для значительно большего региона страны. Но в стране параллельно существуют как дефицит одних специалистов, так и перепроизводство кадров в других отраслях. Как эту проблему можно решить?

— Дело в том, что сегодня ни одно из крымских министерств не осуществляет мониторинг потребности в кадрах той или иной специальности, потребности в выпускниках вузов. А министерству образования Крыма подчиняются всего лишь четыре вуза из более ста, работающих в Крыму. К решению этой проблемы никто системно не приступил. О перепроизводстве кадров можно судить только косвенно по количеству выпускников, не сумевших устроиться на работу и состоящих на учете в центре занятости. Мы поинтересовались. Выпускников ТНУ там числится 46 человек. От общего объема выпускников это составляет всего 2%. Если учесть, что среди студентов 1 курсов есть 20— 30 % лиц, с трудом поддающихся обучению, то результат не так и плох. Для того, чтобы успешнее решать эту проблему, в нашем университете регулярно проводятся ярмарки выпускников. Очень помогает трудоустройству то, что мы стараемся на производственную практику отправлять студентов на место их предполагаемой работы. На многих специальностях в университете обычной является ситуация, когда представители фирм заранее разбирают почти всех выпускников к моменту защиты ими дипломной работы, что говорит о высоком качестве нашего образования.

— Николай Васильевич, с вашим назначением ректором ТНУ вуз совершил прорыв в организации и уровне образования. Расскажите о том пути, который Таврический университет прошел за последние 10 лет...

— За последние 8—9 лет коллектив ученых и преподавателей университета значительно усовершенствовал организацию и качество подготовки специалистов. Десять лет назад на некоторых специальностях не было ни утвержденных учебных планов, ни структурных схем подготовки специалистов. Сейчас это прочно вошло в нашу практику, все специальности аккредитованы, 80 % специальностей аккредитованы по высшему четвертому уровню — «магистр». Нам удалось улучшить качество обучения студентов за счет подготовки преподавательских кадров высшей квалификации, так, нашими преподавателями за 6 лет защищено 451 кандидатская и 29 докторских диссертаций. Кроме того, перенимая европейский опыт, университет стал активно приглашать лучших преподавателей ведущих вузов страны и мира — киевских, харьковских вузов, а также вузов из дальнего зарубежья — Германии, Греции и других стран. Еще одним важным аспектом, влияющим на качество подготовки специалистов, является внедрение передовых информационных технологий: достаточно сказать, что на лекциях используется более десятка мультимедийных проекторов, а на учебном сервере накоплено 27 тысяч электронных учебных документов, включая методические пособия, лекции преподавателей и многое другое. Большое значение для истории вуза имеет также то, что он стал носить имя выдающегося ученого Владимира Вернадского, который был вторым ректором нашего университета и внес большой вклад в становление его как ведущего вуза во всем южном регионе. В последнее время нашему вузу присвоено статус Национального, что имеет большое значение для практики самоуправления и организации научной и учебно- воспитательной деятельности.

— Какой период вашей жизни вы считаете наиболее результативным?

— Формула моей жизни достаточно проста — я везде созидал. Моя деятельность четко разделяется на три этапа. Первый этап — я работал учителем и научным сотрудником. Второй этап — это партийная работа, и третий этап — научная работа в Таврическом университете. Я считаю, что этот этап стал наиболее продуктивным. Дело в том, что после перехода на научную работу я сам себе сказал, что никогда не буду участвовать в большой политике, и до сих пор я сдерживаю этот зарок. Меня приглашали и в партии, и в государственные структуры, но я решил всего себя посвятить науке. И сегодня я думаю, что это решение было правильным. Кроме защиты докторской диссертации, я подготовил много научных работ, написал много книг, я могу говорить о своей научной школе в экономической географии. Но больше всего я горжусь развитием Таврического университета и становлением его как действительно национального самоуправляемого вуза, играющего большую роль в экономике Крыма и Украины, в подготовке кадров на уровне ХХI века.

— Сегодня студенческая масса — это конгломерат бюджетных и платных студентов. Какой тип обучения перспективнее и выгоднее вузу и обществу?

— Конечно, лучше всего было бы, если бы все студенты были равными, то есть как раньше, бюджетными, но сегодня финансовая система обеспечения вузов такова, что без платных студентов вузы существовать не смогут. Понимаете, как вуз, так и общество здесь стоит перед дилеммой: если строго проконтролировать соотношение 51% бюджетных студентов, то это подорвет финансовую основу существования филиалов вузов, в результате десятки тысяч студентов вынуждены будут искать место в частных вузах. Вследствие этого качество образования только ухудшится...

— Недавно принято решение, о замене вступительных экзаменов в вузах внешним тестированием. Тестирование на экзаменах — что хорошего в этом и что плохого?

— Только внешне тестирование кажется более эффективным. Хотя, возможно, оно способно внести некоторую лепту в борьбу с коррупцией на вступительных экзаменах, но в отношении оценки уровня и качества образования тестирование отнюдь не может справиться с задачами преподавателя-экзаменатора. Во всяком нововведении бывают незаметные сначала тонкости, которые, возможно, сводят на нет все преимущества. Так, и во внешнем тестировании есть последствия, которые никто, по-видимому, не продумывал. Например, подготовка к тесту и подготовка по предмету — это разные вещи. Если раньше математики учили решать уравнения, то теперь будут учить подставлять возможное решение в уравнение, т.е. угадывать ответ. Согласитесь, что это разные вещи, причем не в пользу качества образования. В целом это может привести к существенному ослаблению уровня всей довузовской работы. Существует и много других мелких тонкостей. Например, исчезает дифференциация тестов для разных специальностей, в неравных условиях оказываются русскоговорящие абитуриенты в связи с отменой тестов по русскому языку. Есть также и определенные сомнения в объективности результатов тестирования. Вполне вероятно увеличение уровня требований к первокурсникам-бюджетникам внутри вузов.

— Николай Васильевич, спасибо за ответы. Редакция газеты «День» желает вам долголетия и новых успехов в развитии украинской педагогики и географической науки.

— Я рад, что мои мысли и мнения вам интересны и кому- то нужны. Желаю газете «День» успехов и увеличивающейся популярности в среде читателей.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments