Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Завтра в Киеве собирают Майдан

Евгений ЗОЛОТАРЕВ: «После субботы — или перевыборы, или «Наша Украина» идет в коалицию с Партией регионов»
30 марта, 00:00
ЕВГЕНИЙ ЗОЛОТАРЕВ

— Евгений, что, в конце- концов, должно произойти в эту субботу?

— Эта суббота будет очень насыщенным днем в украинской политике. Будет съезд «Нашей Украины», и на этот день запланирован митинг оппозиции.

Я, как и все остальное украинское общество, надеюсь, что суббота станет днем самоопределения украинского политикума. То есть станет понятно, либо у нас ситуация и в дальнейшем будет консервироваться, либо все-таки произойдут какие-то «тектонические изменения». После субботы Президент или распускает Верховную Раду, или «Наша Украина» идет в коалицию с Партией регионов.

— Вы верите, что Президент способен распустить парламент, если сейчас у «Нашей Украины» рейтинг где-то 7—10%?

— Я верю, что у Президента есть остатки инстинкта самосохранения. У него нет иного выбора, это вопрос не способности, а самосохранения.

Но для меня интереснее во всей этой истории, насколько общество восстановилось после того «облома», или есть более сложное слово — фрустрации. Мне интересно, способны ли люди еще раз выйти на улицы.

— Вы хотите знать, способны ли они поверить еще раз тем же...

— Я хочу узнать, способны ли они поверить в первую очередь самим себе. Есть ли у них вера в собственные силы. Если люди выходят на улицы, значит, они верят, что они могут что-то изменить.

— Я считаю, что у народа этой веры предостаточно. Вопрос в том, смогут ли политики конвертировать эту веру как-то иначе, нежели они это сделали после осени 2004 года? Какие могут быть предъявлены доказательства, что на этот раз будет иначе?

— Я думаю, что у политиков не осталось никаких доказательств и аргументов для сограждан, чтобы доказать свою состоятельность и ответственность. Вопрос в том, сможет ли общество контролировать их ежедневно. С моей точки зрения, ни у кого не осталось иллюзий ни относительно власти, ни относительно оппозиции.

— Получается, что мы должны быть настолько большими реалистами и прийти, чтобы не было еще хуже, чем есть...

— Абсолютно правильно. И заложить фундамент для того, чтобы, возможно, хотя бы осенью стало лучше.

— В среду «Наша Украина» обнародовала заявление, что в Киев едут парни спортивного телосложения (в народе их называют «узколобыми»), чтобы предпринимать провокации. Планируются ли какие-то мероприятия для обеспечения порядка и избежания провокаций?

— Обычная подготовка для избежания провокаций ведется. Но мне кажется, в этой ситуации более всего в провокациях не заинтересована власть. Главный козырь коалиции — это стабильность. И любые массовые беспорядки не выгодны власти.

— Что, по вашему мнению, является наибольшей угрозой для Украины?

— Самая опасная угроза — это консервация существующей сейчас политической ситуации. Наибольшая угроза возникает тогда, когда конфликты загоняются в середину.

— А вы не верите, что Партия регионов может эволюционировать?

— Я не верю, что может эволюционировать это поколение украинских политиков, представленное как во власти, так и в оппозиции.

— Вы хотите возрастные ограничения ввести для кандидатов?

— Речь идет не о возрастных ограничениях, а об определенном политическом опыте, приобретенном путем определенных политических практик. У всего этого поколения одна политическая генеалогия. Говорить, что оно постсоветское — это, конечно, слишком общая характеристика, но она о многом свидетельствует. Все эти люди мыслят еще теми категориями и их взгляды на власть и оппозицию достаточно условные. Думаю, в политику должны прийти не молодые люди, а просто другие. Конечно, если сейчас состоятся досрочные выборы, вряд ли в Верховную Раду сможет попасть большое количество новых людей. Думаю, политикум на 80% останется тем же.

— Кстати, в субботу должен состояться съезд «Нашей Украины», чего вы от него ожидаете?

— Я ожидаю определенных шагов модернизации партии, обновления руководящего состава партии. Чтобы «Наша Украина» четко определилась: либо она — партия Президента, либо занимает какую-то другую нишу.

— Как вы относитесь к идее, чтобы сам Виктор Ющенко возглавил «Нашу Украину»?

— На мой взгляд, это не спасет ни Ющенко, ни «Нашу Украину». К тому же для этого нужно менять Конституцию. Если в других странах партийность президента ни у кого не вызывает негативных эмоций, то для Украины, по-видимому, эта ситуация является недопустимой и неадекватной.

— Кто может стать лидером в этой ситуации?

— Считаю, если бы Кириленко возглавил «Нашу Украину», то это бы дало ей шанс вернуть утраченные позиции.

— А у него хватит характера для этого?

— Ему хватает «нового» политического опыта, чтобы не делать ошибок, которые делали его предшественники. Во всяком случае, я на это очень надеюсь. Остальные кандидатуры, мне кажется, — это возврат в прошлое.

— А что будет с «Порой»?

— Это самый сложный вопрос. Я верю, что «Пора» останется партией, которая осмелилась выйти за рамки правил, навязанных украинскими политиками. Партия, которая старалась стать носителем принципов и ценностей нового поколения. И шанс такой партией остаться у нее есть.

Смотрите, среди представителей Партии регионов есть разные взгляды, но есть какая-то цель и они ей подчиняются. У вас же постоянно какие-то распри. Получается, «Пора» — проявление украинского анархизма?

— «Пора» никогда не скрывала своих проблем. И это была сознательная позиция. Мы от общества не прятали ни внутренних противоречий, ни ошибок.

— Можете назвать рейтинг ошибок?

— Первая — это недостаточно четкая позиция по отношению к Виктору Ющенко после того как он стал Президентом. Мы были слишком корректными в своих выражениях и как остальное общество давали ему какие-то авансы. Это была большая ошибка. Вторая ошибка — попытка объединиться со «старыми» политиками, не принимая во внимание то, что они были близки нам идеологически. Речь идет о партии «Реформы и порядок».

И третья ошибка. В какой- то момент часть «поровцев» захотела стать более респектабельной и умной (смеется). Следовало, очевидно, оставаться чужими среди политиков.

Возможно, есть и еще более глубокая ошибка. То, что «Пора» из общественной кампании решила превратиться в партию. Мы решили, что у нас будет все хорошо, и у общества возникнет большая потребность в массовых общественных движениях, а нам надо себя попробовать в политической борьбе. Как оказалось, это была иллюзия.

— То есть «Самооборона» идет по вашим стопам?

— «Самооборона» в абсолютной степени идет по нашему пути. Если она превратится в «Пору» образца 2004 года, она принесет значительно больше пользы украинскому обществу, нежели все украинские партии вместе взятые.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать