Или думай сам — или тот, кому приходится думать за тебя, отнимет твою силу, переделает все твои вкусы и привычки, по-своему вышколит и выхолостит тебя.
Фрэнсис Фицджеральд, американский писатель, крупнейший представитель так называемого «потерянного поколения» в литературе

Вкусный хлеб

О людях, изготавливающих неповторимый продукт, и тех, кто раздает коврижки нуждающимся
26 июля, 2018 - 13:30
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

БОЛЕЕ 40 ЛЕТ ЯНИНА ГУНЧАК ИЗ ВИННИЧИНЫ ВЫПЕКАЕТ ДУШИСТЫЕ ХЛЕБА

Опять в поле жатва. Вскоре по всей Украине будем иметь новый урожай пшеницы. С нетерпением его ждет жительница села Селище Козятинского района Янина ГУНЧАК. Ведь она всю жизнь печет домашний хлеб. Потому что так еще с детства повелось в ее семье. Она видела, как бабушка готовит хлеб и выпечку, и унаследовала давние рецепты и продолжает прославлять род — своими хлебами. Дома у Янины Францевны осталась еще старая каменная печь. В ней запах хлеба — чуть ли не на все село.

«Раньше дрожжей не было. Через панское сито из шелка просевали муку. Из орехов давили масло, так макуху оставляли на пироги, а масло давали к тесту в сдобу. В детстве я очень любила наблюдать за тем, как выпекали хлеб.

Бабушка брала картофель: поварила, растолкла, как на пюре, потом поставила, чтобы остыл. После добавила немножко муки. Это была запарка. У кого было молоко, у кого сыворотка, также добавляли к ней. Это тесто подходило, а затем муку месили — так пекли пироги и так пекли хлеб. Еще издавна хлеб пекли на хмелю. Так же варили картофель, заваривали хмель и этой водой растворяли тесто — это называлось «подмолодь». В кадках делали хлебные «силы». И так до вечера выкисало это тесто, а затем добавляли муку. Только утром месили, и такой хлеб был вкусный, что и словами не сказать. Казаки издавна тоже пекли хлеб на хмелю», — делится Янина Францевна.

Смолоду женщина печет еще и обрядовые караваи. Говорит, что раньше ни одна свадьба и праздник не проходили без такого. «Каравай — это был символ семейной прочности. Никто не заквашивал каравай. Заквашивала мать в старину. Каравайницы должны были быть только замужние, не разведенные. Это очень давняя традиция. Еще моя бабушка об этом рассказывала. Если мать заквашивала, пели одну песню, если каравайницы месили, пели другую, производили — пели третью песню. По караваю определяли жизнь молодых. Если он треснул посередине, то говорили: пара вместе жить долго не будет. Каравай должен быть целым, как рыбий глаз», — рассказывает пани Янина.

На своем веку она испекла сотни караваев и почти тонну хлеба. Еще с 2014 года постоянно передавала свою выпечку и коврижки, закрутки, одежду военным ООС (АТО). Как пчелка, старается быть активной в жизни своей громады.

Янина Францевна 20 лет проработала звеньевой в селе, десять на ферме, десять в столовой — поваром. Вспоминает, что ни один праздник в селе не обошелся без ее хлеба и караваев.

«Как-то в нашей столовой не было хлеба. Я говорю сельскому голове: «Привезите мне муку, буду хлеб печь». А он говорит: «Я куплю хлеб». Взглянула на него и повторила: «Владимир Иванович, привезите мне муку!» Он привез, я испекла хлеб... Я даю ему буханку и говорю: «Берите, ешьте, скажете, стоит ли печь дома хлеб, или покупать». Он поблагодарил, взял этот хлеб и ушел. А на второй день говорит: «Вы знаете, ваш хлеб нельзя ни с чем сравнить, мы его ели всухомятку, он настолько вкусный». С тех пор я в селе всегда на праздник пеку хлеб. Бывало, двое суток стою у печи и одну за другой выпекаю буханку», — вспоминает женщина.

Научилась Янина Францевна печь калиту, жаворонков, каравай, пасху фигурную. И признается, что в старину люди тоже были гурманами, из ничего умели сделать что-то вкусное и особенное: «Было тяжело после войны, но у нас в семье никогда не было так, что сварила что-либо и все, борщ или кулеш. Всегда что-то второе: картофельная бабка, гречаники в печи, ленивцы, картофельные пирожки... Был садик большой — все сушили. Так научились жить по возможности. Моя бабушка работала у пана Артемийа Терещенко в Андрушевке Житомирской области. Она пряла сорочки. Знала много рецептов. Моя мама 15 лет была в невестках, так умела все делать и меня учила».

Эту каравайницу с добрыми глазами и натруженными руками хорошо знают и за пределами села. Янина Францевна с мужем Леонидом отпраздновали золотую свадьбу. Вместе пережили радость и горе, вместе строили дом, растили и воспитывали деток. Сейчас у пани Янины есть правнуки, она всегда радуется, когда вся семья собирается поесть ее душистого хлеба.

ХЛЕБ ОТ ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ

В городке Козятин тоже есть добрые люди, которые знают ценность каждой буханки. Супруги Александр и Елена Автуховы раздают бесплатно хлеб пенсионерам. Они покупают по 25 буханок за собственные средства и каждый вторник выносят его на рынок. Помогают всем, кто подходит и просит хлеб. А подсмотрели идею козятинчане у предпринимателей из Луцка: «Несколько месяцев назад мы с женой пересматривали выпуск новостей. Обратили внимание на сюжет из Луцка, где в мясном павильоне предприниматели занимаются таким благотворительным делом — раздают хлеб обездоленным. Идея нас настолько поразила, что решили и себе попробовать. Тем более, на это нужны небольшие средства, а польза от этого действительно большая. В результате я изготовил лоток и заказал плакат со словами: «Уважаемые пенсионеры! Если есть потребность, вы можете взять здесь бесплатно хлеб. А у кого есть возможность, приобщитесь к этому делу». Разместились мы около рынка, — говорит Александр Автухов и продолжает, — за это время разные ситуации были. Кто-то из пенсионеров после того, как брал в руки буханку, не сдерживал слез, рассказывал о своей непростой жизни и безденежье. Были такие, которые не верили в то, что мы помогаем совершенно бесплатно и не под флагом какой-то политической партии. А в последний раз к нашему приезду собралось немало людей и ждали нас. Разумеется, делая добрые дела и услышав за это искренние слова благодарности, я понимаю, что живу не зря. Хотелось бы, чтобы другие приобщились к нашей инициативе».

Леся КЕСАРЧУК
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments