Как несвоевременны решения власть имущих. Когда они за что-нибудь, наконец, после долгих сомнений решаются взяться, жизнь уже ушла вперед, и они снова остаются перед разбитым корытом.
Павел Скоропадский, украинский государственный, политический и общественный деятель, последний гетман Украины

Урожай трипольцев защищала рогатая змея

В Черкасском областном краеведческом музее экспонируется уникальный артефакт
8 августа, 2013 - 12:47
ФОТО АЛЕКСАНДРА СОЛОНЦА

Бывший студент-историк Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого Виталий Пашолок обнаружил недалеко от села Журавлиха Шполянского района уникальную вещь. Речь идет о ритуальном толкаче-растиральнике из камня в виде головы рогатой змеи. Сегодня артефакт экспонируют в краеведческом музее.

Виталий год назад окончил университет. Говорит, что хотел устроиться работать по специальности, но не удалось. Поэтому сейчас работает специалистом по социальной работе. Каменный растиральник он нашел около своего родного села.

«У нас летом была археологическая практика. Копали поблизости сел Маслово и Нечаево, Шполянского района. А я в Журавлихе на поле нашел эту интересную вещь. Тогда еще не знал, что это, потому привез руководителю практики, чтобы проконсультироваться. Также во время практики откопал каменный топор», — вспоминает Виталий Пашолок.

По его словам, село Журавлиха вообще радует находками. Правда, археологические экспедиции здесь в последний раз проводились еще в 70-е годы прошлого века.

«Кроме растиральника, я там нашел прясло, которое датируется VII—VI веком до нашей эры. Это такая круглая глиняная вещь, с помощью которой из шерсти пряли нити. А еще несколько раз приносил руководителю практики старинные монеты XVIII—XIX веков», — рассказал Виталий.

Как объяснила «Дню» заведующая отделом археологии Черкасского областного археологического музея Лариса Сиволап, ритуальный растиральник, который нашел Виталий, датируют IV—III тысячелетием до нашей эры и относят к трипольской культуре, которая существовала на протяжении полторы тысячи лет на территориях нынешних Украины, Молдовы и Румынии. Есть также версии, что речь идет о начале эпохи бронзы. «Нужно собрать исследователей и поехать на то место, где эта вещь была найдена. Возможно, удастся обнаружить какой-то сопроводительный материал, который поможет уточнить датирование», — объясняет Лариса Сиволап.

По ее словам, букраний — это символ рогатого животного. В музее экспонируется голова рогатой змеи. Ее уникальность в том, что идет речь именно о каменной голове. Ведь раньше археологи находили только керамические букрании. Кстати, у трипольцев змеевидный орнамент был довольно популярен. Использовали его для разрисовывания посуды. Змея олицетворяла мудрость, а также считалось, что именно она оберегает урожай.

«Змеи, как правило, в большом количестве водятся там, где сырость, а там, где сырость, — хороший урожай. Возможно, такие аналогии как урожай, влажность, дождь как раз и сочетают змей как охранителей урожая с успешным земледелием. На скульптуре очень лаконично и символично выделены зооморфные черты. Поэтому когда мы пытались определить, что именно изображено, то было сложно растолковать эту лаконичную символичность. И мы сделали самое простое: спросили у детей, которые приходили на экскурсии, что они видят. В ответ услышали, что это голова рогатой змеи»,           — рассказала Лариса Сиволап, отметив, что трипольское зооморфное изображение в каменном воплощении является чрезвычайной редкостью.

Относительно использования ритуального толкача-растиральника, то можно допустить, что его использовали, чтобы растирать краску, которой разрисовывали посуду, украшали внешние стены домов и тому подобное. Разрисовывали ли свое тело трипольцы, мы можем только допускать, потому что ни одного их захоронения не найдено, известны только поселения (на Черкащине их больше трехсот!). А вот о преемниках трипольцев — племенах ямной культуры — известно, что они обмазывали открытые участки тела красной ритуальной краской охрой (во всяком случае, относительно покойников это было обязательным ритуалом). По словам Ларисы Сиволап, если при жизни ямники это тоже делали, то, по-видимому, для того, чтобы защитить кожу от укусов насекомых. А некоторые ученые считают, что ямникам просто нравился красный цвет, и они считали, что это очень красиво — разрисовывать тело. Следы такого окрашивания археологи находят, раскапывая их захоронения. Впрочем, на трипольском букрании-растиральнике следов охры не сохранилось, скорее всего, вследствие пребывания его в пахотном слое поля на протяжении нескольких тысячелетий.

Кстати, в начале августа в Черкасском областном краеведческом музее открылась выставка, посвященная 120-летию открытия Трипольской культуры археологом Викентием Хвойкой.

Виктория КОБЫЛЯЦКАЯ, Черкассы
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ