Каждый народ познается по его богам и символам.
Лев Силенко, украинский мыслитель, философ, историк, писатель, номинант на Нобелевскую премию

Что такое реконструкция трипольской керамики?

14 октября, 2010 - 19:29

Один человек, замечательный знаток и трипольской культуры, и трипольской керамики, сказал мне, что писать о реконструкции скучно, а может, и неинтересно. Я удивилась и согласилась, но потом все-таки решила написать, вдруг кто-то и найдет для себя что-то полезное и заинтересуется темой Триполья.

Вот уже более ста лет археологи, ученые, историки как когда-то царской России, так и современной Украины каждое лето уходят на раскопки в поля с единственной целью — найти в земле новые доказательства существования трипольской цивилизации.

Небольшое село Триполье, расположившееся на живописном берегу Днепра в Киевской области, стало известно археологической науке благодаря археологу Викентию Хвойке (1850—1914 гг.), который систематизировал и описал странные керамические изделия, покрытые таинственными узорами. Находки располагались в таких археологических слоях земли, что сомнений уже не оставалось — открыта доселе неизвестная науке культура. Современные научные методы магнитной съемки подтвердили предположения археологов конца ХІХ — начала ХХ столетий. Более шести тысяч лет до нашей эры огромные пространства юго-восточной Европы были заселены неизвестными племенами, оставившими нам в наследство глубоко под землей множество фактов своего существования. Это открытие изменило все научные представления о древних земных цивилизациях. И если пирамиды Египта, Южной Америки, скульптуры и письменность Греции, храмы Индии, Византии расположены на поверхности земли и открыты всем, то тайны Триполья тысячелетиями были невидимы. Сегодня приходится пересматривать вековые понятия о развитии человечества и соглашаться с тем, что и до всемирно известных цивилизаций на северо-востоке Причерноморья процветала малознакомая доселе культура.

Наиболее многочисленные поселения трипольцев обнаружены на территории современной Украины. В этом регионе в то время находились крупнейшие из них. Население некоторых достигало 10—15 тысяч человек. Жители этих поселений строили глиняные двухэтажные дома, разводили скот, выращивали злаковые, занимались ткачеством, гончарством. Именно изделия гончаров помогли нашим современникам открыть новую цивилизацию, и именно они вдохновили наших современников на изготовление подобных и на реконструкцию древних.

Как ни странно, но одной из первых реконструкцией трипольской керамики занялась женщина — Людмила Смолякова. Образцами стали многочисленные находки из раскопок. Это были женские и мужские статуэтки, бытовая посуда, фигурки животных, остатки жилищ и храмов.

Объяснить словами тягу первого народного мастера Украины по реконструкции трипольской керамики к глине и Триполью практически невозможно. Это пришло к ней в зрелом возрасте и не отпускает уже много лет. Ее работы, а их уже несколько тысяч, сегодня известны во многих странах. Участие Смоляковой в международных выставках, ее интереснейшие рассказы о жизни древних трипольцев дают миру новые представления об Украине, об истории и зарождении европейской цивилизации именно на территории нашей страны. А еще открывают тайны жизни и исчезновения целых народов, к сожалению, не оставивших нам своей письменности, но оставивших свою историю в керамике, ткачестве, в системе постройки жилищ и целых поселений. Известно, что и Киев, и Москва застраивались по кольцевой системе, точно так, как и трипольские поселения. Связь времен не прервалась. Много разных народов и племен побывали на наших землях за последние несколько тысяч лет. Но генетическая память о самых древних жителях нашей страны жива в народе и сегодня. Мы видим трипольские символы в вышиванках, писанках.

Так что же такое реконструкция трипольской керамики? На мой взгляд, это не только технология лепки без гончарного круга, не только древняя символика и не только обжиг изделий при температуре около 1000 градусов. По моему, это, в первую очередь, возвращение украинцев к природе, к любви и уважению к предкам.

Думаю, что реконструкция трипольской керамики, быта трипольцев, это, прежде всего, реконструкция нашей памяти, реконструкция общечеловеческих ценностей, наша дань предкам и вера в возрождение страны.

Татьяна МАГДЕЙЧУК
Газета: 

Добавить комментарий

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ