В политике обязательно приходится изменять или страну, или электорат. Я выбираю измену электората.
Шарль де Голль, французский генерал, президент Франции в 1958-1969 годах

Работники образования – не молчат

Где права педагогов нарушают больше всего?
2 июня, 2020 - 10:24

Казалось, что карантин постепенно завершается, а вместе с ним и нарушения прав педагогов. Но все сложилось не так, как того ожидало общество. Права продолжают нарушать, а непродуманное снятие карантинных ограничений с некоторых учреждений образования может способствовать распространению коронавирусной болезни.

Самыми большими проблемами для педагогических работников стали организация их работы и обеспечение финансированием. Несмотря на длительную трансформацию обучения в дистанционную форму, до сих пор не было хорошо согласована образовательная политика между государственными и местными органами власти. Решения, которые принимал Кабмин, были сложными для реализации на местном уровне. В частности, они касались самого дистанционного обучения, финансовой поддержки педагогов и работы учреждений образования.

Из-за таких решений и непродуманной политики в сфере дошкольного/школьного образования часть органов местного самоуправления пыталась избежать карантинных мер в учреждениях образования. Эти местные органы власти официально придерживались всех рекомендаций МОН. Неофициально — местные департаменты образования и науки совместно с руководителями учреждений образования давали вынужденные, но незаконные распоряжения по организации работы и финансированию педагогов.

Это, в свою очередь, породило ситуацию, в которой местная власть неоднократно пренебрегала правами педагогов. Выявить и остановить такие точечные правонарушения по всем регионам удавалось через хорошо осведомленных в законодательстве и сознательных педагогов. Они направляли свои жалобы и обращения в МОН, образовательному омбудсмену, народным депутатам Украины и в другие инстанции.

ОТКУДА ИНФОРМАЦИЯ?

В условиях дистанционного режима работы наиболее популярной и действенной организацией для защиты прав педагогов оказалась Служба образовательного омбудсмена. К ней можно обратиться через официальную веб-страницу самой Службы и страницу образовательного омбудсмена Сергея Горбачева в соцсети Facebook.

Они предназначены для принятия и фиксирования всех обращений/жалоб от участников образовательного процесса о нарушении их прав. Самое главное — там можно узнать о способах защиты своих прав, разъяснения законодательства, получить правовую помощь и разного рода рекомендации по решению индивидуальных проблем и тому подобное.

Через запрос на доступ к публичной информации в Службе образовательного омбудсмена нам удалось получить данные о том, как и где в Украине нарушали права и законные интересы воспитателей/учителей во время карантина.

ЧТО НАМ ИЗВЕСТНО?

С 12 марта до 13 мая в Службе образовательного омбудсмена зарегистрировали 232 сообщения, касающиеся нарушений прав педагогов в условиях карантина. В 59 случаях наблюдалось множественное нарушение прав. Общее количество нарушений по тематике обращений от педагогов — 291.

Самыми распространенными нарушениями во время карантина оказались начисление и выплата заработных плат — 96, принуждение педагогов к отпуску — 55, принуждение ходить на работу — 54, организация дистанционного обучения — 42.

Меньшими по количеству, но существенными были также обращения по выплатам учителям со стажем работы до десяти лет — 25, аттестации — 11 и безопасных условий в учреждениях образования — 8.

При рассмотрении этих нарушений следует учитывать масштаб проблемы. Большинство обращений поступило от наиболее активных педагогов из разных учреждений образования. То есть это только те работники, которые готовы были публично бороться за свои права и законные интересы, бороться с несправедливостью. Реальное количество таких нарушений может быть гораздо большим.

Определенные региональные департаменты образования и науки и учреждения образования все же нашли способ, как соблюдать не очень действенные рекомендации МОН. Но некоторые из них, как мы видим из данных, этого сделать не смогли. Отсюда и возникла проблема с нарушениями гражданских и профессиональных прав и свобод педагогов.

Хоть власть поэтапно отменяет карантин, нарушение прав педагогов все же будут оставаться актуальными и в дальнейшем. Ключевой причиной этих нарушений является не эпидемия, а решения и действия правительства, а именно — ответ власти на глобальные вызовы и угрозы.

С 25 мая правительство возобновило работу учреждений дошкольного образования. Педагогам следует готовиться к новым помехам в их работе. Это вызвано продолжением распространения коронавирусной болезни и невозможностью реального обеспечения противоэпидемиологических требований в детских садах.

Прежде всего, речь идет о сложности социального дистанциирования детей, отсутствии финансовых ресурсов для обеспечения средствами индивидуальной защиты, опасности для жизней всех участников образовательного процесса и других проблемах.

КАКОВА СИТУАЦИЯ С НАРУШЕНИЯМИ В РЕГИОНАХ?

В региональной статистике относительно нарушения прав педагогов антилидером в начислении и выплатах зарплат и организации дистанционного обучения является Донецкая область. Там количество нарушений в этих аспектах составило соответственно 13 и 8 случаев. В Днепропетровской области зафиксировано наибольшее количество нарушений по принуждению к отпускам — восемь случаев.

Принуждение ходить на работу чаще всего применяли на Харьковщине — десять случаев. Нарушения по выплатам учителям со стажем работы до десяти лет стали самым существенным недостатком в функционировании образовательной сферы Винницкой области — шесть случаев.

Проблемы с аттестацией, которые повлияли на профессиональный рост и деятельность воспитателей/учителей, оказались заметными в Ивано-Франковской области — три случая. И нарушения прав педагогов относительно безопасных и безвредных условий в учреждениях образования касаются таких областей: Волынской, Донецкой, Одесской, Ровенской, Херсонской, Черкасской и Черновицкой. В перечисленных регионах было выявлено по одному случаю нарушений.

В общем в пятерку антилидеров относительно общего количества нарушений прав педагогов можно отнести Донецкую область (30), Харьковскую (27), г. Киев (23), Днепропетровскую (22) и Сумскую (17). Четверку регионов, в которых было зафиксировано наименьшее количество нарушений (менее 5), возглавили Закарпатье (3), Черниговщина (3), Волынь (4) и Черновицкая область (4).

Эти сведения довольно сильно варьируются в региональном срезе, но можно проследить одну интересную тенденцию. В восточных и северо-восточных областях Украины склонялись к жестким методам управления сферой образования и большему пренебрежению правами педагогов. В западных, центральных и южных областях ситуация с педагогическими работниками выглядит лучше. В них было выявлено гораздо меньше нарушений, за исключением Ивано-Франковской области.

Такое распределение регионов Украины по количеству нарушений прав педагогов имеет комплексный характер и вызвано рядом факторов. К примеру, это могут быть количество населения в регионах, разные способы управления учреждениями образования и педагогическим персоналом со стороны местных властей, уровень гражданской активности в конкретной области, характер нарушений и другие критерии.

Независимо от этих факторов, воспитатели и учителя не должны молчать. Они должны реализовывать и защищать свои гражданские и профессиональные права всеми возможными законными способами. Это необходимо делать, чтобы не допустить несправедливость в отношении себя при любых условиях.

Так, за период карантина Службой образовательного омбудсмена было зафиксировано 291 нарушение по всем тематикам обращений от педагогов. Больше всего нарушали права последних через начисление и выплату заработных плат, принуждение педагогов к отпуску и принуждение ходить на работу во время карантина. Региональными антилидерами нарушений прав педагогов стали Донетчина, Харьковщина, г. Киев, Днепропетровщина и Сумщина.

Несмотря на снятие карантинных ограничений правительством, педагогические работники должны быть готовы к дальнейшим нарушениям их прав. Применение популярных, но непродуманных и неоправданных решений властью позволило открыть учреждения дошкольного образования.

Конечно, детсады еще не готовы принимать детей в условиях продолжения распространения коронавируса. Если процесс открытия не будет продлен, обществу следует ожидать возможного ухудшения эпидемиологической ситуации, а отдельно педагогам — новых нарушений их прав. Так что продолжение следует... Тогда как свести до минимума нарушение прав и законных интересов педагогов в условиях эпидемии?  И как исправить недостатки решений и действий органов государственной и местной власти их?  Для того чтобы власть могла взять эту ситуацию под контроль сейчас и достойно работать в дальнейшем, ей следует разработать меры по решению указанной проблематики.

 Они заключаются в трансформации политики правительства в сфере дошкольного / школьного образования. Эта политика должна быть продуманной, логичной, однозначной и согласованной должным образом на местном уровне. При этом должно осуществляться четкое и надежное обеспечение защиты гражданских и профессиональных прав педагогов со стороны государственных и местных институтов власти.

 Также власти необходимо урегулировать законодательные нормы, касающиеся организации работы и финансирования педагогов в условиях эпидемии. А карантин стоит снимать плавно и с соблюдением условий безопасности. Речь идет об ограничениях, касающихся восстановления деятельности учебных заведений во время продолжения распространения COVID-19 и составляющих риски для здоровья и жизни всех участников образовательного процесса.

Константин ШОКАЛО, аналитик Центра общих действий
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ