Не могут вести кого-то за собой те, которые не имеют никаких внутренних данных на то, чтобы самих себя повести.
Вячеслав Липинский, украинский политический деятель, историк, историософ, социолог, публицист

Педагогика и социум

Доктор педагогических наук Ярослав Цехмистер о том зачем и как создавался Украинский медицинский лицей
19 марта, 2020 - 09:25

Есть формулы жизни, которые своим глубинным смыслом как бы предопределяют развитие общества. Таким мерилом и катализатором цивилизации встают педагогические науки. Не случайно еще в дни античности появилось понятие «пайдево» — или иначе «воспитывать». Таков, собственно, изначальный материк педагогики в океане социумов, а простое правило — «скажи мне, кто твой учитель — и я скажу, кто ты» становится необходимым брендом и в ХХІ веке.

— Конечно же, лучшие наставники знаний в пространствах былого просто не могли не быть умудренными практиками, — задумывается доктор педагогических наук, академик Национальной академии педагогических наук Украины Ярослав ЦЕХМИСТЕР.

— Но они ведь являлись и нравственными гигантами, чувствующими побуждения и внутренний мир молодежи. Нельзя не вспомнить слов Николая Ивановича Пирогова в надписи на фото, подаренному студенчеству университета Св. Владимира в день его ухода в отставку с поста попечителя Киевского учебного округа — «Люблю и уважаю молодость, потому что помню свою». И знаете, как раз такое понимание врученного дела и стало основой, на старте независимости нашего государства, учреждения Национальной академии педагогичных наук Украины — тезауруса знания, опыта многих поколений выдающихся харизматических подвижников педагогики, психологии, философии образования.

Ее можно назвать потребностью времени. На наших глазах интеллектуальное и инструментальное оснащения педагогических процессов фантастически расширяется и совершенствуется. Цифровые технологии, интегрирование прямых и виртуальных реальностей, возможности искусственного разума, пришествие роботов — все это лик планеты, но в первую очередь серьезные вызовы педагогической направленности. В подобном синтезе задач должен складываться портрет современного академического сообщества. Ее институции просто обязаны противостоять разрушительным безнравственным конфликтам нынешнего мира. Системы образования и обучения сейчас в процессе быстрых глобальных перемен. Однако, связь распределительной экономики и образования, доставшаяся нам в наследство,  очень жесткая.

— У меня в руках, Ярослав Владимирович, ваша монография «Допрофессиональная подготовка учащихся в лицее медицинского профиля: теория и практика». Собственно, это исследование и явилось предпосылкой Вашей докторской степени. Но что предшествовало такой работе? Вам было тогда двадцать пять, однако вы уже являлись кандидатом физико-математических наук, доцентом на кафедре медицинской и биологической физики Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца. И как бы согласились создать и возглавить новую учебную структуру — Украинский медицинский лицей. Что двигало Вами в решении?

— Во всяком случае, не только карьерные соображения. Я понимал, что в круговерти совершенно новых обязанностей продвигаться в излюбленной математике и физике мне станет сложнее. И всетаки в 1994-м рубикон был перейден.

— Как же это произошло?

— Неожиданно меня, молодого преподавателя, пригласил ректор Национального медицинского университета, академик Евгений Игнатьевич Гончарук и предложил возглавить создаваемый лицей. На мои сомнения, что я не врач, он возразил: у Вас есть значительное преимущество — возраст. И в силу этого с лицеистами, будущими врачами, в Украинском медицинском лицее. Вы будете как с равными. Обязан также казать о решающей поддержке в этом начинании моего учителя и научного руководителя, уникального ученого, доктора физико-математических наук, профессора, член-корреспондента НАПН  Украины Чалого Александра Васильевича. Научная работа стала пионерской, приоритет в технологии создания и развития допрофессионального образования на медицинские специальности в условиях модели «лицей-университет» закреплен за Национальным медицинским университетом имени А.А. Богомольца. Создана целая научная школа, заложены основополагающие принципы и медиаторы более чем в пяти докторских и 16 кандидатских диссертациях.

Стратегическим катализатором нового направления стал академик НАН и НАМН Украины, проректор по учебной работе университета, выдающийся микробиолог и вирусолог Широбоков Владимир Павлович, возглавлявший Совет лицея.

— Украинский медицинский лицей был организован на базе и в интеграции с гимназией №33 по улице Владимирской в сердце Киева. Чем был обусловлен такой выбор?

— Весь лицей мыслился сугубо украинским. Более того, к чтению этого предмета были приглашены преподаватели кафедры украинской лингвистики моего родного университета имени Т.Г. Шевченко. Но глобальной мыслилась и связь с университетом имени А.А.Богомольца.

Лицей был создан как высокопрофессиональный научно-педагогический коллектив, который объединил и семь кафедр Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца: медицинской и биологической физики (заведующий кафедрой — член-корреспондент НАПН Украины, победитель программы Фулбрайта, профессор А.В. Чалый), биологии (заведующий кафедрой — академик НАН Украины, профессор А.В. Романенко), биоорганической и биологической химии (заведующая кафедрой — профессор Л.В. Гаевая), медицинской и общей химии (профессор В.А. Калибабчук), латинского языка (доцент А.Г. Киселева), пропедевтики внутренней медицины №1 (член-корреспондент НАМН Украины, профессор В.З. Нетяженко), украинского языка и литературы (профессор, Н.М. Гаевская) и медицинской гимназии № 33 города Киева (кандидат педагогических наук Р.В. Иваненко, кандидат педагогических наук Л.В. Переймыбида). Лицей осуществляет обучение по государственным программам и имеет более 20 интегрированных программ.

— Как выглядит лицей в цифрах и фактах?

— «Троянди і виноград» по выражению Максима Рыльского. За годы существования Лицей выпустил более 2700 учеников, среди которых более 100 иностранных граждан. Каждый десятый выпускник Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца — выпускник Лицея. Среди них: 89 выпускников Лицея занесены в Книгу Почета Университета, 418 защитили магистерские, кандидатские и докторские диссертации в Украине, 52 защитили магистерские и докторские диссертации (PhD, MD) в ведущих странах мира.

Допрофессиональная подготовка осуществляется на базе клинических и медико-профилактических учреждений здравоохранения города Киева. В Лицее учились и продолжают обучение победители Международных, Всеукраинских олимпиад и конкурсов, известные спортсмены, чемпионы Украины, Европы. Лицей является коллективным членом Малой академии наук Украины с 1997 года. С 2000 года Лицей удерживает первое место среди общеобразовательных учебных заведений города Киева по результатам научно-исследовательских конкурсов-защит. Украинский медицинский лицей входит в состав фундации ассоциированных школ ЮНЕСКО (2000г.). Лицей имеет международные образовательные и научные контакты, закрепленные двусторонними соглашениями с более 30 иностранными учебными заведениями Европы и США.

— О лицее, за двадцать пять лет его существования, о его многих выдающихся преподавателях, о ряде воистину блестящих питомцев можно было бы, пожалуй, написать интригующую повесть с финалом: кем в медицине становятся его воспитанники. Но и его основатели заслуживают особых слов.

— Фундаторами лицея являлись: Шанин Юрий Вадимович — заведующий кафедрой латинского языка Киевского медицинского института имени А.А. Богомольца, член Союза писателей Украины; Недилько Всеволод Яковлевич — профессор украинской литературы Киевского национального университета имени Т.Г. Шевченко, Шалимов Александр Алексеевич — академик HAH и НАМН Украины, Герой Украины, член Наблюдательного совета лицея; Дунаевская Лидия Францевна — профессор, заведующая кафедрой Киевского национального университета имени Т.Г. Шевченко; Быць Юрий Викторович — заведующий кафедрой патологической физиологии, декан ІІ лечебного факультета, профессор, член Совета лицея.

— Есть выражение: любовь правит миром. Что тут можно добавить?

— Я просто обязан отдельно остановиться на фигуре Ивана Степановича Плюща. Дважды Председатель Верховной Рады Украины, Герой Украины, и одновременно председатель Наблюдательного  совета лицея до 2014 года.

Почему же он решил взять под свою опеку будущих врачей? Дух молодого украинского ядра привлек его сердце, и Иван Степанович однажды организовал выезд (который стал впоследствии нерушимой традицией лицея) в его родную Борзнянщину, в пределах которой находилась и обитель выдающегося украинского писателя и просветителя Пантелеймона Кулиша, которого Иван Степанович вновь открыл для независимой Украины, его родину — Борзнянский край. С трепетом всматривались лицеисты в черты этого места, узнав, что тут, в гостях у Пантелеймона Кулиша побывал в свое время и фактический первооткрыватель Х-лучей легендарный физик Иван Пулюй.

— Каким видите будущее таких допрофессиональных учебных заведений?

— Барьер немалых испытаний преодолевают не все из них, а иные осознают, что медицина, вне юношеской романтики, сложное и многотрудное поле и избирают иной путь. Но не менее 90 процентов наших питомцев, набрав необходимые высокие баллы для зачисления в университет, становятся студентами, а затем и врачами. Естественно, предварительное погружение в требования университетских кафедр и клиник, с дежурствами, освоениями навыков помощи пациентам, существенно облегчает их продвижение.

Я со многими нашими взрослыми недавними детьми продолжаю общаться и с восхищением узнаю об их успехах, включая и европейские обретения.

Наши выпускники становятся настоящими, всесторонне образованными врачами. Разумеется, в общей цифре их, в сравнении с общими выпускниками украинских медицинских университетов и факультетов, если хотите, крупица. И все же это очаг, несущий в своих побуждениях и исканиях нечто высшее. В непрерывном реформировании медицины такие ее истинные волонтеры — ее бренд, критическая масса.

Украинский медицинский лицей стал первой апробированной педагогической платформой допрофессионального обучения. Что дальше произойдет с этим фундаментом новых Пироговых, Амосовых, Ромодановых, Шалимовых — удел предположительности. Именно медицинский лицей доказал и доказывает, сколь важно увидеть большое в малом, развивая его.

Беседу вел Юрий ВИЛЕНСКИЙ
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ