Я - для того, чтобы голос моего народа достойно вел свою партию в многоголосом хоре мировой культуры.
Олекса Тихий, украинский диссидент, правозащитник, педагог, языковед, член-основатель Украинской Хельсинской группы

С вышиванкой в душе

Говорят участники торжественного шествия в Кривом Роге
21 мая, 2018 - 18:03

Украинская вышиванка... Это, безусловно, большое чудо, которое пришло к нам из глубины веков, донеся засекреченное содержание древнего кода нашего этнического бытия. Именно поэтому при коммунистическом режиме за нее могли записать в националисты, а то и в тюрьму посадить. А сегодня — на очередном пике борьбы украинцев за свое украинское будущее — вышиванка бьет рекорды популярности. И красноречивым доказательством этого является, в частности, введенный в Украине День вышиванки и традиция вышиванковых маршей, которые уже несколько лет подряд проходят и в Кривом Роге. И если первые марши проходили в городе исключительно по инициативе патриотических организаций, то последние два года вышиванковое шествие проходит в Центрально-Городском районе города как общегородской праздник благодаря инициативе Первого городского канала и поддержке районной власти. И это является свидетельством того, что патриотическая традиция приобрела более широкое звучание, объединившись с медийными возможностями городского телеканала и административными — райисполкома.

Итак, о вышиванке и вышиванковом шествии говорят его непосредственные участники.

Сергей НЕЖЕНЦЕВ, председатель Центрально-городской районного в городе совета:

— Более масштабного вышиванкового шествия, чем в нашем районе, пока в городе нет. Поэтому мы считаем его общегородским праздником.

Ангелина ВЕРХОГЛЯД-КАНИБОР, военный рекрутер полка «Азов», пианистка, концертмейстер:

— Любовь к вышиванке я впитала, как говорится, с материнским молоком. Обе мои бабушки прекрасно вышивали — как крестиком, так и гладью. Мама бережно хранила свою вышиванку, которую надевала еще в девичестве. Были также фотографии и истории из ее детских лет, связанные с вышиванками... Когда впервые надела вышиванку, не припомню, но в подростковом возрасте часто стремилась надевать ту... мамину — психологически она была для меня, как оберег. Тогда же отец подарил мне сорочку, вышитую голубым по белому. Собственно, с этого, пожалуй, и началось мое активное самовыражение, так сказать, невербальная декларация собственной позиции, взглядов и ценностей. Уже в 15-17 лет я надевала вышиванку не только в праздничные дни и на тематические вечеринки, но и на дискотеки, в кино и даже идя просто «на улицу». С тех пор вышиванки стали моей женской слабостью — покупаю их не только себе, но и на подарки родителям, друзьям. Но где-то подсознательно продолжаю внутренне воспринимать их, как оберег, потому что выходя на сцену или какие-то массовые мероприятия, я уже не представляю себя без них ...

Вышиванковое шествие — это прекрасная инициатива, это возможность самым милым способом выразить свою любовь к родному краю, его традициям и ценностям. Причем в данном случае это возможно, несмотря на все принципиальные политические и идеологические разногласия, разное понимание этих ценностей, разное видение методов решения проблем и т. п. Участвую в таких мероприятиях, начиная с первых попыток их проведения в Кривом Роге. До войны старалась не пропускать в принципе ни одно патриотическое мероприятие в городе. Только в 2014-2015 годах «выпала» из жизни города.

Для того, чтобы такие мероприятия становились более массовыми... нужно время для увеличения процента тех, чей латентный патриотизм будет стремиться к выражению хотя бы пару раз в год.

Наталья ЧЕРВОНАЯ, предприниматель:

— В шествии вышиванок лично я участвую уже второй раз. Считаю, что для нашего города, который является далеко не однозначным, это очень важное, красивое и сильное средство в подтверждение украинской идентичности. Для нас — это необходимость хотя бы раз в год надеть вышиванку, вместе пройтись по улицам родного города и почувствовать себя украинцами. Это побуждает ко многим вещам — с большим уважением относиться друг к другу, быть более вежливыми, многие начинают общаться на украинском...

К сожалению, я не всегда говорю на украинском, но если выпадает такая возможность, то стараюсь. И этим я обязана своему мужу и своей свекрови, которая родом из Львовской области. Мои же родные — россияне. Мама из Барнаула, папа — с Урала. Если взять по родословной, то где-то на 75 процентов я русская. То есть я на себе прочувствовала, насколько важно определиться, украинка я или русская. Когда познакомилась со своим мужем и мы начали ездить к его маме в Западную Украину, конечно, стала больше чувствовать себя украинкой.

Хотя приходится слышать и такое, что в стране, мол, война, большой кризис, множество проблем, а вы в вышиванки выряжаетесь и какие-то марши устраиваете... Действительно ли это нужно именно сейчас? Представьте себе, если бы в этом плане вообще ничего не делалось... Как раз для сплочения украинцев и усиления патриотического духа это и нужно.

Игорь МЕЛЬНИК, работник Южного ГОКа, активист ВО «Свобода»:

— Я не впервые участвую в таких мероприятиях и считаю их очень нужными. Это не только праздник вышиванки, но и собственный праздник Украины. Ведь кроме украинского флага и гимна у нас есть еще и вышиванка, которая, считаю, по своему значению где-то на уровне с ними. Поэтому когда стране тяжело, когда идет война, эти символы должны особенно нас вдохновлять, поднимать патриотический дух и сплачивать для совместных согласованных действий. Когда люди видят, что мы, украинцы, вместе, это вдохновляет на более решительную борьбу против врага и более активные действия в наведении порядка в стране.
Было время, когда впервые такие мероприятия в городе начинали проводить патриотические организации, в том числе и ВО «Свобода». Однако теперь можно сказать, что время, когда «Свобода» это делала и в этом деле была первой, уже прошло. И следует отметить, что тогда в городе такие мероприятия, как вышиванковое шествие, не очень приветствовались. А теперь, когда организацию шествия взяли на себя официальные власти, можно считать, что мы продвинулись в этом отношении вперед. Хотя наблюдается и определенное влияние административного ресурса в виде так называемой «обязаловки». Я считаю, что главное — не привести сюда кого-то за руку, а чтобы каждый сам сюда старался прийти.

Василий СЕМЧУК, пенсионер, активист ОО «Криворожцы» и ОО «Эко-Кривбасс»:

— Лично для меня вышиванковый праздник существует фактически всю жизнь. Но сегодня это и печальный день, поскольку мы хоронили нашего бойца Николая Ткаченко, который погиб на Донбассе, защищая территориальную целостность Украины в войне с российским агрессором. К сожалению, городская власть ничего не сделала для того, чтобы широко проинформировать об этом общественность, поэтому многие криворожане не смогли провести своего земляка в последний путь. В связи с этим звучит много обвинений в том, мол, идет война, а вы парады вышиванок устраиваете. Что я могу сказать по этому поводу? А зачем тогда детям учиться в школе? Зачем учить историю? Зачем в церковь ходить? Так можно вообще все отрицать, мол, нам теперь ничего не нужно. Такие меры сплачивают украинцев, поднимают патриотический дух, напоминают тем, кто забыл, кто они есть. Мы фактически рождаемся в вышиванке, поэтому она всегда в наших сердцах и душах. Это наш генетический код.

Лидия ЛЕСУНЕНКО, активистка Криворожского майдана:
 

— Я считаю, что такие меры нам очень необходимы, особенно сейчас, когда украинцам слишком тяжело и многие начали терять веру и надежду, что в стране и нашем городе наконец-то произойдут положительные изменения. Накануне журналисты Первого городского телеканала спрашивали у меня, нужно ли сейчас громко отмечать День города, когда в стране идет война? Я ответила, что не нужно, тем более что на это празднование, которое в традиционном исполнении городской власти какой-то особой украинской культурно-идеологической нагрузки не несет, предусматриваются немалые расходы — где-то четыре с половиной млн. гривень. Но средства — это такое ... А как мы можем петь и плясать, когда идет война, и мы теряем наших защитников. Не бывает такого дня, чтобы в Украине не хоронили кого-то из погибших воинов. Что же касается вышиванкового шествия — это собственно общественная патриотическая акция, которая никаких расходов из городского бюджета не требует, никакого веселья с пением, танцами и застольем не предусматривает.
 

 Этот украинский флаг мы за собственные средства приобрели. Вышиванки тоже. Поэтому День вышиванки и День города — это совершенно разные мероприятия и отношение к ним, по крайней мере у меня, немного разное. Мы вышли на это вышиванковое шествие как патриоты, как волонтеры, а кто будет «гулять» на День города, мы хорошо знаем. Поэтому мы пришли на эту акцию не только в вышиванках, но и с украинским флагом, чтобы все видели и знали, в том числе и наша власть, что мы — украинцы и наш город — тоже украинский.

Анна КРАВЧЕНКО:

— Такие акции проводить нужно. И еще желательно, чтобы украинцы надевали эту замечательную национальную одежду не только в День вышиванки, ведь это очень красиво и ярко. Как утверждают этнографы, в старые времена в сундуке украинской хозяйки были вышиванки, так сказать, на все важные случаи жизни — и на свадьбу, и на Рождество, и на Пасху, и на жатву, и на Покров, а также печальный день... Поэтому следует возобновить эту замечательную украинскую традицию.

Галина СМЕРЕЧИНСКАЯ:
 

— Я очень рада, что в Украине и в Кривом Роге в частности начали отмечать День вышиванки. Для нашего города, где, к сожалению, еще очень много сепаратизма, такие патриотические мероприятия очень нужны. Нужно поднимать наш патриотический дух. Война — это очень плохо, и мы должны делать все для того, чтобы наступил мир. Пусть будет мир, любовь и счастье в нашей Украине!

Олег БУСЕНЬ, участник российско-украинской войны, волонтер, председатель ОО «Содействие Вооруженным Силам Украины и Национальной Гвардии Украины»:
 

 

— Меня спеленали в вышиванку еще в колыбели. Моя мама вышивала, так что были вышитыми у меня и распашонки, и подушка, и пеленки, и покрывало. С тех пор, как стал на ноги, помню наш дом на Кировоградщине весь в маминой вышивке. Икона и портреты на стенах — в вышитых рушниках. Скатерть на столе, салфетки и даже чехлы на стульях — тоже в вышивке. Шторы на окнах — и те в узорах. А на полу — домотканые полосатые дерюжки. И все это создавало настроение праздника, цветущей жизни. И действительно в послевоенные шестидесятые годы, в период так называемой хрущевской оттепели, украинское село начало расцветать. Люди стали немного богаче жить, активно строились. Почти всем селом сообща строили друг другу лампачевые хаты. Как мы знаем теперь, после осуждения культа личности Сталина коммунистический режим дал определенные послабления на места, и в Украине медленно снова началась украинизация. Мама как раз окончила Криворожский пединститут и получила направление в село Лозоватка на Кировоградщине. А до этого она проходила педпрактику на Волыни, где и познакомилась с моим будущим отцом. Наверное, там она и увлеклась вышивкой и уже не бросала этого увлечения до своих седых лет. Не расставался с вышивкой и я — и в школьные годы, когда участвовал в художественной самодеятельности, и на военной службе, и в годы своей политической деятельности, а также на войне. Там без нее вообще нельзя. И не только я, но почти все ребята носят ее под одеждой как оберег. Поэтому у военных, которые защищают страну на Востоке от посягательств российского агрессора, в отношении таких маршей в День вышиванки никаких возражений, конечно, быть не может.

Лариса СЫЧЕВА, бандуристка, бывшая участница образцового самодеятельного хора «Краяни» им. А. Кравцова, в настоящее время участница хора «Ветераны»:
 

 

— Мы сегодня работали на своем огороде, очень устали, но все равно пришли на этот праздник. И у нас хорошее настроение. Мы являемся участниками художественной самодеятельности. Поем в хоре, выступаем на концертах и, конечно, у нас есть вышиванки и для праздников, и для повседневного употребления. Я немного вышиваю сама, поэтому вышиванки, которые у меня есть, вышиты мной собственноручно. А первая вышивка, как ни странно, появилась у меня в России — в городе Мурманске. Там очень сильная украинская диаспора. Некоторое время я работала там. Как участница художественной самодеятельности с 2000 года принимала участие в концертах, проходивших в Мурманске, так мне там и подарили вышиванку. В 2003 году у меня появилась вышиванка, которую подарила мне мама моей подруги — вышивальщица из Марганца. Потом у меня появились еще четыре вышиванки. Вот эта вышиванка с моей родины — Ивано-Франковщины. Очень хорошо, что у нас есть теперь праздник вышиванки.

Георгий ШРАМОВ, бывший солист образцового самодеятельного хора «Краяни» им. А.Кравцова, в настоящее время солист ВИА «Джерело»:
 

— В коллективах художественной самодеятельности я начал петь с 1958 года. Четыре года служил на Северном флоте, и там тоже в хоре пел. Почти вся моя творческая жизнь была связана с хором «Краяни». Теперь являюсь солистом вокально-инструментального ансамбля «Джерело», работающем при Дворце культуры «Карачуны». А какая же художественная самодеятельность без вышиванки! Да и праздники наши без вышиванки теперь уже не праздники. Очень хорошо, что и праздник вышиванки уже есть.

Александр МЕЛЬНИК, заместитель директора Криворожского историко-краеведческого музея:
 

— Вышиванковое шествие — это одно из ярких проявлений патриотизма, которое консолидирует людей, общество, нацию. Поэтому отношение к таким мероприятиям, безусловно, положительное. Жаль только, что это шествие является пока не достаточно массовым, ведь 3-4 тысячи участников — это даже меньше одного процента населения Кривого Рога. Так что здесь есть над чем поработать и общественному активу, и руководству района и города. История украинской вышиванки и ее символика уходят корнями в глубины духовного мира нашего народа, поэтому без понимания основ этого мира невозможно сформировать и современное украинское мировоззрение, которое не может не опираться на мощное духовное наследие, оставленное нашими предшественниками. Скажем, основные элементы национальной символики, которые фигурируют в орнаментах украинских вышиванок, такие, как ромбы, треугольники, квадраты, елочки, ломаные и волнистые линии, можно проследить и в древнейших орнаментах, скажем, на древней керамике еще 3 тыс. до нашей эры, которая широко представлена ​​среди археологических находок, обнаруженных в ходе исследований древних памятников Криворожья. И основная функция этих символов, конечно, не декоративная, а в первую очередь у них глубокое сакральное значение, в частности они выполняют роль своеобразных оберегов и т. п. Что касается довольно богатой музейной коллекции украинской вышивки, она стоит того, чтобы с ней не только знакомиться в ходе экскурсий и тематических выставок, но и изучать и исследовать более основательно. Кстати, лекции и музейные выставки могли бы быть элементами таких общегородских мероприятий, посвященных украинской вишиванке. Поскольку я родом из села, то воспоминания, связанные с вышиванкой, действительно уходят еще во времена моего детства. Во всяком случае понимание того, что вышиванку надевают в торжественные дни, появилось именно в детстве. Правда, в советское время надеть вышиванку можно было разве что на концертах художественной самодеятельности, а в быту пользоваться ею, к сожалению, было не принято. По крайней мере, переехав в город, никто в семье вышиванку уже не носил. Впервые надеть торжественно вышиванку мне довелось лишь в независимой Украине. Мне подарили ее в 1993 году, и с тех пор на свой день рождения, День Независимости Украины, в последние годы и на День города я обязательно надеваю вышиванку. И в этом есть что-то магическое, ведь в национальной одежде ты чувствуешь себя причастным ко многим поколениям украинцев, которые творили нашу историю, если хотите, к определенному кругу и определенной касте людей, которым не безразлична судьба Украины.

Ната МАЙДАЧЕНКО, работница Центрально-Городского районного в городе Кривом Роге отдела государственной регистрации актов гражданского состояния:
 

— Мое отношение к вышиванковому шествию очень положительное! Вообще я бы сделала День вышиванки праздничным. К сожалению, я впервые надела вышиванку только в 2010 году. В Украину приехала из России, и до этого как-то никогда не обращала внимания на такую ​​одежду! А первую вышиванку подарила мне мама моей кумы. Она с Западной Украины и вышила ее сама! Нужно ли вводить национальный дресс-код для торжественной регистрации брака? В некоторых отделах нашей области руководители проводят регистрацию брака и рождения в вышиванках или в украинском костюме! Это Софиевка, Петриковка, Индустриальный район Днепра и другие. Вводить нужно, кстати, в «браке за сутки» есть 3 варианта торжественной регистрации: в национальном формате, европейском и индивидуальном!

Инесса ДОЛЕННИК, поэтесса:
 

— Вышиванка — это закодированная мудрость украинского народа. Я и сама немного вышиваю, поэтому знаю, какое это кропотливое и длительное дело. Начинала с картин — все стены в моем доме и доме моей дочери украшены ими. А теперь вот взялась за вышиванку... Первая моя настоящая (то есть вышитая вручную) вышиванка была мне подарена. И это, я считаю, царский подарок. До этого были платья с машинной вышивкой. Кстати, тоже очень хорошие и удобные. Когда надеваю вышиванку (а я это делаю часто), чувствую себя дочерью славного и свободолюбивого украинского народа, который отдает должное красоте и умеет творить ее чудеса своими руками. Я счастлива, что на мое стихотворение «Вышиванка» моя киевская подруга, певица и композитор Татьяна Мирошниченко, написала прекрасную песню. И так хорошо и убедительно ее исполнила, что очень многим людям она пришлась по душе. До сих пор приходят отзывы. Некоторые люди пишут, что едва ли не каждый день ее слушают. А некоторые даже на телефон записали, чтобы по дороге на работу и с работы слушать.
 

Підготував Володимир СТЕЦЮК, журналіст, Кривий Ріг
Рубрика: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments