Корень демократии в активности граждан, а залог - в обеспечении прав человека.
Зиновий Красовский, поэт, писатель, общественный и политический деятель, политзаключенный советских лагерей, член Украинской Хельсинской группы

Почтили или застолбили «русский мир»?

В Кривом Роге на День города открыт памятник последнему кошевому атаману Запорожской Сечи Петру КАЛНЫШЕВСКОМУ
30 мая, 2018 - 16:23

Празднование Дня Города началось в Кривом Роге с довольно неординарного события — «воздушного крестного хода», который осуществили мэр Кривого Рога Юрий Вилкул и митрополит Криворожский и Никопольский УПЦ Московского патриархата владыка Ефрем, пролетев в самолете над городом с мощами святителя Николая Чудотворца и святого Петра Калнышевского, а также иконой Николая-Чудотворца. Такое религиозно-мистическое ритуальное действо, конечно, не могло не повлиять и на последующие праздничные мероприятия.

Итак, позднее состоялась торжественная церемония открытия памятника кошевому атаману Петру Калнышевскому, в которой приняло участие городское руководство, народные депутаты Украины, почетные граждане и жители Кривого Рога, а также духовенство той же УПЦ Московского патриархата. При этом представители УПЦ Киевского патриархата, патриотические организации и прежде всего — местное казачество на этом, безусловно, знаковом не только для города, но и для всей Украины событии, почему-то замечены не были. Следовательно, ощущение неполноты или несовершенства, которое возникает на фоне этого торжественного события, ставит первый знак вопроса, ответа на который пока нет. Очевидно, речь идет о существующем цивилизационном расколе — между властью и обществом и отдельными его частями, соединять, сшивать и цементировать которые, похоже, никто не собирается. И даже такая мощная историческая фигура, как кошевой атаман Петр Калнышевский, вместо того, чтобы объединять криворожан, и в этой ситуации почему-то оказался фактором раскола.

Дело в том, что еще во времена советское коммунистического режима, очевидно, по заказу московского партийно-идеологического центра, датой основания поселения Кривой Рог было определено 27 апреля (8 мая по новому стилю) в 1775 году. Основанием для этого в конце концов стало найденное вскоре криворожскими историками Петром Варгатюком и Яковом Ракитиным в архиве Новой Сечи донесение последнего кошевого атамана Петра Калнышевского российскому командующему генерал-поручику А. Прозоровскому, датированное именно этим историческим днем. В документе отмечалось, что «для коммуникации почты от Новороссийской губернии между Кинбурном и Александровским шанцем во владениях Войска Запорожского прямо по Ингульцу поставлена... первая станция ​​в Кривом Роге на Саксагане».

Поэтому вопреки здравому смыслу, который подсказывал, что почтовые станции в голой степи очевидно не ставятся, именно это донесение, а не многочисленные свидетельства о существовании задолго до этого события здесь казацкого зимовника, стало своеобразной метрической книгой Кривого Рога, в которой якобы и зафиксировано начало отсчета времени в его истории. То есть, согласно этой версии, Кривой Рог появился именно в период развертывания российской колонизации края — только за месяц до ликвидации собственно Запорожской Сечи. Итак, поселение возникло не вследствие жизнедеятельности запорожского казачества, а по приказу российского командования, о выполнении которого и идет речь в упомянутом донесении кошевого атамана. Именно свиток этого документа с сургучной печатью и прижимает к груди воплощенный в бронзе скульптором Владимиром Токарем кошевой Петр Калнышевский, четырехметровый фигура которого, установленная на таком же высотой постаменте, возвышается теперь на правом берегу Саксагани.

   По мнению историков, для кошевого атамана Перта Калнышевского донесение касательно основания почтовой станции в Кривом Роге на самом деле было вполне обычным документом в ряде других многочисленных документов, которые ему приходилось подписывать, в том числе и об открытии других 9 станций на почтовых перегонах, которые устраивались для налаживания коммуникации между различными штабами и подразделениями российской армии. Тем более что сами запорожцы, как свидетельствуют документы, не слишком благосклонно относились к тому, что эти коммуникации проходили по их землям. Поэтому благоговейное прижимание кошевым атаманом этого документа к груди, как это мы видим на скульптуре Владимира Токаря, — это, мягко говоря, слишком очевидная историческая натяжка.

   Конечно, кто-то может раздраженно воскликнуть: «Да какая разница, кто кому отдавал приказы и кто в действительности является основателем! Мол, главное, что памятник казацкому отцу в Кривом Роге наконец-то появился! Конечно, установление памятника Калнышевскому как защитнику вольностей запорожских и многолетнему соловецкому узнику можно только приветствовать, а вот сведение его миссии к основанию почтовой станции, хотя такой факт и имел место в его биографии, все же не соответствует масштабу этой личности. Тем более что с образованием почтовой станции как раз и связана псевдоисторическая манипуляция советской эпохи в определении даты основания Кривого Рога как поселения. Поэтому разница в том, с какой именно осанкой и содержанием создан памятник, наверное, все же есть. А когда речь идет еще и о переиначивании истории, которое затем украинцам, как говорится, «выходит боком», то вообще всегда нужно быть начеку, ведь мы имеем дело отнюдь не с единичными случаями откровенного фальсифицирования исторических фактов со стороны Российской империи на всех этапах ее существования.
   Один из них, по моему глубокому убеждению, имеет место и в вопросе определения даты основания Кривого Рога. И что характерно, годом позже подобным путем была установлена и дата основания Днепра (1776 г.), а в дальнейшем и многих других населенных пунктов на территории бывших Вольностей Запорожских. И именно это теперь дает основание охваченному имперскими амбициями нынешнему российскому руководству для территориальных претензий к Украине. Например, российский президент Владимир Путин совершенно не двусмысленно заявляет, что юг и восток Украины — это «исконно русские земли». А отсюда и так называемый новейший проект «Новороссия», связанный, между прочим, с аннексией Крыма и войной на Донбассе.

   Тем не менее, согласно официальному летоисчислению, Кривой Рог таки отметил очередную, 243-ю, годовщину со дня основания. Хотя по неофициальным данным, в том числе и материалам исследований местных археологов и краеведов, город имеет более древнюю историю. (Мельник О. О., Стеблина І. О. Про літочислення Кривого Рогу. — Кривий Ріг, 2015; Мельник О. О., Стеблина І. О. Нариси з історії Криворіжжя. — Кривий Ріг, 2016). Однако эти факты пока что не стали доказанными для пересмотра даты основания Кривого Рога. Судя по всему, установлением памятника Петру Калнышевскому как основателю Кривого Рога нынешняя власть, известная своей промосковской ориентацией, пытается увековечить именно родившуюся во времена брежневского застоя официальную версию относительно времени его возникновения как поселения и поставить таким образом точку в этом древнем не только историческом, но и геополитическом споре. То есть установлением памятника последнему кошевому атаману Запорожской Сечи, так сказать, окончательно застолбить «русский мир» в Кривом Роге.

   Именно для этого действа и собралось многочисленное местное духовенство УПЦ Московского патриархата, народные депутаты от «Оппоблока», городское руководство и челядь. Так что на этом празднике увековечения даты основания Кривого Рога, которая якобы свидетельствует о его российском происхождении, присутствие духовенства УПЦ Киевского патриархата, криворожского казачества и местных патриотов даже не предусматривалась. По крайней мере из уст руководителей казачьих и патриотических организаций пришлось услышать, что на открытие памятника их никто не  приглашал, и они даже не знали, что такое должно произойти.                     

   По словам старейшины Украинского казачества Валерия Боцманенко и атамана ОО «Ингульская паланка Войска Запорожского низового» Сергея Штанько, об открытии памятника Петру Калнышевскому, о чем криворожское казачество уже давно мечтало, они узнали из СМИ. Их возмутило и то, что по поводу установления памятника кошевому атаману с городской общиной и в частности с казацкими организациями никто не советовался, ни одного публичного обсуждения данного проекта, не говоря уже о каком-либо конкурсном отборе, и речи не было. Хотя несколько лет назад Институтом развития города вместе с местными историками и краеведами, представителями казачества и Криворожского историко-краеведческого музея была разработана достаточно основательная программа «Кривой Рог — город казацкий», которой предусматривался широкий круг мероприятий, направленных на исследование и восстановление казачьих памятников, установка памятников выдающимся деятелям казачества на аллее казацкой славы, восстановление казачьих традиций, проведение казацкого военно-патриотического воспитания среди молодежи и юношества и т. д. Однако данную программу, как и многие другие интересные предложения и начинания были отложены в долгий ящик и в конце концов забыты.

   Более категорично высказался по поводу кулуарного принятия решений об открытии памятников в Кривом Роге проводник ОО «Степь» Игорь Дедюхин, который отметил, что те, кто занимался установлением монументов, связанных с казачеством, в частности Пресвятой Покровы и Петра Калнышевского, никакой связи ни с казачеством, ни с общественной патриотической средой не имели, как и собственно глубокого проникновения в украинскую историю и культуру. «Поэтому никакой культурной и духовной ценности для нас, патриотов, эти художественные произведения также не имеют», — подчеркнул Игорь Дедюхин.

   Такого же мнения об открытии памятника Петру Калнышевскому и священник УПЦ Киевского патриархата — настоятель храма Пресвятой Покровы Божьей Матери отец Николай. «Если памятники нашим национальным деятелям и героям стремятся открывать без нас, значит, их открывают не наши люди», — отметил священник. По словам отца Николая, ни на одно культурное мероприятие общегородского уровня ни его, ни других священников УПЦ Киевского патриархата городские власти ни разу не приглашали.

   В завершение следует отметить, что инициатором открытия памятника Петру Калнышевскому, собственно, как и большинства других памятников, в последнее время установленных в Кривом Роге, выступил криворожский мэр Юрий Вилкул. За время его руководства городом установлено столько памятников, сколько не было ни при одном мэре  в предыдущие годы. На протяжении последних восьми лет при его участии было установлено более 10 памятников и скульптурных композиций. В частности в Терновском и Металлургическом районах города установлены памятники в честь бойцов, погибших в российско-украинской войне, которая сейчас продолжается на востоке нашей страны. В Центрально-Городском районе открыт памятник святителю Николаю Чудотворцу, в микрорайоне Макулан — Мемориал в честь героев 17-й танковой бригады. В прошлом году на Покров был открыт памятник легендарному казаку Мамаю. В этом году в Покровском районе города открыли памятник Покрова Пресвятой Богородицы и кошевому атаману Петру Калнышевскому. Автором почти всех названных памятников является криворожский скульптор, член Национального союза художников Украины Владимир Токарь. В ближайшие месяцы планируют установить памятник Владимиру Великому его авторства. Итак, продолжение следует.
 

Владимир СТЕЦЮК, журналист, Кривой Рог
Рубрика: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments