Если человек не встанет с колен, то недалеко он сможет пройти.
Иван Драч, украинский поэт, переводчик, киносценарист, драматург, государственный и общественный деятель

Почему парламент держится за демреестр?

Пока украинская армия воюет без носков и бронежилетов, идет освоение несколькосотмиллионного бюджета на огромную базу данных с информацией о каждом из нас. Создание ее не только не нужно, а очень нежелательно для общества и нацбезопасности, но отменять его народные депутаты пока отказываются
20 июня, 2014 - 11:30
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Украина наконец переходит ко второй фазе плана действий о визовой либерализации. Биоматематические паспорта, как утверждает правительство, станут реальностью уже с 1 января следующего года. Но в спешке к европейскому дому теряется одна малопривлекательная деталь: создание Единого государственного демографического реестра продолжается.

Деталь — слово условное, потому что ЕГДР — это мегабаза данных с неоправданно большим количеством информации, которая концентрируется в руках Государственной миграционной службы Украины (как распорядителя) и Министерства внутренних дел Украины (как владельца). Принцип ее работы можно описать следующим образом: «максимальное количество информации при минимальных гарантиях ее безопасности и отсутствия КПД».

Возможно, у кого-то создалось впечатление, что с побегом владельца хонки и его «Семьи» за восточную границу улетучились и все угрозы? К сожалению, нет. Та же коррумпированная система, тот же неповоротливый государственный аппарат. С учетом количества людей в погонах, готовых продать и мать родную, немного найдется желающих доверить весь набор информации о себе МВД. А именно это и предусматривает ЕГДР.

Более того. В условиях оккупации речь идет уже не только о защите частности, но и о национальной безопасности. Если ЕГДР будет создан, то теоретически доступ к этому «сокровищу» будут иметь, в том числе, и милиционеры на Востоке Украины. Именно те, которые сейчас развешивают в своих кабинетах «колорадские» ленты и одобрительно хлопают диверсантов по плечам. Местные активисты уже жалуются на то, что боевики выбирают жертв для грабежей, пользуясь базой данных налоговой. Это на локальном уровне. ЕГДР же предоставит шанс перейти на уровень общегосударственный. И не только боевикам, но и их покровителям из ФСБ.

И все это мы будем оплачивать из собственного кармана.

Кстати, ЕГДР — удовольствие не из дешевых. Еще в прошлом году Кабмин выделил на создание реестра почти 800 млн гривен. Война войной, а средства осваиваются. Никакие решения о приостановке финансирования ЕГДР не принимались, констатирует заместитель председателя правления Центра политико-правовых реформ Виктор Тимощук, следовательно, процесс продолжается. Хотя на самом деле никаких мегабаз для биопаспорта не нужно. Есть конкретный перечень информации, которая является действительно необходимой. И ваша история болезни или марка автомобиля, который находится в вашей собственности, в этот перечень не входит. Просто случилось так, что в 2012 году процесс выдачи биопаспортов был искусственно привязан к созданию ЕГДР из-за соответствующего закона. Взорваться эта бомба замедленного действия, судя по всему, должна была как раз в 2015-м — когда понадобился бы тотальный контроль над обществом и над каждым лично. А с легким доступом к любой информации о личности это не так уж сложно.

Что говорить, когда само государство косвенно признает: наличие ЕГДР не является обязательным условием для введения биоматематических паспортов. В мае Кабмин издал постановление, согласно которому их выдача будет происходить в обход ЕГДР. Хотя такая схема прямо противоречит закону, но что поделаешь — госреестр будет создан еще не скоро, а биопаспорта нужны уже. Так разве не логичнее просто остановить формирование ЕГДР и все?

Прошло более полугода с того времени, как правозащитники активно пытались привлечь внимание общества к опасностям госреестра. За этот период многое изменилось, в том числе позиция Офиса Омбудсмана в этом вопросе — от попытки избежать острых углов до очевидно негативной оценки ЕГДР. В ежегодном http://www.ombudsman.gov.ua/ images/ stories/01042014-decl/dopovid_ 2014.pdf докладе о состоянии соблюдения прав человека и гражданина госреестру даже посвящен отдельный параграф. В нем — ни единого хорошего слова в адрес ЕГДР нет. Только критика. Например, о том, что цивилизованные европейские страны подобные практики не применяют и что эта база данных будет противоречить Евроконвенции, практике Европейского суда по правам человека, Конвенции о защите личности в связи с автоматизированной обработкой персональных данных.

Возможно, выводы Уполномоченного повлияют на умы законотворцев. Ведь «Права человека — превыше всего», никто не забыл? Впрочем, по состоянию на сегодняшний день похоже, что депутаты голосовать против госреестра и за упрощение и удешевление процесса выдачи паспортов не собираются. Несколько недель назад парламент провалил голосование за внесение в повестку дня законопроекта 4751 «О документах Украины, удостоверяющих личность и предоставляющих право выезда за рубеж», который, упрощая и удешевляя процедуру выдачи документов, автоматически отменяет ЕГДР как ненужное и обременительное звено. Этот законопроект был среди приоритетных в списке Реанимационного пакета реформ, и даже среди оппозиционных депутатов голосов «за» набралось не так уж много. Не говоря уже о ПР и КПУ, не отдавших ни единого голоса.

Зачем нам ЕГДР, существование которого, во-первых, не имеет мало-мальски ясной мотивации, во-вторых, опасно, а в-третьих, просто нам не по карману? Ответ может быть очень банальным: действующий закон защищает чьи-то коррупционные интересы. В то время как украинская армия идет в бой без носков.

Мария ТОМАК, Центр гражданских свобод
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ