Свобода не может быть частичной.
Нельсон Мандела, южноафриканский государственный и политический деятель

Публичные пространства для... декоммунизации

Как творческие резиденции могут способствовать обновлению общества
11 декабря, 2015 - 11:13
УЧАСТНИКИ ВОРКШОПОВ НЕ ТОЛЬКО ПРЕДЛАГАЛИ СВОИ ИДЕИ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА ГОРОДОВ, НО И ИССЛЕДОВАЛИ ЛОКАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ. НАПРИМЕР, ПОСЕЩАЛИ МЕСТНЫЕ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ (НА ФОТО — СЛАВЯНСК), ХОТЯ НЕ ВЕЗДЕ БЫЛА ТАКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ. В СЕВЕРОДОНЕЦКЕ, НАПРИМЕР, НЕТ НИ ОДНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ...

Сегодня часто говорят о культуре как инструменте в решении социальных проблем. А как это выглядит на практике, например, в вопросе декоммунизации? Могут ли арт-резиденции способствовать этому процессу? Ответ взялись искать члены художественного направления Украинского кризисного медиацентра. По результату проведения летней культурно-художественной резиденции «Над Богом» организаторы провели серию воркшопов «ДЕ»: актуализация публичных пространств и построение коммуникации между обществом и органами местного самоуправления». Встречи прошли в трех городах — Славянске, Северодонецке и Мариуполе. Местами встреч с сообществами стали те же публичные пространства — библиотека, краеведческий музей и театр. Как говорит ассистент художественного направления Украинского кризисного медиацентра, менеджер по коммуникациям воркшопа «ДЕ» Ольга Гончар, «мы акцентировали внимание местных жителей на том, что важно рассказывать о себе средствами культуры, иначе кто-то другой расскажет вашу историю, и совсем другими средствами».

Сами воркшопы проводились в два этапа. На первом — приглашенные общественные деятели и эксперты делились своим опытом промоции регионов Украины через культуру, как можно через культурный проект объединять общество, общество и власть, коммуницировать в целом. Участниками этих воркшопов были местные активисты. «Мы в первую очередь заявляли о том, что публичное пространство — это место, где генерируется критическое мышление общества, — отмечает искусствовед Евгения Моляр. — И если это пространство будет незаангажированным, свободным, доступным по всей стране, то таким образом мы сможем достичь формирования голоса общества». Вторая часть воркшопа — презентация художниками своих проектов и исследования ими локального контекста города. По словам организаторов, в каждом городе была разная активность среди местного населения и разная заинтересованность. Но диалог с горожанами происходил. Иногда даже с неожиданными участниками. Так, в славянской библиотеке к обсуждению приобщились женщины, которые тут же вязали маскировочные сетки. Как отмечают организаторы, они «не несли проповедование или наставление, а исследовали и общались». Фактически культурные резиденции заложили фундамент публичных пространств в регионах. Как они будут развиваться — зависит от местных активистов.

— Нам было интересно поработать именно в этом регионе. Мы начинали с темы декоммунизации и продолжили это в актуализации публичных пространств, — рассказывает «Дню» куратор Художественного направления Украинского кризисного медиацентра, инициатор воркшопа «ДЕ» Леонид Марущак. — Нам казалось, что именно здесь процессы декоммунизации могут вызвать больше всего конфликтных ситуаций, потому в дальнейшем, чтобы избежать их, мы пытались исследовать эту тему. Выбирали города по определенному принципу. Славянск имеет многолетнюю историю, и если ее исследовать и популяризировать — процесс декоммунизации здесь может намного легче пройти. Мариуполь — город, имеющий еще греческие корни, и здесь в любом случае нужно считаться с греческой общиной. А Северодонецк — город совсем молодой, основан в 1934 году, чисто советский продукт, потому процессы декоммунизации здесь имеют свои особенности, и мы хотели поработать здесь, чтобы наработать опыт для других похожих городов, имеющихся в этом регионе. А, открывая карты, могу сказать, что в следующем году мы будем ставить акцент своих проектов на Закарпатье.

Анна СВЕНТАХ, «День»
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments