Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О глорификации войн

Символизируют ли пушки мирные намерения украинцев и запорожцев в частности?
24 июля, 17:14
ФОТО Б. ДВОРНОГО

Сейчас каждый вечер я прогуливаюсь в запорожском Парке Победы. И каждый раз в центре парка мне бросаются в глаза памятные знаки Второй мировой войны — две пушки-гаубицы, а также установленная между ними ракета, высотой с семь метров. Сначала я не особо обращал на них внимание, ведь еще с советских времен мы, поколение Homo sovieticus, привыкли к тому, что память о Второй мировой войне увековечивали, устанавливая на постаменты танки, пушки, самолеты, катера или другие виды оружия, которые использовали в той войне.

Но как-то во время прогулки, сконцентрировав на них взгляд, вдруг подумал: подождите, но такие ракеты не использовали в той войне (тогда такого вида оружия просто еще не было)! Так что же символизирует эта ракета, единственным назначением которой является — убивать людей? Неужели прошлые, нынешние или будущие убийства? И от этого «открытия» мне стало жутко.

Ну, ладно, — подумалось дальше, — пусть те, кто устанавливал эти памятные знаки, выпустили из поля зрения, что ракеты во Второй мировой войне не использовали, а городское руководство Запорожья в постоянной спешке на это не обратило внимания. С кем не бывает! Не предполагать же, что такие ракеты, возможно, использовали во время войны в Афганистане или в какой-нибудь другой стране, против которой СССР использовал свои вооруженные силы... Однако с другой стороны, парк все же Победы, то есть победы во Второй мировой войне...

И здесь в голове промелькнула еще одна мысль: ладно, пусть «промахнулись» с ракетой, но как тогда объяснить наличие пушек, которые так же, как и упомянутая ракета, единственным назначением которых является разрушение враждебных объектов или, опять же, убийство людей? Что мы символизируем этими пушками: наши угрозы (тогда кому?), наше желание снова убивать (тогда кого и за что?)?

А мысль летела дальше.

Я вспомнил, что на одной из центральных площадей Запорожья, около одного из корпусов национального университета, на традиционном постаменте стоит... еще одно орудие убийства людей — советский танк, который, — согласно традиционной в СССР для каждого города легенде — первым ворвался в Запорожье.

Кстати, таких «первых» танков по нашим, украинским городам на постаментах установлены десятки, если не сотни. Но эти танки снова же убивали людей, причем не только военных вермахта, которые пытались захватить нашу землю, но и мирных граждан, которые случайно попадали под обстрелы! Но, кроме того, что эти танки убивали людей, они в очередной раз оккупировали нашу, украинскую землю, бросая ее под ноги еще одного — уже московского оккупанта. Так что же выходит: этими танками мы увековечиваем оккупацию Украины московской империей?

И здесь по аналогии вспомнился еще один памятный знак: советский истребитель Второй мировой, который стоит в Запорожье на бульваре Т. Шевченко (на противоположном конце этого бульвара — городской совет г. Запорожье). Под этим истребителем — фамилии сотен советских бойцов, которые погибли, освобождая наш город от захватчиков (вечная память и покой их душам!). Но истребитель — это тоже инструмент убийства людей. Что же символизирует и этот памятный знак? Понятно, что так же — орудие убийства людей.

Кстати. Сразу же на правом берегу Днепра (справа от моста через Днепрогэс), рядом с братской могилой советских воинов, которые в 1943 г. отвоевывали украинскую землю, установлена еще одна пушка. Так же установлена пушка и рядом с Запорожским трансформаторным заводом (здесь в 1941 г. стояли советские артиллеристы). Не являются ли эти пушки так же орудиями убийства людей?

Так что же, если обобщим, символизируют перечисленные памятные знаки Запорожья? Как это ни прискорбно констатировать, но, устанавливая памятные знаки в форме орудий войны, они символизируют орудия убийства. Но зачем это символизировать? Чтобы снова убивать, но теперь уже других людей? Это же в корне противоречит одному из основных принципов гуманизма, который утверждает, что наибольшей ценностью в мире является Человек и его жизнь! Нужна ли нам такая глорификация милитаризма (то есть прославление войн), если мы к ним вовсе не стремимся?

Предполагаю, что одни читатели могут возразить мне, ведь такие принципы установления памятных знаков господствуют на значительной территории Украины, кроме, насколько мне известно, западных регионов. Так что: повсеместно в Украине сносить такие памятные знаки? Хотя это и некорректно, однако на вопрос отвечу вопросом: если такие памятные знаки будем оставлять, то, может быть, тогда установим памятный знак и в виде атомной бомбы, которую США сбросили на Хиросиму и Нагасаки (ведь именно эта бомба положила конец Второй мировой войне)?

Другие читатели могут возразить по другой причине: разве где-то запрещено устанавливать памятные знаки в форме разных видов оружия, которое использовали в войне? Нет, нигде не запрещено. Но почему бы нам не устанавливать такие памятные знаки, которые не являются орудиями убийств? Почему бы не ставить вместо ракет, пушек, танков другие символы — фигуры рыдающих матерей; фигуры молодых ребят, которые так хотели обновленной жизни; фигуры нерожденных детей (скульпторы могут подсказать здесь идеи гораздо лучше меня)? Почему бы нам, — как в странах Запада, где установлены более нескольких десятков памятников в форме револьвера с «завязанным» дулом, не «завязать» узлы на пушках и танках так же и в Украине? Возможно, тогда у нас стало бы меньше тех, которые ежесекундно, как в соседней России, готовые хвататься за оружие?

Третьи читатели могут возразить еще по одной причине: мол, автор этой статьи выступает категорически против демонстрации бывшего советского оружия на территории современной Украины из идеологических соображений (мол, советское оружие — это оружие захватчика Украины). Как раз нет, такие читатели ошибаются. Разные виды оружия — это факты той войны, а бороться с фактами — вещь бессмысленная, поэтому с фактами я никогда не борюсь. Но считаю, что такие факты следует размещать в других местах, например, таких как Краеведческий музей, который функционирует в Запорожье. Думаю, что там эти виды оружия очень красиво дополнили бы экспозицию отдела, который посвящен периоду Второй мировой войны. Думаю, там мальчишек от таких экспонатов будет не оторвать.

Насколько знаю, таких памятных знаков, как в Запорожье, в Украине очень много. Сносить ли их? Закон о декоммунизации о таких памятных знаках молчит. По моему мнению, принимать решение относительно этого должны местные советы, которые мы выберем в октябре этого года. Но делать это нужно обязательно, причем срочно, сразу же после избрания! 

Заканчивая, скажу прямо: устанавливать памятные знаки в виде разных видов оружия — это традиция вандалов, ордынцев, которые преследуют единственную цель: запугать всех вокруг себя своей мощью и непобедимостью с единственной целью — покорить себе весь окружающий мир (а это — в принципе является невозможным). Такие идеи могут господствовать разве что в болезненном воображении некоторых бесноватых вождей (фамилии конкретных современников тут не называю, читатели могут вычислить их сами).

Принципы гуманизма нужно не только знать, их нужно внедрять в наше украинское настоящее. Именно они должны стать основой нашего нового, европейского будущего.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать